Млекопитающие. Охрана животного мира.
Казахстан, г. Алматы
КГУ “Школа – гимназия №22”
Учитель географии и естествознания
Сыдыков Асыл Алматович
Тип урока:
изучение закрепление новых знаний.
Вид урока:
развивающий.
Методы:
словесные (беседа, объяснение), наглядные (объяснительно-иллюстративный), практические (проблемный, частично-поисковый)
Дидактическое обеспечение урока:
экран, мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты, раздаточный материал.
Межпредметные связи:
математика, литературное чтение, казахский и английский языки
Цели урока:
Образовательные: усвоить знания о млекопитающих , раскрыть экологическую проблему, обсудив тему охраны животного мира.
Развивающие: расширить знания детей об окружающей действительности. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Обогащать и усложнять словарный запас учащихся. Направлять детей на исследовательскую деятельность.
Воспитательные: воспитывать доброту и сострадание к животным, бережное отношение к родной природе, гуманное отношение к богатствам родной земли.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Асыл Алматович. Сегодня я проведу с вами урок познания мира. Я чувствую, что вы все молодцы и умеете хорошо работать на уроке. А оценивать ваши ответы мне помогут фишки – солнышки.
- II. Актуализация знаний учащихся.
-Сейчас вы изучаете раздел многообразие животных. Просмотрев слайд – шоу, постарайтесь определить тему нашего урока?
Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы поговорим о многообразии мира животных, особое внимание уделим млекопитающим и конечно же затронем тему охраны животного мира.
Вступительная беседа:
Мир животных очень разнообразен и по внешнему виду, и по величине, и по способам передвижения.
Одни животные настолько крохотные, что их можно рассмотреть только при большом увеличении под микроскопом, например амеба, их размеры меньше 1 миллиметра.
Другие – слоны и киты – достигают огромных размеров.
III. Проверка знаний учащихся:
Мы знаем что, Огромное множество животных делится на группы.
– Кто мне их назовет?
(Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие)
Назовите, пожалуйста, основные признаки каждой группы.
В каждой группе животных очень много видов. Самые многочисленные обитатели нашей планеты – насекомые.
– А сколько всего видов животных вы можете назвать?
– Всего по подсчетам ученых на Земле обитает около 2 млн. видов животных.
Итак, Огромное множество животных делится на группы.
– Назовите их.
- IV. Изучение нового материала:
А теперь послушайте фрагменты песен и отгадайте главных героев этих песенок. (белочка, жираф)
– А к какой группе животных относятся белочка и жираф?
– Кто может дать определение «кто такие млекопитающие».
Млекопитающих называют молочными братьями человека. Все они рождают своих детёнышей и вскармливают их молоком. У млекопитающих крупный головной мозг и хорошо развиты органы чувств.
– Кто может дать определение «кто такие млекопитающие».
Млекопитающих называют молочными братьями человека. Все они рождают своих детёнышей и вскармливают их молоком. У млекопитающих крупный головной мозг и хорошо развиты органы чувств.
– А какое значение играют млекопитающие в жизни человека?
Значение млекопитающих разнообразно. Многие из них имеют ценный мех, другие являются источником мяса и шкур.
Рога оленей используют для получения ценного лекарства.
Домашние животные обеспечивают человека мясом, молоком, шерстью, кожей, мехом и т.д. некоторые животные – незаменимое транспортное средство.
Животные обитают и на суше и в воде, там где никогда не бывает зимы и там, где всегда холодно.
- V. Закрепление:
Но, ребята, послушайте
У нас, у людей, всё есть: дом, еда в холодильнике, пить захотел – вот тебе колодец, замёрз, шубу надевай. А у животных? У них ничего нет: ни магазина, ни водопровода. У кого шуба есть, так в жару не снимешь, а у кого нет, в мороз не наденешь.
– Возникает множество вопросов.
И поэтому я попрошу вас поделиться на группы и обсудить следующее задание. (раздать вопросы)
Задание 1 группе: Как животным спастись от жары?
(можно спрятаться в тень или воду, можно и другими способами избавиться от части тепла, например, развалиться на земле пошире или вспотеть. Можно запастись водой в виде жира в горбу или в курдюке, или закопаться в песок.)
Задание 2 группе: Как животным спастись от холода?
(у кого есть тёплый дом – нора или гнездо – тот не пропадет. Других защитит шуба или толстый слой жира. Каждый греется как умеет: в клубок свернётся, побегает, подрожит или перья дыбом поднимет)
ФИЗМИНУТКА | 7. Молодцы. Вы хорошо справились с заданием, а теперь надо расселить животных, так как распорядилась природа.
– Почему вы расселили животных именно так? |
А теперь мы с вами отправимся в гости к белым медведям и узнаем, как им живется на крайнем севере, где практически всегда холодно.
|
Знаете, ребята, я очень хочу познакомить вас со словами М. Пришвина, который, как вы знаете, подарил нам множество замечательных рассказов о природе.
Писатель М. Пришвин сказал:
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы….»
– Кто из вас попробует предположить, что Пришвин считает необходимым человеку, как рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, горы? (мнения детей, затем открыть)
– Согласны ли вы с Пришвиным?
– Родина включает в себя всё: и птиц, и зверей, и рыб, и горы, и воздух. Здесь нам жить, воду пить, дышать воздухом. И мы – люди частичка природы.
Ученики читают.
В природе все взаимосвязано. Любая хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на растительный и животный мир.
|
Увеличивая площади посевов сельскохозяйственных культур или прокладывая дороги, газо- и нефтепроводы, человек вырубает леса, распахивает степи. При этом страдает не только растительный мир. Многие звери, птицы, насекомые лишаются привычных мест обитания или погибают под колёсами мощной техники.
|
Хищническая охота привела к тому, что остались буквально единицы таких животных, как джейран, лесная куница, белый журавль, соболь, дрофа, обитавших в степях и лесах. |
Все животные, которых осталось очень мало, которые стали очень редкими или находятся на грани исчезновения, занесены в Красную книгу.
Наш народ испокон веков оберегал природу. Люди не рвали без нужды плоды и ягоды, не ломали кусты и деревья, не топтали травы. Была запрещена охота на птиц и животных, ожидающих потомство.
Многие животные считались священными, то есть ни в коем случае нельзя было убивать их или разорять гнёзда.
Прежде всего, это ласточка, лебедь и беркут. Даже заползшую в юрту змею старались не убивать, а напоить молоком и выпроводить.
–Не всегда люди понимают, что к природе надо относиться
бережно. Нельзя вырубать или ломать деревья, убивать птиц и зверей, ловить бабочек. Хотя порой, кажется, что эта змея или букашка не приносит никакой пользы. Но это не так. Все эти растения и животные на месте, они у себя дома. Все они составляют единую экологическую цепочку. Нарушив её, мы, в конечном счете, уничтожим всё живое и себя тоже!
Давайте представим, что существует «Жалобная книга животных», где они могут высказать свои жалобы и недовольства.
И раскрыв её, мы нашли одну жалобу, но автор не подписался. Прочитайте и скажите: кто же нам жалуется.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека: а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно.
- VI. обобщение
глоссарий.
Почему некоторых животных называют млекопитающими?
Сколько видов животных занесено в красную книгу Казахстана?
Что можем сделать мы, чтобы сохранить животных?
VII. домашнее задание
Подобрать слова к кроссворду, а их определения, желательно загадками, записать в тетрадь.
VIII. итог урока. выставление оценок.
- РЕФЛЕКСИЯ.
- Что вам запомнилось больше всего на уроке?
Я не волшебник, я только учусь. И хочу показать вам небольшой мультфильм, который создал специально для вас.
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/CwAu4dWC3QMFzc