Однокоренные слова
Казахстан, г. Атырау, пос. Геолог
Средняя школа им. К.И.Сатпаева
Учитель начальных классов
Карабалиева Гульшат Адиловна
Цели:
- Формировать представление детей о корне слова, как общей части родственных слов, в которой заключается общее значение всех родственных слов.
- Соотнести понятия “родственные слова” и ” однокоренные слова”, “общая часть родственных слов” и ” корень слова”.
- Формировать опыт монологических высказываний-рассуждений по результатам анализа учебного материала.
План урока:
- Организационный момент.
- Каллиграфическая минутка.
III. Словарная работа
- Основная часть урока
- закрепление
- Итог урока
VII. Домашняя работа
Ход урока
- Организационный момент
– Ребята, сегодня на уроке у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей. Сядут сначала девочки, а потом мальчики.
– Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Подчеркните орфограммы.
- Каллиграфическая минутка
- Запись на доске.
Ум да разум надоумят сразу.
– Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? ( Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)
-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.
– Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока .
III. Словарная работа. (Слайд №4)
– Вдруг ветер – озорник пробежал по верхушкам деревьев. И посмотрите, что он сделал.
В словарных словах все гласные буквы унёс с собой.
– Давайте вернём гласные буквы на свои места. Какие получились слова? Слайд
– Запишите слова в столбик с маленькой буквы с комментированием.
- IV. Создание проблемной ситуации. (Слайд №5)
Умные совята –
Совята у совушки.
На каждый совушкин совет
Умные головушки
Глазами хлопают в ответ.
(Чтение хором)
Сколько здесь однокоренных слов? Какие однокоренные слова видите? (Совята, совушки, совушкин.)
Почему слово “совет” не назвали? (Не однокоренное, корень -совет-.)
Правильно ли мы нашли однокоренные слова, посмотрим на следующем слайде. (Появляется слайд №6.)
Молодцы, однокоренные слова нашли верно.
- V. Групповая работа. Игра “Найди свое дерево.” (Слайд №7)
А теперь давайте еще поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями ,а вы -листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются группы родственных слов.
1 группа – рыб –
Рыбак, рыболов, рыбачить, рыбалка, рыбка, рыбешка.
2 группа – ум –
Умный, умница, умник, умненький, надоумить, разум.
3 группа – ворон –
Ворона, ворон, вороной, вороненок, проворонил, вороний.
– Посмотрите , какие у нас чудные деревья получились! А вот и мудрая Совушка появилась, которая живет в этом лесу. Она приготовил для вас конверты с заданиями.
VI.Работа с учебником.
Упражнение 330. Слайд №8
VII. Работа с текстом. Сайд №9.
В тайге растёт кедр. Кедровник – любимое место многих животных и птиц. Осенью в нём созревают кедровые шишки. Кедровки успевают делать свои запасы.
– Прочитайте текст.
– Найдите однокоренные слова в тексте. (кедр, кедровник, кедровые, кедровки)
– Какой у них корень?
– Объясните значение каждого слова. (Кедр- хвойное вечнозелёное дерево; кедровник- лес из кедровых деревьев; кедровая (шишка) – плод с семенами кедра; кедровка- птица обитающая в хвойных лесах) (слайд № 10)
(Дети самостоятельно выполняют задание)
VIII. Проверочное задание-тест.
– У вас на столах осталась еще одна карточка с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.
Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.
Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны вычеркнуть номер того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)
Так же как и у кустов,
Корень есть у разных слов.
Будь внимателен к словам
И проверь-ка ты все сам:
Все ли слова родные – однокоренные?
Белка, беленький, белить,
Водяной, вода, водить,
Лист, лиса, лисенок,
Горный, горка, городок,
Пес, песочный, песок,
Моряки, морской, моржи,
Корень, корневой, коржи.
Все проверили слова? Отвечайте тогда!
-Давайте проверим , какие же слова оказались лишними.
1) 1, 2, 3.
2) 1, 2, 3.
3) 1, 2, 3.
4) 1, 2, 3.
5) 1, 2, 3.
6) 1, 2, 3.
7) 1, 2, 3 .
IX.Домашнее задание.
-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№ 329) -определить, какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.
Итог урока.
-Ребята, наш урок подходит к концу.
Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?
-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться схемой-помощницей.
– Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)
– А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
– Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?