Особенности формирования функциональной грамотности на уроках английского языка
Казахстан, Карагандинская область, Бухар-Жырауский район, с. Петровка
КГУ «Петровская средняя общеобразовательная школа»
учитель английского языка
Шакаева Диана Хайруллаевна
Главой государства Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана» поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях 12-летнего образования.
Понятие «функциональная грамотность» впервые появилось в конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Функциональная грамотность в наиболее широком определении выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение».
Внедрение новых технологий и инновационных форм будут способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности.
Отсюда следует, что каждый учитель на своем уроке должен построить свой учебный процесс так, чтобы у учеников появилась потребность к творческой деятельности.
С моей точки зрения изучение иностранного языка, в первую очередь связано с изучения грамматики. Для того чтобы ученик мог выразить свои мысли, чувства, желания на иностранном языке, собрать необходимую информацию о своем собеседнике, стране, обычаях и традициях – нужно знать как правильно составить предложения, употребить то или иное грамматическое время, а их в английском языке только в активном залоге 16, не говоря уже о страдательном, которого в русском языке практически не существует, правильно употребить ту или иную часть речи – нужно знать и уметь применять грамматику английского языка.
Изучение иностранного языка без непосредственного соприкосновения с русским языком, просто невозможно.
Грамматики русского и английского языков имеют некоторое сходство, но во многом и разнятся. Как в русском, так и в английском языке встречаются термины: существительные, прилагательные, предлоги, местоимения.
Сходные черты грамматик помогают нам осваивать иностранный язык, а различия в грамматических системах создают определенные трудности в его изучении. Следовательно, особое внимание при изучении грамматики иностранного языка необходимо уделять тем особенностям, которых не наблюдается в родном языке.
В 5 классе, в самом начале изучения, начинается изучение многочисленных времен, а именно настоящего простого времени.
Для правильного составления предложения необходимо знать порядок слов. С этой целью, предлагаю учащимся, уже с 5 класса следующие схемы.
Порядок слов в предложении. Рисунок №1
Обозначения остаются, как и в русском языке:
__________ – подлежащее, для лучшего запоминания, рисуем человечка, т.е лицо, которое выполняет действие.
__________ _ сказуемое.
__________
_ _ _ _ _ _ _ – дополнение..и.т.д
Схемы записываются в словарь для лучшего запоминания. Использование данных схем возможно при изучении любого грамматического времени.
Работать можно индивидуально, в парах и группах. Для закрепления предлагаю карточки фразы на доске, или же карточки-картинки, или фразу каждому ученику. Самое главное настроить учащихся на особенность употребления и значения вспомогательного глагола, который не существует в родном языке. И еще не менее важное условие, все что записывается, нужно постоянно применять на уроке. И стараюсь после каждого этапа урока проводить небольшую рефлексию с привлечением каждого ученика принять в этом участие, пусть даже небольшое. Важно чтобы каждый ученик понял свою значимость в процессе урока, и постепенно привлечь его в учебный процесс и заинтересовать к изучению грамматического материала.
Следующее время, которое изучается – Present Continuous.
Название
времени |
схема | Вспом.гл | Указ.времени | примеры |
Present
Continuous (настоящее длительное время) действие происходит сейчас, в момент речи, в определенный момент в наст.времени |
Am
Are Ving Is
are (you, we,they)
is (he,she,it) |
Am
Are Is
X, + – ?
Not- После всп. глагола |
Now (сейчас)
аt this moment (в этот момент)
At 2 o’clock (в 2 часа)
|
+ I am watching TV now. Я смотрю телевизор сейчас.
He is watching TV now. Он смотрит телевизор сейчас.
– I am not watching TV now.
? ( wh) are you watching TV now ? What are you doing now? |
Настоящее длительное время, таблица № 1
Использование данной таблицы, позволит учащимся работать самостоятельно в парах и группах. Одна группа изучает, и затем знакомит класс с образование и употреблением, +, другая- отрицательных или ? предложений.
Кроме этого, заполнение аналогичной таблицы возможно после изучения времени: записываются графы, а учащимся нужно заполнить её, (это элемент критического мышления). Для лучшего закрепления времени схемы образования предложений помогут лучше усвоить новый материал.
После изучения определенного времени можно предложить выполнить следующие задания:
Present Continuous
А)Выбери правильную форму глагола:
1 . The man … now. a) sing b) is singing c)sings
- Mr.Smith … to the office. a) is walking b) walk c) are walking
- Look! John … his bicycle. a) riding b) is riding c) rides
Б) употреби данные предложения в отрицательной форме:
1.The doctor is playing the guitar now.
2.The driver is sleeping .
- The bakers are making bread now.
В) вставь Is, are: (вспомогательные глаголы)
1.The children ___doing the sum.
2.Ned ___watching TV.
3.The wind __blowing.
Г) составь предложения с Present Continuous:
a)Firemen, run to the fire engine.
- b) John, cook dinner.
- c) The teacher,teach
Д) Составь предложения, употребив нужное время:
- is playing tennis, she, now.
- Every day, the pupils, go to school.
- what, doing, you, are ?
Е) Употреби Present Simple, Present Continuous:
- She ___(make) bread every day.
- She __ (make) bread now.
- They ___(skate) now.
Очень часто на уроке раздаю учащимся каждому по одной карточке, у себя на столе на выбор предлагаю еще несколько. После выполнения своей карточки , учащиеся подходят и сами выбирают оставшиеся. Таким образом, ученики работают самостоятельно, у меня появляется возможность подойти, проверить, помочь.
- После того как будет изучено несколько времен можно смело применять следующие карточки:
1. writes | А. Present Perfect-Continuous |
2. were sleeping | Б. Future Simple |
3. had prepared | В. Present Simple |
4. will begin | Г. Past Continuous |
5. have been repeating | Д. Past Perfect |
1. write | А. пишу (сейчас) |
2. am writing | Б. пишу (уже… с…) |
3. have been writing | В. написал (уже) |
4. have written | Г. пишу (регулярно) |
Для закрепления фраз с глаголами, предлагаю следующее задание: соотнеси глагол с соответствующим словосочетанием.
VI Learn at the lesson
Have English
Read questions
Write with a duster
Clean English texts
Ask on the blackboard
Работая с такой карточкой можно:
- Отработать употребление правильных и неправильных глаголов;
- Употребление множественного числа существительных;
- Употребление предлогов;
- Употребление антонимов.
Для успешного изучения образования и употребления вопросительных предложений предлагаю использовать следующую таблицу, составленную мной.
Tenses | Simple | Continuous | Perfect | Perfect –Continuous |
Present |
Do Does ___ V1 ?
|
Am
Are _____V ing ? Is |
Have
Has ____ V 3?
|
Have
Has ___ V ing ? been |
Past |
Did _____ V1? |
Was
Were ____V ing ?
|
Had ______V3? |
Had ____ been Ving? |
Future |
Shall Will _____ V1?
|
Will Shall ____beV ing ?
|
Will Shall __have V3?
|
Will
Shall ___ have been Ving? |
Сводная таблица общих вопросов времен действительного залога. Табл № 2
С моей точки зрения, самое главное, что следует запомнить: в общем вопросе в любом времени вспомогательный глагол ставится перед подлежащим, а смысловой остается без изменения.
Косвенная речь, очень сложная тема в учебниках она изучается с 7 класса, использую схемы, которые с моей точки зрения способствуют усвоению темы. Хотя введение темы начинается с прошедшего времени, считаю, что лучше начинать изучение со слов автора в настоящем времени, когда происходят незначительные изменения: после этого можно переходить к употреблению предложений со словами автора в прошедшем времени.
И снова для лучшего усвоения темы косвенная речь, предлагаю следующие схемы.
Порядок слов в предложении в косвенной речи. Рисунок №2
Обозначения остаются прежними, квадратом обозначаются слова автора. При объяснении прибегаю к родному языку. Из схем четко вырисовывается, что в любом типе предложений после союзов сохраняется прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое и остальные члены предложения. Какой вид работы выполнять зависит от педагога, темы, цели урока, и, конечно же, опыта, умения работать с грамматическим материалом.
Итак, фразы выучены, времена тоже можно переходить к чтению текстов. Можно взять из текста несколько слов и попробовать угадать содержание текста – это элемент критического мышления.
Можно использовать следующие задания с учетом возрастных особенностей и особенностей класса.
- Докончи предложение и переведи;
- Учитель читает конец предложения, найди начало;
- Следующие задания учитель тоже выполняет и называет необходимое количество. При проверке учащиеся проверяют, ставя + – если правильный ответ и – если неправильный.
- Назови неправильные глаголы и их недостающие формы;
- Найди существительные и назови их единственное или множественное число;
- Найди неисчисляемые (исчисляемые) существительные;
- Найди прилагательные и образуй степени сравнения;
- Найди превосходную или сравнительную степени сравнения прилагательных;
- Найди слова, образованные при помощи суффиксов;
- Переведи с русского на английский;
- Найди предложение с определенным временем (зависит от того какое время глагола изучается);
Ребята любят работать с волшебными кружками, с одной стороны кружок цветной, с другой цифра. Можно использовать при употреблении множественного числа, изучении новой лексики.
Игра бинго тоже очень помогает при изучении материала.
Главное уметь заинтересовать учащихся.
При обучении грамматике необходимо сочетать и чередовать методы обучения, тем самым не позволяя учащимся потерять интерес к изучению грамматики.
Чтобы повысить интерес учащихся к изучению такого сложного раздела языка как грамматика, прежде всего, необходимо ставить перед собой, то есть перед учителем, четкие цели. Ученики должны знать и понимать, для чего они делают то или иное задание или изучают определенные правила.
Следующее, что нужно учесть – это разнообразие заданий. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем.
Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся при изучении грамматики? Можно ли наблюдать радость в их глазах, в выражении лиц, когда тема понята, когда у них вдруг зародится догадка, забьётся живая мысль, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивать на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? И услышать слова: «Оказывается – это так легко! Спасибо за урок, все было понятно и интересно!»
Я убедилась на своём большом опыте, можно! И, на мой взгляд, необходимо. Благодаря такому общему подъёму дети начинают смотреть на учителя открыто и влюблено, ожидая, не подарит ли он им ещё мгновения занимательности и увлечённости. И для того, чтобы учитель мог слышать такие простые и в тоже время многозначные слова, нужно продумывать все этапы урока, стараться преподносить грамматический материал в доступной, интересной форме с использованием различных грамматических заданий, а использование схем и таблиц помогает успешно овладевать грамматикой английского языка, вовлекает всех учащихся в работу, повышает их интерес к предмету «иностранный язык».
Список используемой литературы
- Послание Президента Н.А.Назарбаева к народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация – главный вектор развития Казахстана».
- Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей.- СПб.: КАРО,2004