Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение.
Казахстан, Костанайская область
КГУ “Качарская средняя школа № 1”
Учитель биологии
Кац Елена Павловна
Цель урока: ознакомление учащихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
- Образовательные:
- рассмотреть особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных;
- расширить знания учащихся о прикладном значении животных в природе, значении и роли в природе и жизни человека;
- Развивающие:
- продолжить формирование умений выполнять лабораторную работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать
- сформировать критическое мышление;
- Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе и ответственное отношение к выполнению порученных заданий.
Ход урока
- Орг. момент
- Психологический настрой
- Актуализация знаний. Введение в тему.
Повторение предыдущих терминов, которые встретятся на уроках по изучению кольчатых червей:
Эпителий (эпителиальная ткань, у многоклеточных животных — ткань, покрывающая тело и выстилающая его полости);
Кожно – мускульный мешок (совокупность слоев эпителия и мышц у плоских, круглых и кольчатых червей);
Ароморфозы (Ароморфоз – крупные изменения в строении в ходе эволюции);
Система органов (Совокупность органов, выполняющих единую функцию. Например, система органов пищеварения – полость рта, глотка, пищевод, желудок);
Регенерация (восстановление утраченных частей тела);
Гермафродиты (обоеполые организмы)
Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они – наживка для ужения рыбы, а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.
Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя» http://www.youtube.com/watch?v=V2CnppwucUc
Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?
(Ответы учеников.)
- Изучение нового материала
- Классификация. Учитель. Мы должны познакомиться с систематическим положением изучаемого объекта.
К типу Кольчатые черви (9 000 видов) относятся классы Многощетинковые (Полихеты) и Малощетинковые (Олигохеты) черви и Пиявки (демонстрация «Кольчатые черви»).
Систематика дождевого червя
Империя клеточные
Надцарство эукариоты
Царство животные
Тип кольчатые черви
Класс малощетинковые – олигохеты (дождевой червь)
Класс многощетинковые – полихеты (пескожил, нереис)
Класс пиявки (медицинская и ложноконская пиявки)
- Крупнейшие ароморфозы:
Сегментация тела. Сегменты – сомиты.
Органы передвижения:
У малощетинковых – это щетинки
У многощетинковых – это параподии (настоящие конечности)
Кожно-мускульный мешок состоит из 2-слоёв мышщ: продольные и кольцевые
Впервые полость тела (вторичная), которая называется целом
Выполняет 5 важных функций:
Гидроскелет
Выделительная
Половая
Транспортная
Опорная
Появляется замкнутая кровеносная система – это кровеносная система, в которой кровь течёт исключительно по сосудам. Таким образом, обмен веществ между кровью и тканями совершается только через стенки сосудов. Мускульные кольцевые сосуды – «сердца», расположенные в 7-13 сегментах).
Выделительная система представлена метанефридиями. Они более прогрессивны, так как в каждом сегменте имеется пара каналов, которые самостоятельно открываются наружу.
Нервная система узловая: окологлоточное кольцо + брюшная нервная цепочка. Ганглий – это узел
Пищеварительная система дождевого червя состоит из ротовой полости, пищевода, зоба, желудка, средней и задней кишки заканчивается анальным отверстием.
Виды дождевых червей (демонстрация «Кольчатые черви»).
- Происхождение малощетинковых.
От многощетинковых червей в связи с переходом к наземному существованию произошли малощетинковые черви.
Класс Малощетинковые черви объединяет 4-5 тыс. видов. Длина их тела колеблется от 0,5 мм до 3 м.
- Образ жизни
Дождевые черви – существа загадочные: как они, такие мягкие и нежные, живут в почве?
Почва как среда обитания имеет все необходимые условия для жизни организмов. Назовите, какие это условия? (Ответы учеников).
Дождевые черви – типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.
Затем идет обобщение материала о внутреннем строении дождевого червя, ученики вместе с учителем разбирают каждую систему органов и сравнивают с системами органов плоских и круглых червей
- V. В процессе изучения новой темы оформление в тетрадях лабораторной работы № 2 «Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижением, ответной реакцией на раздражение», «Изучение внешнего строения дождевого червя». «Изучение внутреннего строения на готовых влажных препаратах червя». Работа с учебником стр. 155. Подписать название внутренних органов под каждой цифрой на своём рисунке.
VI. Закрепление – релаксация, просмотр анимационного фильма « Путешествие дождевого червячка»
http://www.youtube.com/watch?v=uhnruX4DDxs
VII. Рефлексия. Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
VIII. Подведение итога урока. Общий вывод.
Дождевой червь, как представитель типа Кольчатые черви трехслойное, вторичнополостное животное, тело которых состоит из повторяющихся сегментов, или колец (отсюда и название – кольчатые черви).
- Домашнее задание §40 пересказ, приготовить сообщения «пиявки», «полихеты», «черви – гиганты и черви – карлики».