Олимпиада для учащихся 9-11 классов по профилактике коррупции
Республика Казахстан
Общеобразовательная средняя школа-гимназия № 2 г. Актобе
Учитель истории и обществознания, специалист высшего уровня высшей квалификационной категории
Баимбетова Гульзира Мукановна
Цель олимпиады:
- пропаганда знаний по праву, выявление детей, имеющих хорошую подготовку;
- формирование у школьников общего представления о различных формах коррупции, комплекса знаний о коррупциогенных ситуациях и поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.
- приобщить к самостоятельному мышлению, поверить в себя и проверить свои знания, а также дать мотивацию для дальнейшей работы по углублению своих знаний.
Ход олимпиады.
- Олимпиада включает в себя два тура, проводится в один день.
- Первый тур продолжается 15 минут. Задания первого тура состоят из 10 тестовых заданий с выбором одного правильного ответа; максимальное количество баллов – 10 баллов.
- Время проведения второго тура – 60 минут. Участникам предлагается объяснить одно из 16 высказываний и пословиц о коррупции. Данный тур оценивался по пятибалльной шкале.
Приложение.
I тур. Тестирование.
- Что входит в понятие «коррупция»?
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.
в) необходимое условие для существования казахстанского общества;
г) верны ответы а, б.
- Что входит в понятие «противодействие коррупции»?
а) профилактика коррупции;
б) борьба с коррупцией;
в) минимизации и (или) ликвидация последствий коррупционных правонарушений;
г) все ответы верны.
- Назовите основные принципы противодействия коррупции?
а) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
б) законность;
в) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
г) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
д) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандитских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
е) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
ж) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
з) все ответы верны.
- Является ли правонарушением непредставление государственным служащим или представление им неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно?
а) да , является;
б) нет, не является;
в) законом не установлено.
- Какую ответственность несут физические лица за совершение коррупционных правонарушений в соответствии с законодательство Республики Казахстан?
а) уголовную;
б) административную;
в) гражданско-правовую;
г) дисциплинарную .
д) все ответы верны.
- Последствия коррупции:
а) ускорение осуществления стоящих перед государством и обществом задач по социально-экономическому развитию;
б) снижение доверия к органам государственной власти;
в) снижение уровня жизни населения;
г) необоснованное распределение бюджетных средств;
д) ухудшение инвестиционного климата в экономике;
е) б,в,г,д;
ж) улучшение уровня жизни населения;
з) а,ж,е.
- Направления антикоррупционной политики:
а) создание специальной службы по борьбе с коррупционной деятельностью
б) повышение меры наказания за коррупционные действия
в) наличие конкурсных процедур для замещения должностей государственных служащих
г) организация борьбы с коррупцией на всех уровнях власти
д) сужение условий и обстоятельств, благоприятствующих осуществлению коррупции
е) влияние на мотивы коррупционных проявлений
ж) а,в,е
з) б,г,д,е
- Что обязан сделать госслужащий , если ему поступит заманчивое коррупционное предложение:
а) подписать документы, положить конверт с денежными знаками в ящик стола;
б) яростно вскричать «Это, что взятка?» и швырнуть деньги прямо в лицо наглецу;
в) сообщить в прокуратуру.
- Какие ограничения накладываются на граждан , замещавших должность на госслужбе:
а) никаких;
б) в течение двух лет после увольнения гражданин не должен занимать должности в коммерческих структурах, если при этом будет создан конфликт интересов;
в) в течение двух лет после увольнения с госслужбы необходимо успеть вывести активы в оффшорную зону.
- Наиболее эффективный способ борьбы с коррупцией на Ваш сугубо личный взгляд:
а) необходимо повысить зарплату депутатам и высшим чиновникам в 3, нет! в 4 раза!
б) при принятии гражданина на работу гос.служащим необходимо сразу заводить на него уголовное дело;
в) нужно не давать взятки и жить по закону. О фактах вымогательства взяток сразу сообщать в прокуратуру;
г) необходимо легализовать взятки и обложить их высокими налогами.
II тур. Высказывания, пословицы и поговорки о коррупции.
- Вору потакать — что самому воровать.
- Дай грош – будешь хорош.
- Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло.
4. Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет. - Рыба гниет с головы.
- Что мне законы, коли судьи знакомы.
- Не подмажешь, не поедешь.
- Рука руку моет.
- Загребать жар чужими руками.
- Коррупция ― хроническая и неизлечимая болезнь любого государственного аппарата всех времен и всех народов.
- Плохих политиков коррумпируют хорошие бизнесмены.
- Там, где есть политика, там и есть коррупция.
- И умный берет, когда глупый дает.
- Коррупция это коррозия власти.
- Коррупция это когда власть, служит сама себе, а не гражданам.
- Где говорят деньги, там молчит совесть.
- Где нет чувства долга и людского глаза, там все возможно.
Бланк ответа I тура.
ФИО участника ___________________________________
№ вопроса | а | б | в | г | д | е | ж | з |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 | ||||||||
6 | ||||||||
7 | ||||||||
8 | ||||||||
9 | ||||||||
10 |
Результат _______________