Наш выбор – правовое государство
Казахстан, Северо-Казахстанская область, с. Узынжар
КГУ “Октябрьская средняя школа”
учитель истории
Байкенова Айгуль Арамбаевна
Цели: охарактеризовать Республику Казахстан, как правовое государство.
Задачи:
– знакомство с Конституцией РК, со статьями Конвенции о правах ребенка;
– учить анализировать материал и определять главное;
– развивать чувство самоуважения, способствовать воспитанию чувства патриотизма;
Формы проведения: круглый стол
Участники: учащиеся 10-11 класса
Интеграция предметов: Человек и общество, самопознание.
План:
1. Организационный момент.
2. Круглый стол: «Наш выбор – правовое государство».
3. Рефлексия.
Эпиграф:
«Истинный показатель цивилизации –
Не уровень богатства и образования,
не величина городов, не обилие урожаев,
а облик человека, воспитанного страной»
Эмерсон
Учитель: Республика Казахстан – молодое государство. Тема для круглого стола: «Наш выбор – правовое государство» выбрана не случайно. Хотелось бы, чтобы сами учащиеся осознали значение правовых отношений.
25 лет назад на карте мира появилось название – Республика Казахстан.
25 лет на защите детей,
25 лет охраняя законы,
Соблюдая порядки статей, а за ними-
Детей миллионы.
Важно помнить о детском труде,
Уважении, слова защите,
О религии и правоте,
Что границы для близких открыты.
Если кто не достиг восемнадцати,
Значит, тот под защитой Конвенции,
Уберечь его от опасности –
Дело важное, первостепенное.
Независимо от способностей,
Принадлежности, расы, религии,
Обеспечить счастливое детство всем,
Вот где важность и цель события.
Дети тоже имеют право
На свободу, друзей и на отдых,
Чтобы быть неразлучными с мамой,
И здоровыми быть и бодрыми.
Защищенными быть от насилия,
Похищения или торговли,
Испытать доброты изобилие,
Окруженными быть любовью.
Дети мира- это цветы,
Это радость каждого дня,
Это солнце, восторг красоты,
Это там, где покой и семья.
Мы- все дети страны Казахстан-
Безопасно сегодня живем,
Ведь земля- это наш общий шар,
И в заботе растем день за днем.
Круглый стол: «Наш выбор – правовое государство».
Сегодня Республика Казахстан показывает всему миру, что стремится к формированию правового государства. Что является ярким доказательством?
Валя: Ярким доказательством этого является избрание Казахстана в Совет ООН по правам человека. Это возлагает большие обязанности на нашу страну в будущем, но это и огромное доверие мирового сообщества.
Казахстан воспользуется предоставленной возможностью шире реализовать работу в сфере продвижения общемировых ценностей — прав и свобод человека.
За годы независимости были предприняты серьезные шаги по внедрению международных стандартов в области прав человека.
Казахстана.
Учитель: Ребята, нужно ответить на вопрос «Что представляет Конвенция о правах ребенка?» Конвенция о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом. Ребята, давайте те назовём статьи, которые вам наиболее близки и понятны.
Мнения учащихся
Алишер:
Ст.7 Ребенок имеет право на имя при рождении.
Ст.6 Ребенок имеет право на жизнь.
Ст.20 Ребенок, лишенный семьи, имеет право на особую защиту и помощь.
Ст.21 Право на усыновление, в том числе международное.
Ст.24 Право на медицинское обслуживание.
Ст.26 Право на социальное обеспечение.
Ст. 28 Право на образование.
Ст.31 Право на отдых, участие в культурной жизни.
Ст.37 Право на свободу от произвольного ареста, пыток, на правовую помощь.
Ст.16 Право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, на защиту от посягательства на честь.
Учитель: В Конституции РК закреплены основные положения Конвенции о правах ребенка. А теперь послушаем детей о правах, которые соблюдаются в нашей школе.
Задание для учащихся: разделить учащихся на 2 группы
Найдите соответствия конституционных прав и обязанностей.
– Право на образование, каких обязанностей требует? (Среднее образование обязательно)
– Право на жилище (Платить налоги)
– Право на здоровую окружающую среду (Беречь и сохранять природу).
– Право на личную свободу (Уважать права, свободы, честь и достоинства других.)
– Право на пользование историческим и культурным наследием (Беречь памятники истории и культуры)
– Право быть под защитой государства (защищать Отечество)
Учитель: Каждый из нас ежедневно выполняет обязанности в семье, в школе, на работе, в общественных местах.
Задание для учащихся:
Расскажите о своих обязанностях в школе и дома.
Вы должны уметь анализировать свои поступки и отвечать за свои действия уже с детства. Для того, чтобы жить в правовом государстве, необходимо изучать основы права со школьной скамьи.
Рефлексия:
Учитель: Так как вы являетесь новым поколением значит, будущее нашей страны зависит от Вас. И от того насколько будет высоким ваше законопослушное поведение, настолько счастливым, сильным будет наш Казахстан. И как сказал Лидер нации Н.А.Назарбаев: «Только на основе высокой правовой культуры каждого Казахстана мы можем достичь целей развития страны в 21 веке, без высокой правовой культуры не будет ни эффективной экономики, ни законодательства, работающего во благо народа, ни динамичного развития».
Жизнь человека зависит от него самого, повседневной жизни это проявляется в поговорках и пословицах. Учащиеся должны назвать примеры таких пословиц и поговорок.
«Как аукнется, так и откликнется»,
«Что посеешь, то и пожнешь»,
«Любишь кататься, люби и саночки возить»,
«С плачем будешь арык рыть, смеясь, будешь воду пить».