Методическая разработка открытого урока по физике на тему ” Механические колебания”
Казахстан,Атбасарский район
КГУ “Полтавская средняя школа отдела образования Атбасарского района”
Учитель физики и информатики
Ермошина Наталья Анатольевна
Цели урока:
- Образовательная: ввести понятие механических колебаний, рассмотреть колебания на примере математического и пружинного маятников;
Сформировать у учащихся представления о свободных и вынужденных колебаниях.
- Воспитательная: воспитание мировоззренческого понятия (причинно – следственных связей в окружающем мире)
- Развивающая: развитие самостоятельности мышления и интеллекта, развитие умения анализировать, обобщать, делать выводы, развитие логического мышления, грамотной устной речи, содержащей физическую терминологию.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Техническая поддержка урока:
- «Методическая копилка» преподавателя, план-конспект урока, мультимедийный проектор, маятники математический на нити; маятник пружинный, грузики, штативы.
- Презентации к уроку «: Колебательное движение. Свободные и вынужденные колебания. Маятники».
- Закрепление изученного материала: контрольный лист обучающегося.
Демонстрации:
- Маятник математический на длинной и укороченной нити;
- Маятник пружинный с разными грузиками..
- Показ слайдов с помощью информационно – компьютерных технологий.
План изучения новой темы:
Организационный этап (1 мин)
- Повторение пройденного материала. (3 мин)
- Проверка домашнего задания. (Электронное тестирование с помощью программы VipTest)
- Актуализация знаний. (2 мин)
- Новый материал. Колебания. Виды колебаний – свободные, вынужденные.
- Колебательная система. Изучение механических колебаний на примере колебаний математического и пружинного маятников (3мин)
- Основное свойство колебательных систем (2мин)
- Условия колебаний (2мин)
- Гармонические колебания (2мин)
- Основные характеристики колебательного движения (5мин)
- Закрепление (Повторение и контроль изученного материала:
презентация «Колебания» , контрольный лист обучающегося) (15мин)
- Подведение итогов. Рефлексия. (1мин)
- Домашнее задание. (1мин)
Ход урока
Организационный этап (1мин) Добрый день, ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам радость общения друг с другом.
Сегодняшний урок я хотела бы провести под девизом:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Работать – старательно!
И знания нас ждут обязательно! (слайд 1)
- Повторение изученного ранее материала по теме «Законы сохранения»: (слайд 2)
1 .Единица измерения потенциальной, кинетической энергии?
2.Кинетической и потенциальной энергией обладают тела?
3.От каких величин зависит потенциальная энергия поднятого над землёй тела?
4.От каких величин зависит кинетическая энергия тела?
- Систему тел, в которой тела взаимодействуют только между собой, не испытывая действие со стороны других тел, называют?
- Какое топливо используется для двигателя ракеты?
7.Кому принадлежат первые идеи по освоению космоса?
8.Кем реализованы идеи Циолковского по освоению космического пространства?
9.Движение тела, возникающее при отделении от него с какой – либо скоростью некоторой части, называется…
10.По какой формуле можно рассчитать импульс силы, импульс тела?
11.Характеристикой механического состояния тела, является….
- Проверка д/з (слайд 3)
Откройте тестирующую программу VIP Test. Вам предстоит ответить на 10 вопросов теста.
- Актуализация знаний. Мотивация (3мин) (слайд 4)
Ребята, послушайте песню и посмотрите что общего между картинками?
Сегодня на уроке мы поговорим о колебаниях:
Запишите тему урока в тетрадь.
- Постановка цели урока:
- Изучение нового материала:
- Колебания. Колебательная система. Виды колебательных систем
Что происходит сегодня в мире, в котором мы живем? Вокруг нас происходят различные процессы и явления, которые имеют особенность повторяться.
Колебания – это один из самых распространенный процессов в природе.
Механические колебания – движения, которые периодически или почти
периодически повторяются через определенные интервалы времени.
Давайте рассмотрим примеры колебаний. (Просмотр видео – слайд 8)
Ребята, подумайте и ответьте, в каких ситуациях мы употребляем, данное понятие – колебание:
- Природа – Землетрясение, приливы и отливы, насекомое машет крыльями и др.
- Человек – Биение сердца, колебание голосовых связок, сокращение мышц, хлопанье ресницами, колебание настроения и др.
- Бизнес – Колебание курса валют
- По способу возбуждения и характеру физических процессов выделяют:
Свободные колебания– колебания в системе под действием внутренних сил после того как система выведена из положения равновесия.
Например: 1. Колебания груза на пружине.
2.Колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия
Вынужденные колебания– колебания под действием внешней периодической силы.
Например: 1. Движение поршня в ДВС, 2.Раскачевание качелей
Задание: Составьте карту ума.
Выберите из предложенных вариантов свободные и вынужденные колебания, приклейте стикер с правильным ответом.
- колебания листьев на деревьях во время ветра;
- биение сердца;
- раскачивание качелей;
- колебание груза на пружине;
- перестановка ног при ходьбе;
- колебание струны после того, как её выведут из положения равновесия;
- колебания поршня в цилиндре;
- колебание шарика на нити;
- колебание голосовых связок;
- колебания щёток стеклоочистителя (дворники в машине);
- колебания иглы швейной машины;
- колебания корабля на волнах;
- колебания мембраны телефона;
А теперь давайте проверим обменяйтесь работами. (взаимопроверка) слайд – 13 (правильные ответы)
- Условия необходимые для возникновения колебательного движения.
(Просмотр видео) – слайд 14
- Параметры колебательного движения. (слайд 15)
- Решение задач
- Физминутка «Встреча».
Ребята, предлагаю вам повернуться друг к другу и представить себе встречу друзей-весельчаков, которые не виделись целый год.
Здравствуй, друг мой дорогой! (изображаем радость, удивление, объятия)
Год не виделись с тобой.
Я здороваться могу-
Другу крепко руку жму! (жмём друг другу руки)
И по-дружески хочу
Друга хлопнуть по плечу. (изображаем похлопывание)
Улыбнусь ему задорно, (улыбаемся)
Рожицу сострою, (строим рожицы)
И потопаю, как будто
Марширую в строе. (топаем ногами)
Я руками помашу – (машем руками как крыльями)
Другу спину почешу. (чешем друг другу спину – просто весело!)
Воротник ему поправлю, (поправляем воротнички друг другу)
Громко песенку спою (поём: ля-ля-ля)
Мы теперь с ним вместе, рядом
Хлопнем мы в ладони – хлоп! (хлопаем)
Подмигнем, удобно сядем
… И продолжим наш урок.
7.Колебательная система – система тел, способных совершать колебательные движения. Пример: маятник. Маятник – твердое тело, подвешенное на нити или на пружине, или закрепленное на оси, совершающее колебание под действием силы тяжести.
Виды маятников: I. Математический маятник– это материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити, находящаяся в поле тяжести Земли. l >> r m гр.>> m нити Колебательная система – опора, тело, нить, Земля. II. Пружинный маятник– тело, подвешенное на пружине и совершающее колебания вдоль вертикальной оси под действием силы упругости пружины. Колебательная система – опора, тело, пружина, Земля. Задание 6. Составьте кластер.
- 8. Формулы:
- Практикум:
Задание.
План работы:
- Составьте гипотезу.
2.Вычислите Т (с).
- Вычисления занесите в таблицу.
- Запишите вывод.
- Независимость периода колебаний груза на нити и груза на пружине от амплитуды колебаний открыл в 1583 г. выдающийся итальянский физик Галилео Галилей.
(Просмотр видео – слайд 20)
- Резонанс. Польза и вред резонанса.
- Сообщение учащегося.
- Просмотр видео (слайд 22)
- Подведение итогов урока. Рефлексия (2 мин). Рефлексия – из трех предложенных стихов выбери одно, характеризующее твоё состояние на конец урока.
1.Искрятся глаза, Смеется душа, И ум мой поет: «К знаниям вперед»! |
2. Не весел я сегодня, В тишине взгрустнулось мне, Все о колебаниях Промчалось вдалеке. |
3. Вспоминая все познания свои, И физики мир постигая, Я благодарен матушке судьбе, Что колебания в мире есть и нам их всех не счесть! |
11. Домашнее задание: П 24 – П27 стр. 103 Упр.22 №2 Упр. 23 № 1
Изготовьте прибор, демонстрирующий колебательное движение