Определение рода имён существительных
Казахстан, г. Актобе
ГУ “Средняя школа №26”
Учитель начальных классов
Дандыбаева Марина Куатовна
Задачи: Формировать понятие о роде имён существительных. Развивать лексический запас учащихся. Развивать самостоятельност
Тип урока: Урок – путешествие.
Методы: Словесный, наглядный, практический.
1 Организационный момент.
Учитель: О чем узнал мы на прошлом уроке?
Ученик: Что имя существительное имеет род:
мужской, женский, средний.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами будем определять род у имен существительных.
Наш урок будет необычным.
Это урок – путешествие в зимний сад.
Свистели метели, летели снега.
Стелила постели большая пурга.
Стелила постели морозом она.
И было метели всю ночь не до сна.
Мы утром в окошко взглянули на сад-
Сугробы в саду, как подушки лежат.
Учитель: Вы внимательно слушали?
Здесь есть имена существительные?
Назовите.
В каком числе?
Что мы видим в окошко?
Сугробы, – в каком числе стоит имя существительное.
Поставьте в единственном числе.
Чтобы правильно написать это слово, какое правило надо знать?
2 Минутка чистописания:
Сугробы похожи на букву сСс.
Прежде чем начнем писать, выполним массаж.
Без пальто гулял глупышка.
И замерз он как ледышка
Чтобы пальчики согреть.
Будем каждый мы тереть
сСс
са сл су
3 Словарная работа:
Теперь нам надо пройти через сугробы.
Но пройти мы сможем, только отгадывая загадки.
Отгадки будем записывать в тетрадь.
А) Он пушистый серебристый.
Белый, белый, чистый, чистый,
Ватой наземь лёг.
( сугроб)
Б) Тройка – тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.
( зима)
– В слове зима, какая орфограмма?( безударная гласная и)
– А как проверить?
В) Старик у ворот тепло уволок,
Сам не стоит, и стоять не велит.
( мороз)
– В слове мороз, какая орфограмма?
Ученик: правописание согласных в корне слова.
Учитель: А как проверить?
Учитель: В слове мороз есть сочетание оро.
Г) Без рук ,без ног а ворота отворяет.
( Вертер)
– Это словарное слово. Правописание его нужно запомнить.
Д) Снег мешком валит с неба.
С дом стоят сугробы снег.
То бураны, то метели,
На деревни налетели,
Когда это бывает?
( февраль)
– Это словарное слово.
На какой вопрос эти слова отвечают?
Ученик: Эти слова отвечают на вопрос «что?»
Учитель: Какой частью речи они являются?
– Теперь определим род имен существительных. (Устно).
4 Выборочный диктант:
Прошли мы с вами сугробы. И подошли к зимнему саду. Но что мы видим? «тропинки»
Давайте попробуем пойти разными тропинками. И посмотрим, куда они приведут.
1 ряд пойдет по тропинке женского рода.
2 ряд пойдет по тропинке мужского рода.
3 ряд пойдет по тропинке среднего рода.
Записываем имена существительные своего рода.
Февральская метель.
- Настало морозное утро.
- Налетел яростный ветер.
3. Трещит мороз. Белая пурга закрыла небо.
4. Свистит, кружит метель.
– Проверка трех учеников у доски. ( Объясни, почему ты записал эти слова?)
Физминутка
5. Самостоятельная работа.
А привели нас тропинки к снежному домику!
Из чего сделан домик?
Из снежинок1
Снежинки не простые. Они с заданиями.
1 Снежинка . Определи род у имен существительных.
Береза, воробей, заяц, озеро.
2 снежинка. Определи род у имен существительных.
Ворона, небо, январь, медведь.
3 Снежинка. – Работа по вариантам.
Изданных слов составь предложения.
Определи род у имен существительных.
1 вариант. Заиграло, зимнее, над, солнышко, лесом.
2 вариант. Ветер, день, сильный, дул, весь.
-вслух по одному ученику: чтение предложения, определение рода.
6 Комментированное письмо:
4 Снежинка- работа по учебнику стр. 123. Упр.533.
День, трамвай, окно, ветер, утро.
7 Разноуровневые задания:
А чей – же этот домик из снежинок?
Это домик снеговика.
Вы очень весело играли со снежинками и понравились снеговику. И снеговик не хочет вас отпускать домой. Но он вас отпустит, если вы выполните задания разной сложности.
Выберите здания:
- Определите род имен существительных.
Погода, пальто, лёд, дерево.
- Из пословиц выпиши существительные. Определи род.
Зимой снег глубокий – летом хлеб высокий.
Февраль силен метелью, а март капелью.
- Вписать подходящие по смыслу имена существительные.
Определи род.
Чудесная … Белый …
Зимнее … Голубое …
8. Итог урока:
Выполнили задание снеговика. Возвращаемся домой.
Учитель: А что мы делали, путешествуя по саду?
Ученики: Выполняли задания.
Учитель: А что мы делали в каждом задании?
Ученики: Определяли род имен существительных.
Учитель: а как определить род?
Ученики: Задать вопрос и подставить слова
Он мой – мужской род
Она моя – женский род
Оно моё – средний род.
9 Домашнее здание:
Мы долго ходили по зимнему саду и успели замерзнуть.
Дома согреемся и выполним домашнее задание.