Внеклассное мероприятие по физике «Вечер занимательной физики»
Кечман Антонина Иосифовна,
учитель физики
КГУ «Озёрная основная школа»
с.Озёрное,Тайыншинский район,СКО,Казахстан
Цель мероприятия: способствовать развитию познавательного интереса к изучению физики у школьников на начальном этапе изучения предмета.
Задачи мероприятия:
- Способствовать осознанию учащимися важности изучения окружающих нас физических явлений.
- Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Атмосферное давление».
- Развивать пространственное, логическое мышление, умение делать выводы.
- Формировать умение четко излагать свои мысли.
- Формировать умение работать в коллективе, в группе.
- Воспитывать эстетическое восприятие мира на примере физических явлений.
Подготовительный этап.
На этом этапе группа учащихся 7 класса оказывала практикантам помощь в оформлении стенгазеты, посвященной вечеру занимательной физики. В газете были представлены интересные материалы из жизни физиков, загадки, цитаты великих ученых, кроссворд. Ребята ярко и красочно оформили газету, и повесили ее на всеобщее обозрение за неделю до мероприятия.
Ход мероприятия.
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук.
Здравствуйте, ребята! Мы приглашаем вас принять участие в нашем веселом вечере физики. Бороться за победу сегодня будут 3 команды 7ых,8,9 классов. А чтобы восторжествовала справедливость, мы решили создать судейскую комиссию. Занять почетное место жюри, просим:
А к жюри у нас такая просьба: будьте справедливы, объективны. После каждого тура объявляйте результаты.
Итак, мы начинаем!
1 конкурс. Приветствие.
Команды выбирают капитанов, придумывают название команды, девиз и пожелание соперникам. Все это должно быть связано с физикой. После этого ведущие делят доску на три части. Там фиксируют названия команд. Далее в этих трех колонках будут фиксироваться баллы. Максимум за 1-й конкурс – 3 балла.
2 конкурс. Викторина по физике.
А сейчас мы проверим ваше знание физики. Каждая команда должна будет ответить на 3 вопроса викторины. Если команда не знает ответа, то отвечает команда соперников. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
- Кто впервые измерил атмосферное давление? (Торричелли)
- Назовите прибор для измерения атмосферного давления. (Ртутный барометр)
- Назовите прибор для ориентирования на земной поверхности и определения сторон света. (Компас)
- Почему во время сильного мороза в лесу трещат деревья? (При замерзании вода расширяется, кора рвется с треском)
- Почему теплый хлеб тяжелее холодного? (В горячем много влаги, в холодном она испарилась)
- Почему вода тушит огонь? (Охлаждает горячее тело, поглощает много теплоты, образующийся пар не пропускает к горящему телу кислород)
- Что тяжелее – пуд железа, или пуд пуха? (Их масса одинакова)
- В какой комнате быстрее распространяется запах духов – в теплой, или холодной? (Диффузия происходит быстрее в теплой комнате)
- Какая сила вызывает приливы и отливы в морях и океанах Земли?
(Сила притяжения со стороны Луны)
Пока наше уважаемое жюри выставляет оценки, мы покажем вам небольшой фокус. Попробуйте объяснить его с точки зрения физики.
«Летающие чайные пакетики». Вскрываем чайные пакетики, отрезаем нитку с этикеткой, высыпаем заварку. Ставим пакетики на стол и поджигаем. Теплый воздух увлекает догорающие пакетики за собой вверх.
3 конкурс. «Наборщик»
«Наборщик»: из предложенного слова – названия физического прибора – составить как можно больше слов связанных с физикой. Дополнительный балл за самое длинное слово. (Например, динамометр)
4 конкурс. «Пантомима»
А сейчас пришла пора немного размяться. Каждая команда должна выйти в центр класса и показать с помощью пантомимы то агрегатное состояние вещества, которое написано у них на карточке. (Карточки с названием агрегатного состояния получили перед конкурсом.)Максимум за конкурс – 3 балла.
- Жидкое
- Твердое
- Газообразное
5 конкурс.«Слабое звено»
- Переведите 10 см в метры.
- Что больше 10 м/с или 5 м/с?
- Прибор для измерения времени.
- Сила притяжения к земле.
- Прибор для измерения силы.
- Сколько кПа в 1Па?
- 36 км/ч переведите в м/с.
- Кто придумал азбуку Морзе?
- Что больше 10 дм или 1 м?
10. Прибор для измерения давления.
11. Сколько законов открыл Ньютон?
12. Промежуток времени в 24 часа.
6 конкурс. «Загадки»
Каждой команде загадываем по 4 загадки. Каждый правильный ответ – 1 балл.
- Красивое коромысло над лесом повисло. (Радуга)
- Что с земли не поднимешь? (Тень)
- Никто его не видывал, а слышать – всякий слыхивал. Без тела – а живет оно, без языка – кричит. (Эхо)
- Сначала – блеск, за блеском – треск, за треском – пляска. Что это? (Молния, гром, дождь)
- В огне не горит, в воде не тонет. (Лед)
- Всем поведает, хоть и без языка, когда будет ясно, когда – облака. (Барометр)
- Две сестры качались, правды добивались. А когда добились, то остановились. (Весы)
- Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звезд. (Ракета)
- Днем спит, а ночью – глядит. (Луна)
- Я под мышкой сижу, и что делать укажу. Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр)
- Вечером в стеклянном колпачке солнышко сидит на волоске. (Лампочка)
- Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает. (Снег)
7 конкурс
Нужно составить новое слово, если к имеющемуся добавить букву или убрать, либо поменять местами:
Топка + и=
Ряд + о =
Алмаз + п =
Динар + а =
Марка + е =
Изба + с =
Катер + г =
Статор + е =
Горн + а =
Алиса – а =
Астра + с =
Кузов – о =
Метро + е =
Томат – т =
Блок + а =
Балкон – н =
Табор + а =
Нуклон – н =
Лапа + м =
8 конкурс. Викторина по математике.
Математика – царица всех наук, но служанка физики. Физикам без знания математики – никуда. Ответьте, пожалуйста, на вопросы нашей шуточной викторины. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ – 1 балл.
- Росла береза. У нее было 28 веток. На каждой ветке росли по 5 яблок. Сколько было яблок на дереве? (Яблоки на березе не растут)
- В комнате 4 угла. В каждом углу сидит по 1 кошке. А против каждой кошки сидят еще 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4 кошки)
- Однажды, сидя в троллейбусе, я решила сделать небольшой подсчет. Я пересчитала всех пассажиров в троллейбусе. Их было 17. Троллейбус тронулся, затем на остановке вышло 2 человека и вошло 6 человек. Будьте внимательны. На следующей остановке вошло 10 человек и никто не вышел. На следующей – вошло 12, а вышло 7. На следующей – вошло 4 человека, а вышло – 8. А потом, на следующей остановке господин вошел один с целой кучею обновок. Сколько было остановок? (5 остановок)
Наш веселый вечер подходит к концу. А пока жюри подводит итоги всех конкурсов, мы с вами отгадаем загадки.
1. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет (Туча)
2. Видать глазами, да не взять руками. (Тень)
3. По морю идет, а как на берег выползет, тут и пропадет. (Волна)
4. Как солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния)
5. Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою вся может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния)
6. Нашумела, нагремела, все промыла и ушла, и сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)
7. На стене висит тарелка, по тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед нам погоду узнает. (Барометр)
8. Что идет, не двигаясь с места. (Барометр)
9. Виден край, а не дойти. Что это? (Горизонт)
10. К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество это … (Электричество)
11. В лес со мною заберется – с пути не собьется. (Компас)
12. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая. (Пруд)
13. Посреди поля серебряные зерна. (Роса)
15. Днем спит, ночью глядит. (Луна)
16. Я в Москве, она в Одессе, в разных комнатах сидим. Далеко, а будто рядом разговариваем с ним. Кто нам помогает? (Телефон)
17. Перед нами – вверх ногами, пред тобой – вверх головой. (Отражение в воде)
18. Когда небо ниже земли бывает? (Когда отражается в воде)
20. Ни жара, ни тепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. ( Линза, увеличительное стекло)
Слово жюри.