Основные тенденции развития западных стран во второй половине 20-начале 21 вв
Казахстан, Актюбинская область, Хромтауский район
Акжарская средняя школа
Учитель истории, права и обществоведения
Расмагамбетова Елена Борисовна
ЦЕЛЬ |
Охарактеризовать политическое и социально- экономическое положение стран Запада Определить особенности, истоки «государства благоденствия» Проанализировать условия европейской интеграции |
РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ |
|
ТИП УРОКА |
Комбинированный |
МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА |
ИР, ГР.
Кластер, мозговой штурм, устный опрос, синквейн |
ОБОРУДОВАНИЕ |
Иллюстрации, Политическая карта мира |
ЭТАПЫ |
ДЕЙСТВИЯ УЧАЩЕГОСЯ |
ВРЕМЯ |
ОЦЕНИВАНИЕ |
РЕСУРСЫ |
||||
І.Побуждение |
1. Приветствие учеников, проверка готовности к уроку. 2. Опрос дом задания. – Метод «Мозговой штурм» по новым словам. – Метод «Показательный ответ» Мир после второй мировой войны. Наблюдает, слушает и корректирует ответы учеников |
1.ИР. Дают ответы по определению новых слов. 2. Дают устный ответ, анализируют особенности политического развития мира. |
2 мин 10 мин |
По ответам учеников |
Учебник Всемирная история |
|||
ІІ. Осмысление |
1. Метод «Развернутая лекция» по плану: – Экономический бум – Государство всеобщего благоденствия – Интеграция – Кризис 70-х годов – Демократизация 2. Организация групповой работы по вопросам стр 18- 1,2,3,4. 3.Наблюдение за работой и слушать ответы учеников |
1. ИР. Внимательно слушают учителя, ведут записи в рабочей тетради. 2. ГР. Изучают материал по учебнику, находят ответы на вопросы. Свои ответы отразить на плакате. 3. Презентуют свой ответ, с помощью постера, иллюстрации. |
10 мин
15 мин
|
Умениевнимательн Умение найти ответ, информацию и данести до класса. |
Учебник, Интернет |
|||
ІІІ.Рефлексия |
Метод «Саммари»(кратко |
5 мин |
По результатам краткого изложения |
|||||
ІV. Домашнее задание. |
§2, |
3 мин |
Учебник и дополнительная литература |
«Развернутая лекция»
По окончании второй мировой войны западные союзники выполнили свои обязательства. В европейских странах, освобожденных от нацистской оккупации англо-американск
Экономический бум
В годы войны американское оружие, продовольствие, автомобили, станки, ткани и т.д. были остро необходимы во всех воюющих странах антигитлеровской коалиции; фирмы США получили для своих товаров почти неограниченный рынок сбыта. Экономическая депрессия сменилась бурным ростом производства, уровня жизни и общественного богатства. Большие налоговые поступления в казну позволили государству помочь устроиться в новой жизни десяти миллионам демобилизованных солдат, начать строительство большого количества дешевого жилья, увеличить все виды пособий нуждающимся. Часть заработанных на войне средств США предоставили разоренной Европе (план Маршалла).
Американские кредиты и огромная потребность населения в самых разнообразных товарах породили в западноевропейск
В отличие от СССР (также быстро восстановившего свою довоенную промышленность) в западных странах восстанавливалис
“Государство всеобщего благоденствия”
Всё это очень напоминало время процветания 1920-х гг., кончившееся, как все помнили, экономической катастрофой Великого кризиса, социальными потрясениями, ростом тоталитаризма и мировой войной. Но этот исторический урок был хорошо усвоен, и повторения подобного сценария не допустили.
Великий кризис потряс западное общество до основания, перевернул многие представления о том, как должно быть организовано демократическое общество со свободным рынком.
В США государство начало регулировать объемы производства в различных отраслях, отношения между предпринимателям
Экономический бум, обильные налоговые сборы в казну позволили создать во всех развитых странах системы социального обеспечения. Часть прибылей предпринимателей государство передавало малоимущим — в виде пенсий, пособий, различного рода льгот.
Для миллионов людей уходили в прошлое нищета, страх потерять заработок и каждодневная, изматывающая душу и нервы забота о куске хлеба насущного. Мечты о сытости сменились новыми (и вполне достижимыми) желаниями — автомобиль, хороший дом, сложная и качественная бытовая техника, отдых, образование… “Реальный социализм” СССР и Восточной Европы переставал манить достигнутой “социальной справедливостью” на уровне бедности (по западным стандартам).
Даже потерявший работу человек продолжал оставаться покупателем; на товары был устойчивый и платежеспособный спрос. Всеобщие кризисы перепроизводства экономике, казалось, уже не грозили.
Перемены в экономике
1950—1960-е годы — время научно-техническ
Новые технологии делали производство товаров более экономичным, дешевым, массовым. Они создавали и совершенно новые виды товаров и услуг. Теле- и радиоаппаратура, сложные бытовые приборы, новые типы автомобилей — всё это требовало рекламной раскрутки, ремонта, снабжения расходными материалами и т.п. Число работающих в сфере услуг превысило количество непосредственных производителей.
Настоящая революция произошла в западном сельском хозяйстве. Его основой так и остались семейные фермы, но теперь их обслуживало множество небольших фирм, поставлявших технику, удобрения, высокоурожайные семена и корма, закупавших и вывозивших выращенную продукцию и т.д.
Европа, до того ввозившая бульшую часть необходимого ей продовольствия, сумела теперь не только полностью себя им обеспечить, но и стала экспортировать свою сельскохозяйстве
Интеграция
Еще одна особенность послевоенного Запада — очень тесные хозяйственные связи, взаимопроникнове
Совместное противостояние коммунистическом
Эта взаимозависимост
Кризис 1970-х годов
Настоящим золотым дном для индустриальных стран был район Персидского залива. Четверть века оттуда нескончаемым потоком шла очень дешевая и качественная нефть, ставшая энергетической основой бурного промышленного роста всего западного мира. Но в 1973 г. на Ближнем Востоке разразилась очередная арабо-израильска
Сначала нефтедобывающие страны исламского мира вообще перекрыли нефтяной кран, потом год от года стали взвинчивать цену на нефть (пока она к концу 1970-х гг. не возросла вдесятеро).
Эра дешевой нефти кончилась. Энергия дорожала непредсказуемыми скачками, а вместе с нею росла и себестоимость большинства товаров. Для того чтобы поддержать жизненный уровень населения и его платежеспособный спрос, государства вынуждены были печатать новые деньги — началась повсеместная инфляция, при которой стали невыгодными вложения в производство. Экономический рост застопорился.
Это был первый серьезный экономический кризис после войны. Но в катастрофу ему перерасти не дали. В 1970-е гг. — в отличие от 1930-х — руководители западных стран в панику не впали, не стали действовать по принципу “Спасайся, кто может!”, а попытались остановить сползание в пропасть совместными усилиями.
Тем временем быстро внедрялись новые технологии — более экономичные, энергосберегающи
Эволюция демократии
Права гражданские (право на жизнь, личную неприкосновеннос
После войны в западной общественной жизни утвердились и те принципы, которые давно были занесены в конституции, но осуществлялись с трудом (например, равноправие женщин и мужчин, людей разных рас, национальностей, религиозных убеждений).
Укоренение этих прав произошло в результате многолетней организованной борьбы профсоюзов и других общественных организаций, отстаивавших интересы своих членов в рамках законности.
4. Закрепление темы: Вопросы
1. Почему в западноевропейск
2. Чем объясняется бурный экономический рост стран западного мира после второй мировой войны?
3. С чем был связан экономический кризис 1970-х гг.? Как из него выходили индустриальные страны?
4. Какие изменения произошли в западном мире после второй мировой войны?