Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса «Физический калейдоскоп»
Кечман Антонина Иосифовна,
учитель физики
КГУ «Озёрная основная школа»
с.Озёрное,Тайыншинский район,СКО,Казахстан
Цели: развитие интереса к предмету, повторение и закрепление изученного материала.
Задачи:
- развитие логики мышления;
- развитие познавательного интереса,
- развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.
Правила игры: Участвует 2 команды учеников 9 классов. Участники сидят за столами, на которых расположены кнопки со звуковым сигналом.
За каждый правильный ответ участники получают по одному баллу. На вопрос отвечает та команда, которая первая подала сигнал. Если команды подали сигнал одновременно, то они пишут ответ маркером на листе и сдают ведущему. В случае правильного ответа обоими командами, по 0,5 баллов присуждается каждой.
Ход игры
I. Организация начала мероприятия
Ведущий приветствует гостей, приглашает команды на сиену, представляет их, называет капитанов и предлагает всем занять свои места. Затем представляет жюри.
– Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
Например, проводов всех «величество»
Изучаем раздел «Электричество».
«Механика» все изучает движения.
Действия сил, точки их приложения.
Тепловых процессов динамику изучает «Термодинамика».
Отражение света, его преломление.
Прямолинейное распространение,
Как изображение глаз получает –
Все это «Оптика» изучает.
Что собой представляет ядро или атом
Мы из «Атомной физики» узнаем когда-то.
В каждом разделе много полезного,
Познавательного и интересного!
И. Игра
Тур I. «С миру по нитке».
Ведущий зачитывает вопросы.
1. Его частицы слабо связаны между собой, а объем существенно зависит от температуры. (Газ.
2.. Для него характерны стабильность формы и колебательное тепловое движение составляющих его частиц. (Твердое тело.)
- Вещества и этом состоянии мало сжимаемы, достаточно плотны, легко текут.(Жидкое.)
- Из каких частиц, объединенных химическими связями, состоят молекулы? (Атомы.)
- В каком агрегатном состоянии вещество не имеет форму и постоянного объема?(Газообразном.)
6, Прибор для измерения объема жидкости. (Мензурка.)
- Происходит ли диффузия в твердом состоянии вещества. (Да.)
- Как называется мельчайшая частица вещества? (Молекула.
- Переход вещества из твердою состояния в жидкое. (Плавление.)
10. Какая единица измерения массы является основной в системе СИ? (Килограмм.)
II. Как называется одна тысячная часть килограмма? (Грамм.)
12. И работа, и количество теплоты, и энергия выражается в этих единицах.(Джоуль.)
13. Величина, характеризующая электрическое поле. (Напряжение.)
14. От каких физических величин зависит давление в жидкости? ( От плотности и высоты столба жидкости.)
15. Какая величина остается неизменной при последовательном соединении проводников? (Сила тока.)
16. Прибор для изменения силы тока. (Реостат.)
17. Беспорядочное движение частиц. (Тепловое движение.)
18. Направленное движение заряженных частиц. (Электрический ток.)
19. Сколько полюсов у источника тока? (Два.)
20. Как включают в цепь амперметр? (Последовательно.)
Жюри подводит промежуточный итог.
Тур 2. Физика в лицах.
Цена каждого задания — 4 балла. За каждую следующую подсказку снимается 1 балл.
Задание 1.
1. Один из ученых сказал ему: «Из Вас никогда ничего путного не выйдет». Но уже в это время он стал первым учеником по точным наукам.
2. В 1933 году он выходит из состава Берлинской государственной академии наук. В этом же году перед зданием Берлинской оперы запылали костры из книг, среди которых были и его. Нацисты за его голову обещали награду в 50000 марок.
3. На вопрос «Почему именно он стал создателем теории относительности?» он отвечал: «Нормальный взрослый человек едва ли станет размышлять о проблемах пространства и времени. Он полагает, что разобрался в этом еще в детстве. Я же, наоборот, развивался интеллектуально так медленно, что, только став взрослым, начал размышлять о пространстве и времени. Понятно, что я вникал в эти проблемы глубже, чем люди, нормально развивающиеся в детстве».
4. «Общая теория относительности», «Теория броуновского движения», «Квантовая теория света», «Квантовая теория теплоемкости» – любой одной из этих работ было бы достаточно, чтобы обессмертить имя автора.
(Альберт Эйнштейн)
Задание 2.
1. Долгое время он не верил в существование электрона, и даже запретил в своем физическом институте упоминать это слово.
2. В 1896 году не было газеты, которая бы не напечатала снимок кисти его жены с обручальным кольцом на пальце.
3. В 1901 году он стал первым нобелевским лауреатом в области физики. Из-за своей застенчивости отказался от доклада, обязательного при вручении премии.
4. 20 января 1896 г. американские врачи с помощью его лучей впервые увидели перелом руки человека. С тех пор его открытие вошло в арсенал медицины.
(Вильгельм Рентген)
Задание 3.
1. Однажды он не явился на заседание Британского комитета борьбы с подводными лодками (это было в конце Второй мировой войны). Когда его упрекнули в этом, он в резкой форме ответил: «Я был занят экспериментами, из которых следует, что атом можно искусственно разделить. А такая перспектива значительно важнее, чем война!»
2. За научные достижения был удостоен звания «лорд Нельсон».
3. Великий учитель, воспитавший многих ученых, ставших позже Нобелевскими лауреатами, среди которых находятся П. Л. Капица, Л. Д. Ландау.
4. Автор планетарной модели атома.
(Эрнест Резерфорд)
Задание 4.
1. В шестнадцать лет он получил ученую степень бакалавра Парижского университета (Сорбонны).
2. Писал статьи по геометрической симметрии кристаллов, которые и поныне не утратили своего значения для кристаллографов.
3. Вместе со своим старшим братом открыл пьезоэлектричество – появление под действием
приложенной извне силы на поверхности некоторых кристаллов электрических зарядов.
4. Вместе с женой получил половину Нобелевской премии по физике 1903 г.разделенной с Анри Беккерелем.
(Пьер Кюри)
Жюри подводит промежуточный итог.
Тур 3. Экспериментальный.
Опыты команды проводят без участия капитанов.
Командам необходимо провести и объяснить опыт.
Каждый опыт оценивается максимально в три бала.
Для I команды:
Оныт№ I.
Приборы и материалы: бокал, бумага. ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.
Проведение опыта:
Налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались.
Использовать узкий, расширяющийся к верху бокал.
Налить на дно бокала соленой подкрашенной воды.
Свернуть из бумаги «фунтик» и загнуть его коней под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в «фунтике» должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струнка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду.
Когда слои красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратитьлить воду.
Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
Из третьегорожка налить слой крашенного спирта.
Объяснение:
Суть опыта заключается и использовании жидкостей с рамой плотностью, которые не перемешиваются. Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: солёная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт.Самые тяжёлые – внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной поды – р = } 030 кг/м’, самая маленькая у подкрашенного спирта –р = 700кг/м\
Опыт №2.
Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.
Проведение опыта:
Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.
Объяснение:
Змейка вращается, т. к. происходит расширение воздуха под действиемтепла и прекращение теплой энергии и движение.
Для 2команды:
Опыт №1.
Приборы и материалы: свеча, спица. 2 стакана. 2 тарелки, спички.
Проведение опыта:
Раскалить спицу и нанизать на нее свечу. Это будет ось нашего двигателя.
Положить свечу со спицей на края двух стаканов и уравновесить.
Зажечь свечу с обоих концов.
Объяснение:
Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой коней свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; этот конец поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю;постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.
Опыт №2.
Приборы и материалы: линейка.
Проведение опыта:
Возьмем линейку и положим горизонтально на указательные пальцы рук. Не торопясь, перемешаем пальцы к центру линейки. Почему линейка двигается то по одному, то по другому пальцу?
Объяснение:
Сила давления со стороны линейки на пальцы изменяется при движении. Стало быть, изменяется и сила трения между пальцами и линейкой. Если один палец расположен ближе к центру, то на него сила давления действует больше. Между ним и линейкой действует большая сила давления, следовательно, перемещается второй палец и т. Д
Жюри подводит промежуточный итог.
Конкурс капитанов
Пока команды выполняют опыты, капитаны работают над тестами. 1 тест – I баял.
1. Какой из этих химических элементов при нормальных условиях светится в темноте?
а) Магний;
б)кремнии:
в) фосфор;
г) сера.
2. Орбита какой из этих планет находится по соседству с земной?
а) Венеры;
б) Меркурия;
в) Плутона;
г) Урана.
3. Какое из этих чисел является наибольшим общим делителем чисел 16 и 24?
а) 4;
б) 6
в) 8;
г) 12.
4. Какой прибор служит для измерения скорости?
а) Термометр;
б) спидометр;
в)ареометр;
г) вольтметр.
5. В каких единицах выражают объем?
а) Метр;
б) литр;
в) килограмм;
г) час.
6. Что из приведенного является физической величиной?
а)инерция:
б) взаимодействие;
в) молния:
г)вес
7. Назовите единицу веса тела.
а) ньютон;
б)килограмм;
в)тонна;
г) паскаль.
8. Какое из приведенных слов не является явлением?
а) инерция:
б) диффузия;
в) дождь;
г) капля воды.
9. Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело:
а) тонет;
о) плавает внутри жидкости:
в) всплывает;
г) будет находиться на поверхности жидкости.
10. При резкой остановке автобуса человек, слоящий в нем отклонится:
а) влево;
б) вперед;
в) назад;
г)вправо.
Жюри -заносит заработанные капитанам баллы в копилку команды.
Тур 4. Великолепная семерка.
Перед участниками появляется таблица с 7 категориями знаний по фишке из различных разделов. В каждой категории – 7 вопросов (7 баллов). Право выбора первой категории дается лидирующей по очкам команде. На все вопросы категории отвечает одна команда. Если команда не может дать отчет на вопрос, ответить может другая команда, тогда ей присуждается 0,5 балла.
Время на обдумывание одного вопроса –10 секунд.
Механика | Электромагнитные явления |
Давление | Работа и мощность |
Тепловые явления | Световые явления |
Формулы |
Механика
1) Под действием какой силы происходит свободное паление физического тела? (Силы тяжести.)
2) Как называется отношение длины пути ко времени, затраченному на его прохождение? (Скорость.)
3) Как Называется тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь? (Материальная точка.)
4) Как называется движение, при котором не меняется скорость? (Равномерным,)
5) Как называется движение при котором не меняется ускорение? (Равноускоренным.)
6) Как называется прибор для измерения силы? (Динамометр.)
7) Чему равен вес тела, если тело находится в покое? (Силе тяжести.)
Давление
1) Как называют силу, с которой воздух давит на земную поверхность? (Сила давления.)
2) Какова единица измерения давления? (Па.)
3) Что происходит с давлением газа при уменьшении объема газа? (Увеличивается.)
4) Что происходит с давлением жидкости при увеличении глубины? (Увеличивается.)
5) Чем вызывается давление газа на стенки сосуда? (Ударами молекул газа.)
6) Кто первый измерил атмосферное давление? (Торричелли.)
7) Прибор измерения давления. (Бараметр.}
Тепловые явления
1) Как называется переход вещества из газообразного состояния в жидкое? (Конденсация
2) Парообразование с поверхности жидкости. (Испарение.)
3) Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (Парообразование.)
4) Энергия движения и взаимодействия частиц. (Внутренняя энергия.)
5) Перенос энергия струями жидкости или пара. (Конвекция.)
6) Прибор для измерения температуры. (Термометр.)
7) Как называются машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую? (Тепловые двигатели.)
Электромагнитные явления
1) Как называется катушка с железным сердечником внутри? (Электромагнит.)
2) Как называются тела, долгое время сохраняющие намагниченность? (Магниты.)
3) Те места магнита, где обнаруживаются наиболее сильные магнитные действия. (Полюса.)
4) Кратковременные изменения магнитного поля Земли. (Магнитные бури.)
5) Как меняется действие магнитного поля с увеличением числа витков в катушке? (Увеличивается.)
6) Как взаимодействуют разноименные полюсы магнитных стрелок? (Притягиваются.)
7) Кто впервые обнаружил взаимодействие проводника с током и магнитной стрелкой? (Эрстед.)
Работа и мощность
1) Прибор измерения работы тока. (Счетчик.)
2) Единица измерения работы. (Дж.)
3) Что такое один Дж? (Произведение Ньютона на метр.)
4) Как называются приспособления для преобразования силы? (Простые механизмы.)
5) Чем обладают тела, способные совершать работу? (Энергией.)
6) Каком энергией обладают движущиеся тела? (Кинетической.)
7) Быстрота выполнения работы. (Мощность.)
Световые явления
1) Как распространяется свет в однородной прозрачной среде? (Прямолинейно.)
2) Сколько фокусов у всякой линзы? (Два.)
3) При переходе луча из стекла в воду угол преломления будет больше или меньше угла Падения? (Больше.)
4) Как называется зрачок? (Хрусталик.)
5) Как называется глаз, у которого фокус лежит за сетчаткой? (Дальнозорким.)
6) Какое изображение дает рассеивающая линза? (Мнимое.)
7) Как называется расстояние от оптическою центра до фокуса? (Фокусным.)
Формулы
1) Эта физическая величина равна отношению массы тела к его объему. (Плотность.)
2) Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления. (Закон Ома.)
3) Отношение пройденного пути ко времени прохождения. (Скорость.)
4) Произведение ускорения свободного падения на массу. (Сила тяжести.)
5) Как определить, давление твердого тела? (Силу давления на площадь.)
6) Формула определения механической работы. (Произведение силы на путь.)
7) Как называется величина, равная отношению работы ко времени? (Мощность.)
Жюри подводит промежуточный итог.
Тур 5. Занимательная физика.
I. В квартире жарко… Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, вы открываете дверку холодильника. Удастся ли вам охладить вашу комнату?
(Вы смогли вы лишь временно охладить комнату, а в конечном итоге воздух в комнате еще сильнее нагреется. Система охлаждения, пытаясь понизить температуру, начнет работать и усиленном режиме, а в результате больше тепла поступит в комнату от двигателя холодильника. Прохладного воздуха будет недостаточно, чтобы поглотить это тепло, и квартира станет нагреваться еще сильнее.)
2. Возможно ли вскипятить воду на открытом пламени в бумажной коробке? (Температура кипения воды намного ниже температуры горения бумаги. Поскольку теплоту пламени забирает кипящая вода, бумага (или картон) не может нагреться до нужной температуры и поэтому не загорается.)
3. Взвесим банку со спящими мухами. Затем встряхнем ее, чтобы мухи летали, и снова взвесим. Изменится ли вес банки?
(Вес банки не изменится. Чтобы летать, насекомые должны возбуждать нисходящие воздушные потоки, равные их весу.)
4. Твёрдую сталь в форме бублика разогревают над костром. Вследствие этого сталь расширяется. Будет ли отверстие в бублике увеличиваться, уменьшаться или же останется прежнегоразмера?
(Поскольку «бублик» расширяется, сохраняя прежние пропорции, то и отверстие также становится больше.)
5. В пустую стеклянную бутылку напустили дыма. Как вытряхнуть или вывести дым из бутылки, не наливая в неё воду или какую-нибудь другую жидкость?
(Надо зажечь спичку и очень быстро, пока она разгорается, опустить ее внутрь. Дым сразу же будет вытеснен.)
6. Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединенных последовательно. Одна лампочка перегорела. Её выбросили и составили снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше?
(U = JR. Общее сопротивление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому гирлянда будет гореть ярче.)
1. На гладкую доску положили 2 кирпича – один плашмя, а другой – на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску?
(Кирпичи начнут скользить одновременно. Ведь оба кирпича давят на доску с одинаковой силой. а значит одинаковы и силы трения, которые приходится им преодолевать. Удельные силы трения, приходящиеся ни каждый квадратный сантиметр площади соприкосновения кирпичей с доской, конечно, не равны. Но общие силы трения, действующие на кирпичи, равные произведению удельной силы трения на площадь поверхности соприкосновения, будут одинаковы
8. Почему толстостенные стаканы лопаются от горячей поды намного чаше, чем тонкостенные? ( Стекло – плохой проводник тепла. Чем толще стенка стакана, тем больше разница, температур на его наружной и внутренней поверхностях, и тем вероятнее, что он лопнет от горячей воды, потому что внутренняя прогретая часть будет расширяться)
Жюри подводит промежуточный итог.
111. Итог и награждение
Пока ведущий читает стихотворение. жюри подводит окончательный итог.
– Физика вовсе не простой предмет,
И как его выучить -дам я совет.
Надо все формулы знать назубок,
И не пропускать, без причины урок.
Правильно нужно задачи решать.
Чётко, как учат, их оформлять.
Теорию нужно всем знать, да чтоб так.
Что рассказать сё будет пустяк.
Контрольные надо писать лишь на пять.
Обязательно всем надо физику знать!
Знать про альфа-распады
и громкость звука.
Физика, вовсе, скажу вам. не скука.
А опыты… Боже, это так интересно!
Их готова творить я везде, повсеместно.
В общем одно я хочу лишь сказать:
Физику надо учить всем и знать!
Жюри объявляет результаты, проводится награждение.