«На берегах Лингвинии» внеклассное мероприятие в 6 классе. (Путешествие).
Курманбаева Айнур Кажмухановна,
учитель русского языка и литературы
Гимназии с. Ушконыр,
Карасайский район,Алматинская область,Казахстан
Методы и приемы использования информационных технологий на внеклассном мероприятии по русскому языку.
Данное внеклассное мероприятие проводится в рамках предметной недели по русскому языку в конце учебного года. При проведении игры информационные технологии выполняют вспомогательную роль, что позволяет учителю значительно расширить формы работы и охватить учебный материал, пройденный на уроках русского языка в 5-6 классах.
На данном мероприятии используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с минимум текста и богатым иллюстративным материалом. Этот вид работы способствует вовлечению всех учащихся в ход игры и дает возможность быстро проверить правильность выполнения заданий. А раздаточный материал, выполненный при помощи программы Word, развивает у детей способности к самостоятельной или групповой творческой работе.
Информационные технологии также позволяют учителю решить целый ряд задач, которые весьма трудно реализуются в рамках традиционных подходов. А именно: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы мероприятия (это интересно, потому что необычно), демонстрация реальных межпредметных связей и их использование при решении самых разнообразных задач.
Цели:
Обучающие цели:
- Обобщить изученный материал по основным разделам русского языка (фонетика, словообразование, лексика, фразеология, морфология, синтаксис).
- Формировать умения применять полученные знания на практике.
- Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.
Развивающие цели:
- Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
- Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.
Воспитывающие цели:
- Воспитывать умение работать в группах.
- Воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование:
- Раздаточный материал
- Компьютерная презентация “Игра-путешествие”
- Набор красных и зеленых карточек для оценки ответов учащихс
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте ,дорогие гости!!!
Сегодня мы попали в очень интересную и сказочную страну под названием «Лингвиния». Нас ждут необычные приключения в этой загадочной стране.
Звучит музыка входят ученики одетые в пиратов.
Ведущий: Ой , кто это? Вы кто ребята? И от куда?Как вы
Капитан:Я джек –воробей и это моя команда( имена называет) . Мы долго
плавали в мире знаний и заблудились,и как теперь мы поняли
мы попали в страну «Лингвинию» .
Помогите нам пожалуста выбраться из нее. Пожалуста….
Ведущий:Конечно поможем . но все зависит только от вас. От ваших знаний и умений. Все в ваших руках. Чтобы выбраться из нашей страны вам
нужно будет пройти все испытания, ответить на все вопросы,
которые будет оценивать наше строжайшее жюри. И получить титул
знатока русского языка.Вы согласны?
Ребята: ДА!!!
Ну тогда Добрый путь! И попутного ветра!!!
Ведущий:Итак, ребята садитесь по местам. А теперь познакомимся с
нашим многоуважаемым жюри, сегодня в составе жюри… За правильные ответы вам будут
присваиваться красные карточки. А за не правильные желтые.
Ответы должны быть полными и четко сформулированные.Вам
все понятно?
Ребята: Да!!!
(На интерактивной доске появляется карта страны Лигвинии )
Ведущий: Итак дорогие ребята, Вот наша страна . Она состоит и пяти островов.
- ФОНЕТИКА и ГРАФИКА
- МОРФЕМИКА
- ЛЕКСИКА
- МОРФОЛОГИЯ
- СИНТАКСИС.
Если переплывете через всю страну то получите титул «Знатока русского языка»
Итак мы причалили к острову ФОНЕТИКА. Добро пожаловать!!!(1 слайд)
1.ОСТРОВ – ФОНЕТИКА(слайд)
Ведущий:
-Чтоже это за остров? Этот остров нвзывается Фонетика .
– Фонетика – это раздел науки о языке , который изучает звуки и буквы. Остров поделен на 2 части. Одна часть ФОНЕТИКА а другая графика. Столица здесь город Буквоград. Вокруг берега гласных и согласных звуков.
– Кто обитает на этом острове и почему? Почему остров поделен на двое? И кто его жители? Зачем нарисованы глаз и ухо?
– На острове ФОНЕТИКА обитают буквы и звуки. Остров поделен на две части . в одной живут буквы а в другой живут звуки. Глаз изображен в стране ГРАФИКА, потому что глазами мы видим буквы, а ухо изображено в стране ФОНЕТИКА. Потому что мы звуки слышим ушами.
– Чтобы отправиться дальше, надо выполнить задания на этой станции “Оживи бабочку”.
(раздаточный материал “ – иллюстрация бабочки)
Ведущий:
– На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки. 1 группа
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки ни одной. (Еж)
- Сроду он ни ест, ни пьет, песни звонкие поет.
А с урока на урок подает свой голосок. (Звонок)
- Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет. (Дождь)
- Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел)
– Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
– На крыльях бабочки напишите отгадки (учитель читает загадки).
Загадки. 2 группа
Не лает, не кусает, а к будке привязана.
(Цепь)
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
(Язык)
Три глаза – три приказа,
Красный – самый опасный.
(Светофор)
Она красива и мила,
А имя ей от слова “зола”.
– Раскрасьте то слово, в котором звуков меньше, чем букв.
Ведущий:
– Проверим ваши ответы(проверяет жюри о оценивает).
Оценивание жюри
Наш корабль может двигаться дальше.И мы подплываем к следующему острову.
– Назовите раздел лингвистики, изучающий состав слова и способы образования слов
- ОСТРОВ- СЛОВООБРАЗОВАНИЕ( или морфемика ) (слайд)
Ведущий:
– Посмотрите внимательно на остров. Что наодится на нем и почему
– Мы оказались на острове МОРФЕМИКА. На нем находится река КОРЕНЬ, озеро ОКОНЧАНИЕ, БЕРЕГ ПРИСТАВКИ. А столица острова поселок СУФФИКСОВ. На нем находятся названия всех морфем (Кирилл)
-Кто его жители? Что вы можете рассказать о нем?и о жителях этого острова. Что вы видите на дереве вместо флага? Почему морфемы ссорятся? Какие морфемы еще похожи?
– Жители этого острова МОРФЕМЫ. Они все разные. Морфема ВЗ летит к морфеме ЛЕТ, чтобы образовать слово взлет. Морфема СМОТР ищет морфему О, чтобы образовать слово ОСМОТР. В слове ПРЕДСКАЗАТЕЛЬНИЦА вообще 3 суффикса.Суффиксы ОНЬК и ЕНЬК веселые, а приставки ПРЕ и ПРИ всегда ссорятся.(Айдана)
Задание: подберите однокоренные слова к слову “плыли” 1 группа
Задание: подберите однокоренные слова к слову “летели ” 2 группа
Ответ:выплыли, поплыли, подплыли, заплыли, переплыли, уплыли, сплыли.
Ответ: вылетели, прилетели, залетели, перелетели, улетели, слетели.
– Назовите способ образования слов.
Ведущий:
-А теперь вопросу капитану вашей команды. За одно проверим смекалку и находчивость вашего капитана.
Капитану предлагается отвечать на вопросы ведущего так, чтобы все слова начинались с одной буквы К.
Вопросы:
- Как вас зовут?
- Какая у вас фамилия?
- Как зовут вашу маму?
- Как зовут вашего отца?
- Из какого вы города?
- Назовите любимое блюдо.
- Любимая книга.
- Чем любите заниматься в свободное от учёбы время (хобби)?
- Любимое животное.
10.Охарактеризуйте себя, назвав 3 прилагательных
Оценивание жюри
– Наш корабль отправляется дальше
– Назовите раздел лингвистики, изучающий лексическое значение слов.
Ведущий:
- ОСТРОВ – ЛЕКСИКА(слайд и иллюстрации )
Ведущий:
– А теперь оказались на удивительном острове ЛЕКСИКА. Рассмотрите его и опишите?
– Этот остров называется ЛЕКСИКА. На нем есть река АРХАИЗМОВ, ущелье АНТОНИМОВ, БЕРЕГ НЕОЛОГИЗМОВ и БУХТА ОМОНИМОВ. А столицей этого острова по праву называется ПИК СИНОНИМОВ.
-Действительно ли на этом острове есть чему удивляться?Что нарисовано в комнате смеха ? Почему эти портреты висят в галерее? Почему этот симпатичный персонаж бежит с каким то плакатом
– На этом удивительном острове много чего интересного.Тут есть галлерея СИНОНИМОВ. Там изображены портреты ЛИК, ЛИЦО и РОЖИЦА. А вот и комната СМЕХА, где изображены слова ОМОНИМЫ. А АНТОНИМ черный несет на руках белого человека, так как он сильный а тот слабый…
ЗАДАНИЕ:
Подберите синонимы к словам:
1 группа
Несложный
Неразговорчивый
Невнимательный
Неправильный
Несерьезный
Подбери антонимы: 2 группа
Широкий-
Твердый-
Старый-
Слабый-
Светлый-
Оценивание жюри
“Отгадай фразеологизм и объясни его значение”( слайды и рисунки )
1 группа
крокодильи слезы, как кот наплакал, как кошка с собакой, сесть в лужу,
2 группа белая ворона, поймать на удочку, кирпич за пазухой, заяц в трамвае.
И составьте с ними предложения 4 предложения .
– Наш корабль может двигаться дальше. Подплываем к следующему острову
Ведущий: А что вы для нас приготовили гости дорогие?
Ребята: Танец.
Ведущий: Ну тогда станцуйте!!! ( Звучит музыка и девочки танцуют)
ОСТРОВ- МОРФОЛОГИЯ(слайд)
– Ведущий: Ой ребята , какой огромный остров.И что вы можете рассказать о нем?
– О-О-О-О это самый большой остров на нем обитают все части речи. Самостоятельные части речи это ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНАЕ, ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ , МЕСТОИМЕНИЕ,ГЛАГОЛ, ПРИЧАСТИЕ, ДЕЕРИЧАСТИЕ. И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ – ЭТО ПРЕДЛОГ, СОЮЗ И ЧАСТИЦА.
-Имя существительное – это самостоятельная часть речи , которая обозначает предмет и отвечает на вопрос кто? Что?( Тумарис),
-Имя прилагательное– это самостоятельная часть речи , которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? Какое? Какие?
-Местоимение-это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы (вещи, лица, их количество), но не называет их: ты, они, столько. Местоимения отвечают на вопросы существительных кто? что?, прилагательных какой? чей? и числительных сколько?
– Имя числительное — самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок при счёте и отвечает на вопросы сколько? который?
– Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и твечает на вопросы что делать? И что сделать? (
Ведущий:
Отгадайте кроссворд раздаточный материал “Морфология»
Кроссворд.
- Как называется часть речи, которая обозначает признак предмета?
- Как называется изменение глагола настоящего времени по лицам и числам?
- Как называется изменение имен существительных?
- Какой частью речи является определяемое слово у причастия?
- Определи часть речи выделенного слова:
– наш корабль может двигаться дальше. Подплываем к следующему острову.
Оценивание жюри
– Назовите раздел лингвистики, изучающий словосочетания и предложения.
- СТАНЦИЯ – СИНТАКСИС( слайд и иллюстрации)
О, как интересно итак мы оказались на острове Синтаксисе.
– А что такое синтаксис? И что он изучает?
– Си́нтаксис— Синтаксис — это раздел науки о языке , который изучает члены предложения .Указывающий правила соединения слов в словосочетания и предложения.
– Расскажите о жителях этого острова
– На этом острове живут главные члены и второстепенные члены предложения. Односоставные ми двусоставные предложения .
– Задание. Найдите главные члены предложения:
1 группа
ЖИВОЙ БУКВАРЬ
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте. 2 группа
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
– Итак, наше путешествие сегодня подошло к концу по странеЛингвинии.
Оценивание жюри . Выступление жюри .
- Заключительная часть.
Подведение итогов путешествия. (учащиеся подсчитывают количество красных и зеленых карточек). Вручение дипломов. Выступление жюри.
Исполняется песня весь класс поет и прощается….
Ведущий : Вот и пришло к концу наше путешествие. Вам понравилось в стране Лингвинии? Доброго путь, ребята ! Удачи вам ребята в мире знаний и новых приключений!!! До свидания, до новых встреч!!!