Обобщение по теме «Древний Египет»
Казахстан,город Балхаш
КГУ “ОСШ № 4 им. Н. К. Крупской г. Балхаш”
Учитель истории
Мейрханова Мадина Жумажановна
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Древний
Египет», проверить знания учащихся по теме; развивать словарный
запас детей; воспитывать интерес к учёбе, стремление знать больше по
изучаемому предмету.
Оборудование: карты по истории Древнего мира, среди них – карта Древнего
Египта; карточки с заданиями, кроссворд « Египет», игровой материал.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Форма урока: нестандартный урок, урок – игра.
Х О Д У Р О К А :
- Организация класса.
- Актуализация опорных знаний.
- Фронтальная беседа:
- Какую тему мы с вами закончили изучать?
- Где и когда возникло Египетское государство?
- Какими были фаз хозяйственного года в Египте?
( Всходы, паводок, жатва.)
- Повторение и обобщение изученного материала через игру « Тайны Древнего Египта».
- Постановка задач.
– Мы с вами отправимся в увлекательную экспедицию. Наш путь будет труден – нам предстоит открыть семь египетских тайн, чтобы добраться к цели нашего путешествия – пирамиды Хеопса. В ней нам придётся отыскать последнюю тайну: имя древнеегипетского монаха, который составил перечень фараонов всех династий. За каждую раскрытую тайну вы будете получать ключик, на котором найдёте цифру и букву. С их помощью вы сможете прочитать имя этого монаха.
- Задание № 1.
– Первая тайна – тайна старинной рукописи. Рукопись такая старая, что части текста уже не видно. Но именно она снабдит нас необходимыми данными, если мы восстановим её текст.
– Часть с картами выпала. Выберите карту Древнего Египта (из нескольких карт).
– Как вы её опознали?
- Задание № 2.
-Карта найдена, но маршрут закрыт. Чтобы открыть замок, нужно ответить на вопросы:
- На какие периоды делится история Египта?
- Кто был первым фараоном, объединившим Верхнее и Нижнее царство?
- Назовите столицы Древнего Египта.
- Как вы думаете, зачем Сфинкса построили рядом с пирамидами фараонов?
- Задание № 3.
– Вы заработали два ключа. Отправляемся на поиски третьего. Для этого нам необходимо определить понятия. Именно под одним из них и находится ключ.
- Высокий тростник в Египте, из которого изготавливали материал для письма – _____________ .
- Служитель богов в храме – ________________ .
- Статуя , изображающая льва с головой человека – ____________ .
- Сбор в пользу государства – _______________ .
- Задание № 4.
– Чтобы получить ещё один ключ, нужно дать определение понятиям:
Дельта, фараон, Ра, иероглиф, чиновник, миф.
- Задание № 5.
– Чтобы раскрыть тайну пятого ключа, нужно исправить ошибки в тексте.
В Древнем Египте сеяли кукурузу. В основном земледелием занимались крестьяне, ремесленники и рабы. Рабов в Египте называли « мёртвые». Трудная жизнь заставила бедняков в 1755 году подняться на восстание. Их поддержали гиксосы.
- Задание № 6.
– Соедините исторические памятники с отраслями культуры, которые они представляют.
G АРХИТЕКТУРА ¨ ЛИТЕРАТУРА ЖИВОПИСЬ
%СКУЛЬПТУРА
w Миф об Осирисе w пирамида Хеопса w повесть о Синухете
wБольшой Сфинкс w Карнакский храм w гимн богу Атону
wРосписи на стенах храма w храм бога Ра w папирус с песнями
египтян
- Задание № 7.
– Последнее задание самое интересное и самое сложное. Нам предстоит разгадать
кроссворд..
.
- Материал для письма.
- Вырезанная из камня фигура льва с головой человека.
- Злой бог – Суховей.
- Египетский фараон – завоеватель.
- Мастер, который вырезает из дерева, высекает из мрамора художественные изображения.
- Подневольный человек.
- Сплав меди и олова.
- Учёный, который изучает звёздное небо.
- Столица Египта.
- Египетская гробница.
- Греческий историк, описавший историю Египта.
- Стенобитный снаряд.
- Сборы в пользу государства.
- Итог по экспедиции.
– Наше путешествие подошло к концу. Вы были очень активными и сумели отгадать семь египетских тайн. У вас семь ключей, составьте имя монаха, который составил перечень фараонов всех династий.
М А Н Е Ф О Н .
- Итог урока.
– Ребята, сегодня на уроке мы повторили изученное о Древнем Египте. Скажите, вам понравилось путешествие? А готовы ли вы проверить свои знания? Тогда проведём самостоятельную работу: ответим на вопросы теста.
Низкий и средний уровень.
Т Е С Т .
1\ Египет располагался вдоль реки …
- Нил
- Тигр
- Евфрат
- Хуанхе
- Днепр
- Основным занятием египтян было…
- Строительство пирамид
- Строительство дамб и каналов
- Земледелие
- Завоевательные походы
- Какой фараон основал в 3000 году до н.э. единое царство?
- Какой фараон вёл активную завоевательную политику?
- Какой фараон был религиозным реформатором?
- Тутмос III
- Менес
- Эхнатон
- Тутанхамон
- Кто обладал неограниченной властью в Египте?
- Фараон
- Жрецы
- Вельможи
- Рабы
Достаточный и высокий уровень.
- Перечислите науки, знаниями по которым обладали египтяне.
- С какими народами воевали египтяне?
- Каким богам, олицетворяющим явления природы, поклонялись египтяне?
- Дать определение понятиям «мумия» и «папирус».
11.Как завоевательные войны способствовали развитию рабовладения рабов в Египте?
- Какую роль сыграла культура Древнего Египта в мировой культуре?