Открытый урок русской литературы по теме: М.Ю. Лермонтов “Бородино”
Журик Ирина Ивановна,
Дамсинская средняя школа
с. Дамса,Акмолинская область,Казахстан
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | ПО 1. Понимать термины: рассказчик, тема, идея, баллада, эпитет, сравнение, гипербола.
ПО 2. Иметь общее представление о художественном произведении, осмысливать тему. ПО 3. Читать наизусть выразительно текст небольшого объема. ПО 4. Составлять простой план. ПО 6. Давать краткий и полный ответ на вопрос. АИ 1. Определять жанр баллады и его признаки при поддержке учителя. АИ 2. Определять основную мысль произведения при помощи учителя. АИ 5. Характеризовать героев при содействии учителя. АИ 8. Анализировать изобразительные средства в художественном тексте (эпитеты, сравнения и др.), с помощью учителя. ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли и чувства. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения соответствия теме. |
||||||||||||||||||||
Цели урока | · знакомство с личностью и отдельными фактами биографии М. Ю. Лермонтова;
· развитие навыков выразительного чтения поэтического текста, умения выражать свои мысли и чувства в ходе обсуждения произведения; развитие творческого воображения и речи учащихся; · воспитание патриотических чувств школьников на примере лучших поэтических образцов. |
||||||||||||||||||||
План | |||||||||||||||||||||
Планируемые сроки | Планируемые действия (замените записи ниже запланированными действиями) | Ресурсы | |||||||||||||||||||
Начало урока
|
Приветствие учащихся
Деление класс на группы.
Актуализация. Составление кластера (на доске или в тетрадях) к ключевому слову “патриотизм”. Далее можно написать мини-сочинение, в котором ученики раскроют свое понимание патриотизма. Выступление с презентацией мини-сочинения на “авторском стуле”.
Синквейн Патриот Честный, любящий Защищает, оберегает, заботится Только патриот может стать героем Герой
|
Веселенький видеоролик | |||||||||||||||||||
Середина урока | (И) (изучают самостоятельно) Рассказ учащихся о поэте М. Ю. Лермонтове (за основу взять статью учебника) стр.75
Учитель:
Знакомо ли вам слово Бородино? ( Да. Под Бородино произошло знаменитое сражение Отечественной войны 1812 года.)
Стихотворение написано в 1837 году к 25-летию Бородинской битвы. Стихотворение Лермонтова построено на диалоге двух солдат. Устами прошедшего войну солдата поэт передал свое отношение к Родине и ее героическому прошлому. Прежде чем приступить к знакомству со стихотворением, послушайте дополнительную информацию
Знакомство со стихотворением.
Беседа по прочитанному:
1. Раньше в 19 веке сколько служили в армии? (25 лет) 2. Кто и кого спрашивает в первой строфе? (молоденький солдат спрашивает старого солдата) 3. О чём рассказывает ветеран? 4. Каким вы представляете рассказчика, что можно сказать о нём как о человеке? (Рассказчик – ветеран, бывалый солдат, участник Бородинского сражения, простой человек, понимает значение Бородинской битвы. Он горд, вспоминая своих боевых товарищей «Да, были люди в наше время») Рядовой солдат рассказал о том, что сам видел, делал и слышал. В солдате Лермонтов показал высокие качества русского народа: беззаветную любовь к родине. 5. Нашли большое поле. Где это? (Это бородинское поле, в с. Бородино) 6. «Забил снаряд я в пушку туго…». Значит кем был тогда этот солдат? (артиллеристом) 7. А каких ребят брали в артиллерию? (невысоких, сильных, потому что это тяжёлая работа) 8. Почему ликовал француз? (Французская армия считала себя победительницей) 9. А какое настроение царит в русской армии? (солдаты готовятся к бою, может быть последнему, смертельному. Каждый думает о своем свои невесёлые думы) 10. Какую клятву дали русские солдаты и как они сдержали её? 11. Почему все-таки отступили от Москвы? (это было сделано во имя спасения России) 12. Каким чувством проникнуто это стихотворение? (любовью к родине, товарищам)
Поэта больше всего интересует не само сражение, а люди, их поведение, душевное состояние, отношение их к происходящему, подвиг народа.
13. Какое чувство объединяло участников Бородинского сражение? (чувство патриотизма, готовность отдать жизнь за родину, отвага и героизм, умение в трудные минуты оставаться спокойным,0 выдержанным и даже шутить)
Заполнить таблицу Метафора – переносное значение слов
|
Учебник «Русская литература» стр.75 | |||||||||||||||||||
Конец урока | IV.Рефлексия.
На общем большом листе группой или всем классом нарисовать красками своё настроение в виде полоски, листочка, облачка, пятнышка (в течение 1 минуты). Чтобы определить настроение по цвету, можно применить характеристику цветов Макса Люшера: Красный цвет мягких тонов (розовый, оранжевый) – радостное, восторженное настроение, красный насыщенный и яркий цвет – нервозное, возбуждённое состояние, агрессия; синий – грустное настроение, пассивность, усталость; зелёный – активность, (но при насыщенности цвета – это беззащитность); жёлтый – приятное, спокойное настроение; фиолетовый – беспокойное, тревожное настроение, близкое к разочарованию; серый – замкнутость, огорчение; чёрный – унылое настроение, отрицание, протест; коричневый – пассивность, беспокойство и неуверенность.
Домашнее задание: выучить отрывок наизусть
|
||||||||||||||||||||
Дополнительная информация
о Бородинском сражении. “12 июня 1812 года Наполеон во главе огромного войска вторгся в Россию. Первые месяцы по приказу командования русские войска отступали. Но вот 22 августа уже недалеко от Москвы главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов решил дать генеральное сражение. Выбор места для битвы выпал на поле около деревни Бородино. Это была выгодная для русских войск позиция: слева — непроходимые леса, справа — обрывистый берег реки. Наполеон бросил свои силы на одно из укреплений русских воинов. Солдаты сражались с исключительным мужеством. Когда бой закончился и Наполеон захотел увидеть пленных, ему доложили: “Ни один пленный не был взят — русские в плен не сдаются”. Следующий день прошел тихо, и вот наступила ночь на 26 августа. Тайно от французов строились укрепления. Когда рассвело, французы увидели, что вместо нескольких пушек перед ними вырос мощный редут — настоящая земляная крепость. Русские воины понимали, что сражение будет тяжелым и многие погибнут. Но настроение было торжественным: надевали чистые рубахи, чистили мундиры, до блеска начищали кивера. В эту же ночь в лагере французов солдаты приветствовали Наполеона, который обещал своим воинам желанную легкую победу и отдых в Москве. И вот наступил рассвет “дня Бородина”. Бой закипел и становился все ожесточеннее. “Из тысячи пушек с обеих сторон сверкало пламя и гремел оглушительный гром, от которого дрожала земля. От выстрелов дымом заволокло все поле. Ядра, с визгом ударяясь о землю, выбрасывали кусты и взрывали поля, как плугом”, — вспоминал участник боя. Но постепенно ряды защитников редели, и, сохраняя полный порядок, русские войска отошли. С наступлением темноты сражение прекратилось. Потеряв множество людей, Наполеон не смог одержать желанной победы. Многих воинов не досчитались и русские, но оставшиеся в живых горели желанием снова сражаться с врагом. В деревне Фили около Москвы решался вопрос: сдать ли Москву без боя, чтобы сохранить русскую армию, или дать еще одно сражение. Кутузов заявил: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна. Приказываю отступать”. Старый полководец оказался прав. В декабре началось отступление наполеоновской армии. Перелом в войне произошел во многом благодаря тому, что враги были ослаблены в Бородинской битве
|
|||||||||||||||||||||
Дифференциация.
Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся? |
Оценивание.
Как вы планируете собирать доказательства обучения учащихся? |
Межпредметные связи соблюдение СанПиН ИКТ компетентность |
|||||||||||||||||||
· | · | · | |||||||||||||||||||
Рефлексия
Были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня изучили? На что была направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему?
|
Используйте пространство ниже, чтобы подвести итоги урока. Ответьте на самые актуальные вопросы об уроке из блока слева. | ||||||||||||||||||||
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо (с учетом преподавания и учения)? 1: 2: Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок (с учетом преподавания и учения)? 1: 2: Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
|
|||||||||||||||||||||