Отверженные
Казахстан, г. Алматы
Международная школа «Мирас»
Преподаватель начальных классов
Анисимова Елена Николаевна
1 Вступление. Звучит печальная музыка.
Учитель: -Ребята, это печальная музыка или веселая?
-Печальная. Тема урока сегодня тоже грустная. Мы поговорим с вами о людях, с которыми никто не хочет общаться, их не принимают, им не помогают, с ними жестоко обращаются, над ними зло смеются, их не понимают.
-О каких людях идет речь? Как называют таких людей, которых все отвергают? Отверженные.
Работа со словарем.
-А кто такие отверженные? Давайте посмотрим точное определение этого слова в словаре Ожегова.
ОТВЕ́РЖЕННЫЙ, -ая, -ое (книжн.). Отвергнутый людьми, обществом, презираемый ими. Горькая участь отверженных (сущ.).
Тема урока: Отверженные
—Как вы думаете, это плохие люди, это преступники?
—Или это люди, попавшие волею судьбы в тяжелые обстоятельства?
ГИПОТЕЗА (предположение)
Да, это преступники.
Нет, это простые люди.
– Сегодня, на уроке-исследования мы выясним, кто такие отверженные люди, почему они стали такими.
Виктор Гюго- французский писатель посвятил свое творчество людям, которых отвергали, гнали, с ними жестоко обращались.
Сам писатель мечтал уничтожить нищету , он мечтал построить «республику милосердия» Его основной задачей было представить «путь от зла к добру, от несправедливости к справедливости, от мрака к свету».
—–Назовите произведение В.Гюго, в котором герои оказались в тяжелой ситуации. А в каких произведениях, которые мы с вами читали, тоже раскрывается тема несправедливости.
Работа с текстом по карточкам.
Карточка № 1
Почему герои оказались в тяжелой ситуации?
Запишите ответы в виде ключевых слов.
- Козетта—————
- Карлик Нос————–
- Ассоль————–
- Гаврош——————–
Вывод:
Карточка № 2
–Как герои относились к людям. Почему?
–Запишите ответы в виде ключевых слов.
1 Козетта—————
2 Карлик Нос————–
3 Асоль————–
4 Гаврош——————–
Вывод:
Карточка № 3
—Как к ним относились люди? Почему?
–Выпишите ключевые предложения.
- Козетта—————
- Карлик Нос————–
- Ассоль————–
4 Гаврош——————–
Вывод:
Мы исследовали, почему этих героев можно назвать – отверженными. С этими произведениями мы были знакомы. А теперь, вам предлагается самостоятельно исследовать отрывок из произведения В.Гюго «Человек, который смеется».
-Ребята, жалко ли вам этого человека? Почему?
–Почему он оказался в такой тяжелой ситуации?
–Справедливо ли с ним поступали?
–А вы знаете, что……
Дополнения: будучи ребенком , в 2-хлетнем возрасте, его украли, сделали страшную операцию, страшно обезобразившую его лицо, продали, выбросили в мороз в 10-летнем возрасте, в незнакомое место, где ребенок чуть не погиб от холода и голода. По пути к городу он спас годовалую девочку, мать ее замерзла, осталась в снегу, а мальчик, несмотря на сильный мороз и ветер, снял с себя курточку и завернул в нее маленького ребенка. Они оба нашли приют у бродячего актера, которого звали Урсус .
—Ребята, а какой из героев нами изученных произведений так же, как и Гуинплен, самоотверженно помогал тем, кто нуждался в помощи? Да , это Гаврош.
Итак, ребята, мы проделали с вами большую работу, исследуя произведения разных писателей, но тема у которых одна – это тема ОТВЕРЖЕННЫЕ.
-Какой вывод по уроку можно сделать?
Вывод:
Герои этих произведений волею судьбы оказались в тяжелых ситуациях, с ними обращались бесчеловечно, грубо, жестоко, их не воспринимали, потому что они не были похожими на всех, не делали того, что делали все, их отвергали, не принимали в свое общество. Поэтому героев этих произведений можно и нужно назвать—-отверженными.
—Ребята, какой возраст у почти всех героев, кроме Ассоль? 10 лет. А вам сколько лет? 10 лет
–А если бы вы оказались бы в такой ситуации? Как бы вы себя повели бы?
-Чему учат вас авторы данных произведений?
(Авторы данных произведений учат нас терпению и житейской мудрости, , учат нас на зло не отвечать злом и чувствовать боль и страдание чужих и близких.)
–_В нашем современном обществе есть такие люди?
–Кто это такие?
Бомжи-люди, живущие на улице, не имеющие прописки. Они грязные, потому что не имеют возможности помыться, они часто бывают голодными. Общество отворачивается от таких людей, не считая их за людей, обращаются с ними жестоко.
-Люди-инвалиды. Внешний вид у них обезображен болезнью. Они не могут свободно высказать свою мысль, потому что речь их нарушена, они не могут писать, потому что пальцы их не могут держать ручку, многие из них не могут даже сидеть. Однако они тоже могут чувствовать , как и мы, боль, страх, любовь.
Не отворачивайтесь от таких людей, не высказывайте к ним презрение, наоборот, проникнитесь к ним своим сочувствием. И если попросят, не отказывайте им в помощи. Эта помощь называется — человеческое сострадание.
—Какие пословицы, отражающие тему урока, вы бы выбрали и почему? Какие «уроки жизни» вы для себя извлекли?
- Самое главное доброта, бескорыстие, а не внешний вид.
- Кто много страдал, но не озлобился, тот достигает счастья.
- Нельзя судить по внешности, надо судить по делам и поступкам.
- Нельзя высмеивать недостатки других.
- Добро всегда побеждает зло.
- Человек может быть красив не только внешне, но и красив душой, поступками. Если человек красив душой, то его недостатков люди не замечают, если узнают его лучше.
- Красивый вид человека не портит.
- Некрасив собой, но красив душой.
- Суди не по внешности, а суди по делам.
- Кому, что идёт, то и красиво.
- Не красна изба углами , а красна пирогами.
- Чья душа в грехе, та и в ответе.
- Не было бы счастья, да несчастье помогло.
- Самолюб никому не люб.
- Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.
- За каждым вечером следует утро.
- Не бранись ни с кем, так хорош будешь всем.
- Язык человека может принести ему славу, и позор.
- Жить прожить – не поле перейти.
- Один битый двух небитых стоит.
- Грамоте учиться – вперед пригодиться.
- – Объясните их смысл.