Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Казахстан, Северо-Казахстанская область, район им. Г. Мусрепова, с. Тахтаброд
КГУ “Тахтабродская средняя школа”
учитель начальных классов
Джус Ирина Фёдоровна
Цель: формирование умения различать одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
Задачи: – учить работе со словом, отрабатывать умение разбирать слова по составу,
подбирать антонимы и синонимы к словам, различать одушевленные и
неодушевленные имена существительные.
– развивать речь, сообразительност
– прививать интерес к предмету.
Форма урока : урок-игра
Оборудование: мозаика с изображением клоуна который жонглирует словом
«существительное
составления кластера «имя существительное»
предметов, с сюжетными картинками; маска «Мудрая сова»
Ход урока
I. Организационный момент.
– Дорогие ребята, к нам на урок сегодня пришли гости. Наша задача проявить
гостеприимство – поделиться самым лучшим: своими знаниями и умениями.
Все встряхнулись, потянулись,
И друг другу улыбнулись.
А теперь тихонько сели
Принимаемся за дело.
II. Актуализация знаний учащихся.
Минутка чистописания: В в
Витя волны
– Чем отличаются между собой строчки? (буквы, слова)
– Что общего в словах и чем они отличаются? ( общее: начинаются с буквы В, имеют два слога. Отличие: одушевленное и неодушевленное существительное, буква В мягкая и твердая)
– Молодцы, ребята!
III. Тема урока
– Сегодня на уроке мы будем говорить о словах. Так как урок у нас необычный, хочу предложить вам игру. Я знаю, что многие дети любят складывать мозаику из кубиков или пазлов. Я тоже приготовила для вас мозаику, которую мы будем складывать в течении нашего урока. Каждое правильно выполненное задание позволит нам открыть одну из частей мозаики. Чтобы картинка полностью открылась нужно быть внимательными, собранными и активными.
Итак, начнем с повторения.
1) Состав слова. (фронтальный опрос)
– на какие части можно разделить слово?
(дети называют части слова. Дают их описание. Учитель вывешивает их названия на доске)
– Что мы узнали о правописании приставок?
– Как проверить безударную гласную в корне?
( дети хором: Если буква гласная вызвала сомнение
Ты ее немедленно поставь под ударение)
– Как проверить парный согласный в корне?
(дети: Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй)
2) Работа в парах
– На столе у вас лежат карточки со словами в которых надо вставить пропущенные буквы. В…дичка, л..сной, щу…ка, подста…ка. Обозначте их части. (дается время на выполнение)
– Давайте проверим вашу работу. ( к доске вызываю 4 человека. Каждый объясняет по 1 слову. Остальные проверяют)
– Ну что ж, замечательно. Вы заслужили право открыть первую часть мозаики. ( один из учеников выходит и сам выбирает любую из частей)
3) лексическое значение слов.
– Мы узнали , что у каждого слова могут быть синонимы и антонимы. Расскажите, что вы о них знаете?
– На доске вывешаны слова: маленький
смелый
чёрный
– Первый вариант сейчас подберет и запишет синонимы к этим словам, а второй – антонимы.
– Давайте проверим, что у нас получилось? ( с левой стороны от слов на доске записывают синонимы, с правой- антонимы)
– Очень хорошо. Открываем вторую часть мозаики.
4) Составление кластера – имя существительное.
– Каждое слово в русском языке принадлежит к какой-либо части речи. ( вывешиваю на доске карточку – «часть речи» И дальше после каждого ответа.)
– О какой части речи мы говорили на предыдущем уроке? (сущю)
– Что обозначает эта часть речи?
– На какие вопросы отвечает?
– Почему 2 вопроса? Чем они отличаются?
5) Отработка умения различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.
– На столе у меня лежат карточки с изображениями различных предметов. Быстренько, продвигаясь по «цепочке», берем одну из карточек, называем предмет и определяем одушевленный он или нет. Прикрепляем карточку под соответствующим вопросом: Кто? или Что?
– Замечательно. Вы сегодня большие молодцы! Открываем третью часть мозаики.
– А теперь все успокоились. Сели ровненько.
Учитель: Руки? Дети: На месте!
Ноги? Вместе!
Спина? Прямая!
Локти? У края!
– Интересно узнать что на рисунке?
– Тогда продолжаем.
6) Работа с учебником
– Откройте учебники на странице 162. Найдите упражнение 400. Это задание на сообразительност
Проверка.
– Замечательно! Открываем еще одну часть мозаики.
IV. Физминутка
Видео презентация
V. Исследовательска
– Мы с вами назвали много разных слов, но русский язык очень многогранный и необычный. И сейчас пришло время обратиться к «Мудрой сове».
(«Мудрая сова» – это ученик который дома проводил исследование по заданной теме. Выходя к доске, он надевает специальную маску совы)
«Мудрая сова» демонстрирует рисунок мужчины и женщины и делится своими рассуждениями:
– Мы видим 2 одушевленных предмета – мужчину и женщину. К ним мы можем подобрать огромное количество различных названий. Например: брат и сестра, друг и подруга, мама и папа, учитель и врач, хоккеист и певица … и все эти названия тоже будут относиться к одушевленным существительным.
– Спасибо, Мудрая сова. Твои наблюдения помогут нам выполнить следующее задание.
VI. Самостоятельная работа.
– Думаю, что многие из вас обратили внимание на «Загадочный конверт», который расположен у доски. Как вы думаете, что в нем находится?
– В конверте находится последнее задание, которое вы будете выполнять самостоятельно. Это карточки с сюжетными картинками. Ваша задача – выписать по 4 одушевленных и неодушевленных существительных. Не забудьте о чем вам рассказала Мудрая сова.
– Проверим вашу работу. ( заслушать 4 -5 ответов)
– Очень хорошо. Вы здорово потрудились и мы открываем последнюю часть мозаики.
VII. Итог урока.
– Что же мы видим на картинке? (клоун)
– Каким словом жонглирует клоун?
– Что оно обозначает?
– На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные?
– А неодушевленные?
– Молодцы!
Запись домашнего задания.
Выставление оценок.
VIII. Рефлексия.
– Дети, вам понравился наш урок?
– А то, как вы работали?
– Мне очень понравилось как вы работали. Вы у меня молодцы. Поэтому я прикреплю к доске солнышко. Если вам все понравилось прикрепите к нему лучи, а если нет, то тучку.
– У нас получилось замечательное солнечное небо. Спасибо за урок.