Обобщение по разделу «Имя прилагательное»
Казахстан, Алматинская область, Енбекшиказахский район, с. Шелек
Шелекский политехнический колледж
Преподаватель русского языка и литературы
Шумкова Галина Михайловна
Цель урока:
- – обобщить, закрепить, привести в систему изученный материал по имени прилагательному, проверить знания, умения и навыки;
- – развивать речь, познавательную активность; умение отстаивать свою точку зрения; навыки самостоятельной работы, смекалку, сообразительность;
- – воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, взаимовыручку, любовь и интерес к языку;
Тип урока: обобщающий урок
Вид урока: урок – соревнование
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Оснащение: иллюстративный материал, раздаточный материал, учебные пособия, интерактивная доска.
Ход урока
I Мобилизующее начало
Психологический настрой
– Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.
II Актуализация знаний
Составить кластер по теме «Имя существительное»
III Слово учителя
– Сегодня у нас необычный урок. Это урок – соревнование «Восхождение в горы». Будем штурмовать вершину за вершиной. Но покорение горных вершин – дело трудное. Альпинисты готовятся к нему годами: тренируются, изучают климатические условия, особенности маршрута, запасаются необходимым снаряжением. Слабых и торопливых горы не любят и часто наказывают. Для этого необходимо сделать разведку, цель которой узнать названия мировых горных вершин. Какие вы знаете вершины? Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть альпинистом?
Альпинисты не одним маршем достигают самой высокой вершины, они делают остановки, берут промежуточные высоты.
Итак, какие высоты определили мы?
Джая (4 884 м) наивысшая точка Океании.
Массив Винсон (4 892 м) наивысшая точка Антарктиды.
Орисаба (5 636 м)Кордильеры
Эльбрус (5 642 м)Кавказские горы
– Горы не штурмуют большими коллективами, нужно разделиться на группы, выбрать командиров. (Команды выбирают командиров) Ребята, как вы думаете, с чего начинается восхождение к вершине? Конечно с медосмотра: горы слабых не любят, так что предлагаю перед штурмом первой высоты пройти медкомиссию и проверить «здорова» ли память наших альпинистов. Это и будет наш старт. Прежде, чем начать, еще хочу напомнить кое о чем. При оценке состояния здоровья товарища по группе, необходимо быть справедливым и принципиальным. Группе не имеет права идти вперед, если товарищ «болен», ослабел, все вместе помогают ему «выздороветь». Группа не может оставить товарища в пути: это опасно. И еще, в горах кричать, бегать, прыгать опасно. Чем выше горы, тем опаснее любой шум. Может случиться снежный обвал. Поэтому в группах все говорят шепотом.
IV Старт. Медкомиссия
Что такое имя прилагательное?
Охарактеризуйте разряды имен прилагательных.
У каких прилагательных есть краткая форма?
Как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения прилагательных?
Как образуются имена прилагательные?
Когда в именах прилагательных пишется нн, а когда –н?
Как пишется не с именем прилагательным?
В каких случаях сложные прилагательные пишутся слитно, а в каких раздельно или через дефис?
– Медкомиссия пройдена, все здоровы, теперь вы можете начать восхождение. Для того чтобы взять первую высоту, командам нужно выполнить задания:
1. Вставь, где нужно, ь
Блестящ…, врач.., встреч.., горяч.., доч.., карандаш.., ключ.., выделка кож.., ремонт крыш.., малыш.., марш.., мелоч.., могуч.., муж.., мяч.., нож.., программа передач.., печ.., помощ.., похож.., реч.., рубеж.., свеж.., много туч.., училищ.., хорош.. .
Скрипуч.., грач.., возле дач.., линюч.., мыш.., камыш.., плащ.., много груш.., ремонт крыш.., кирпич.., марш.., молодеж.., дремуч.., ключ.., меч.., нож.., мощ.., ряд жилищ.., реч.., помощ.., похож.., рубеж.., плющ.., дрожь.., хорош.., горяч.., училищ.., вонюч.. .
- Определить разряды
Хитрый заяц, кожаный чемодан, заячья избенка, счастливый случай, шерстяные носки, верблюжья колючка, красивый платок, серебряное колечко, соломенная крыша, глиняная посуда, привлекательный человек, нарядный плащ.
Ловкий борец, деревянный стул, лисья нора, крепкий орешек, ледяная пустыня, мамин платок, красивая девушка, золотое колье, соломенная шляпка, глиняный горшок, просторный двор, смелый юноша.
V– Молодцы! Вершина покорена. А сейчас слово жюри. Нам нужно узнать, чья команда первая пришла к вершине. Вы хорошо потрудились, а теперь отдохнем. ( Разгадать загадки)
- Круглый, снаружи зеленый, внутри красный, на вкус приятный. (арбуз)
- Сивые кабаны все поле облегли. (туман)
- Доброе, хорошее, светлое, теплое, на весь мир глядит, на себя не велит.(солнце)
- Сидит девица в темнице, а коса на улице. (морковь)
Нас ждет Южный полюс и его наивысшая точка Массив Винсон, а также новые задания:
- Работа у доски
Образовать простую сравнительную степень
Плохой – Дешевый –
Хороший – Сладкий –
Малый – Твердый –
Старый – Мягкий –
Жидкий – Короткий –
Дорогой – Длинный –
- Установите, где прилагательные употреблены в прямом смысле, а где – в переносном
Теплая одежда – теплая встреча
Ясная улыбка – ясная погода
Сочное слово – сочное яблоко
Пустой карман – пустой разговор
Кислая мина на лице – кислая ягода
Горячая пища – горячая голова
Грязное дело – грязное ведро
Железный гвоздь – железный характер
Золотые руки – золотая цепочка
Твердый сыр – твердое решение
Стальная проволока – стальное терпение
Сладкий сон – сладкая конфета
– Вы покорили вершину, а теперь узнаем, кто это сделал первым.
– Начинаем восхождение на Орисабу. Пока команды идут хорошо, больных нет, отстающих тоже. Мы уже в Кордильерах, чтобы начать восхождение, как всегда нужно выполнить задания.
- Раскрой скобки, вставь буквы
Орнам…нт, (тюрко)язычный, сувере(н, нн)ый, олиц…тв…рять, эл…гантный, изящ(?)ный, эк…пировка, к…ганат, с…нсация, атм…сфера, р…диация, опт…мальный, киб…рнетика, а(п, пп)аратура, поднож(ь,ъ)е, м..тив, нез…будка.
Какое существительное мужского рода нужно присоединить к словам: веко, войско, дело, зерно, поле, тепло, чтобы они стали прилагательными? (вой)
– Да, эта вершина была покорена с трудом. Все – таки это 5636 м над уровнем моря. Вы устали, а теперь отдохнем.
Найди лишнее слово
Петя ушиб колено ноги. Робинзоны ослабли от недоедания пищи. Собрание будет в декабре месяце. Многие города были превращены в руины и развалины. Путь корабля преградил ледяной айсберг. Он написал свою автобиографию.
VΙΙ Итак, нас ждет самое сложное восхождение на Эльбрус и самые сложные задания.
- Синтаксический разбор
А) К вечеру небо заволокло тучами.
Б) Он удивительно приспособился к жизни в тайге.
В) Тихо вечерние тени в синих ложатся снегах.
Г)Морозное дыхание метели еще свежо.
- Раскрой скобки
Северо(западный, научно(технический), желто(красный), высоко(образованный), бело(снежный), красно(речивый), лимонно(желтый), научно(фантастический), легко(крылый), подъемно(транспортный), соколи(н, нн)ый глаз, турец(к, ск)ий, завод(ск, к)ой, учитель(ск, к)ий, ветре(н, нн)ый.
– Ура, мы на вершине!
Слово жюри.
VIIΙ Итог урока
На доске прилагательные:
Трудолюбивый, самостоятельный, красивый, добрый, внимательный, умный, лохматый, ученый, морской, полосатый, хозяйственный, серьезный, породистый, заботливый, воспитанный,
Какие слова вы выберете для комплиментов друг другу?
ΙХ Рефлексия
Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.
Наш день (урок, мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать…
Мне больше всего удалось… А особенно удалось…
Что я получил от этого урока?
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
За что ты можешь похвалить учителя?
Х Выставление оценок
ХI Этап домашнего задания
Составить 10 тестовых вопросов по теме «Имя прилагательное»
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/WO0sjarT3ETUqj