Мастер–класс по теме «Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
Казахстан, Акмолинская область
Беловодская средняя школа
учитель русского языка и литературы с казахским языком обучения
Токмаганбетова Асем Каримжановна
Цель: научить применять активные методы обучения на разных этапах уроках русского языка и литературы
Задачи:
- Познакомить участников с АМО для уроков русского языка и литературы.
- Углубить знания об АМО, алгоритме применения АМО.
- Создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между собой.
Аудитория: руководитель РМО, учителя-предметники.
Оборудование: компьютер, проектор; презентация мастер-класса, карточки-задания, трафареты костюмов
Сценарий мастер-класса
1 . Орг. момент. Слайд 2
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для положительного настроя на работу и для установления доброжелательной атмосферы я предлагаю начать наш мастер-класс с упражнения «Пожелания здоровья!»
- Всем, кто пришёл меня поддержать- здравствуйте ! (помахали мне рукой)
- Всем, у кого прекрасное настроение- здравствуйте ! (помахали..)
- Всем, кто любит своих учеников – здравствуйте ! (помахали)
- Всем, кто не боится трудностей- здравствуйте ! (помахали)
В начале урока всегда обращаю внимание на настроение, с которым ко мне приходят учащиеся. Иногда они не могут его объяснить, тогда предлагаю метод «Мешочек настроений», который создаёт позитивный настрой учащихся на работу в классе и экономит время на уроке. Из мешочка дети берут карточки с написанными словами-символами, от которых порой зависит наше настроение, с добавленными к ним эпитетами. Учащиеся называют тот эпитет, который соответствует их настроению.
-А вы, коллеги, с каким настроением пришли на мастер-класс?
Сейчас «Мешочек настроений» об этом нам расскажет…
- Сообщение темы
– Свой мастер-класс я начала с АМ «Приветствие», «Энергизатор». На мой взгляд, это самые вариативные, эмоциональные методы, которые могут стать основой для мотивации учебной деятельности учащихся
Тема нашего мастер-класса “Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»
слайд 3
Цель: рассмотреть некоторые виды активных методов обучения , а также возможность применения их на различных этапах урока.
Постановка цели и задач урока слайд 4
На любом уроке, занятии можно использовать АМ выяснение целей, опасений, ожиданий
– Учителю этот метод позволит лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного подхода.
Ученикам данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
На своих уроках я применяю методы «Фруктовый сад», «Костюмчик ожиданий» слайд 5
И вы, уважаемые коллеги, запишите свои ожидания, опасения и способы преодоления опасений на фруктах по теме нашего мастер-класса ( лимоны- ожидания , яблоки- опасения, груши –что я сделаю, чтобы опасения преодолеть) .
В конце занятия мы к ним ещё вернёмся
В своей педагогической деятельности я применяю разные активные методы, один из них «Аквариум»(слайд 6). Этот метод уместен при составлении плана работы по теме и рассчитан на сильных учащихся. 3-4 учащихся- «золотые рыбки» после недолгого обсуждения предлагают перечень вопросов, которые необходимо осветить при работе над данной темой.
- 3. Опрос домашнего задания
Этот же метод «Аквариум» применяю при проверке д/з, связанного с жизнью и творчеством поэта или писателя. Учащиеся отвечают, опираясь на планы, составленные «золотыми рыбками».
- Новый материал слайд 7 – 8
Метод «Инфо-угадай-ка» разделимся на группы
1 группа – понятие об АМО, 2 группа – на каких этапах применяется АМО, 3 группа – виды и цели применения АМО.
Защита постеров
- АМ Релаксация (физминутка) слайд 10
– Не стоит забывать о восстанавливающей релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
– (Под тихую музыку). Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте : вы гуляете по весеннему лесу ,вдыхаете его запахи , прислушиваетесь к звукам леса .А теперь потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза и снова будьте здесь свежи и полны бодрости.
- Обобщение знаний.
Самыми познавательными методами на этом этапе урока считаю КЛАСТЕР(«кластер» в переводе означает пучок, созвездие.), который известен учащимся как схема-паучок, а также СИНКВЕЙН. Эти методы присутствуют у меня при объяснении, закреплении, обобщении знаний, самостоятельной работе СЛАЙД 11
На уроке русского языка в 9 классе по теме «Понятие о бессоюзном сложном предложении» учащиеся к концу урока составили кластер –алгоритм, отразив в нём основные принципы постановки знаков препинания в БСП СЛАЙД 12
– Уважаемые коллеги, попробуем составить с вами синквейн по теме нашего мастер-класса, взяв за основу слово МЕТОД – самостоятельно (Работа в группах).
Но прежде вспомним правила его составления СЛАЙД 13-14
Подведение итога урока.
Вот и подошёл к концу наш мастер-класс
– Достигли ли мы целей занятия?
-На каких этапах урока можно применять АМО?
Активные методы обучения применяются на всех этапах урока.
(Организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока, релаксация )
Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа урока.
-Вернемся к нашим «фруктам». Оправдались ли ваши ожидания –опасения? Озвучьте записи. (Если ваши опасения развеялись, брюки поднимите к футболкам)
Слайд 8
Урок я обычно заканчиваю различными формами РЕФЛЕКСИИ, применяю такие методы : «Лестница успеха», «Аплодисменты», «Дартс»
Слайд 9 Сейчас мы подведем итоги нашего мастер- класса с помощью
метода « ДАРТС»
-Оцените мероприятие, своё участие в нем , отразив своё настроение (цветной магнит)
Завершая свой мастер-класс, хочу сказать: не бойтесь применять инновационные методы!
Слайд 10
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Спасибо, коллеги, вам за работу! До новых встреч!
Ссылка на материал: https://yadi.sk/d/0XUcoqiN3N72cM
Мастер-класс