Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса «Физический калейдоскоп»

Кечман Антонина Иосифовна,
учитель физики
КГУ «Озёрная основная школа»
с.Озёрное,Тайыншинский район,СКО,Казахстан

Цели: развитие интереса к предмету, по­вторение и закрепление изученного мате­риала.

Задачи:

  • развитие логики мышления;
  • развитие познавательного интереса,
  • развитие культуры общения и культуры ответа на вопрос.

Правила игры: Участвует 2 команды учеников 9 классов. Участники сидят за столами, на которых расположены кнопки со звуковым сигналом.

За каждый правильный ответ участники получают по одному баллу. На вопрос от­вечает та команда, которая первая подала сигнал. Если команды подали сигнал одно­временно, то они пишут ответ маркером на листе и сдают ведущему. В случае правиль­ного ответа обоими командами, по 0,5 бал­лов присуждается каждой.

Ход  игры

I. Организация начала мероприятия

Ведущий приветствует гостей, приглашает команды на сиену, представляет их, называет капитанов и предлагает всем занять свои места. Затем представляет жюри.

– Физика много разделов включает,
Каждый вопросы свои изучает.
Например, проводов всех «величество»

      Изучаем  раздел «Электричество».

     «Механика» все изучает движения.

      Действия сил, точки их приложения.

       Тепловых процессов динамику изучает «Термодинамика».

       Отражение света, его преломление.

       Прямолинейное распространение,

       Как изображение глаз получает –

Все это «Оптика» изучает.

Что собой представляет ядро или атом

Мы из «Атомной физики» узнаем когда-то.

В каждом разделе много полезного,

 Познавательного и интересного!

И. Игра

Тур I. «С миру по нитке».

Ведущий зачитывает вопросы.

1. Его частицы слабо связаны между со­бой, а объем существенно зависит от темпе­ратуры. (Газ.

2.. Для  него  характерны   стабильность формы и колебательное тепловое движение составляющих его частиц. (Твердое тело.)

  • Вещества и этом состоянии мало сжи­маемы,   достаточно   плотны,   легко   текут.(Жидкое.)
  • Из каких частиц, объединенных хими­ческими связями, состоят молекулы? (Ато­мы.)
  • В каком агрегатном состоянии веще­ство не имеет форму и постоянного объема?(Газообразном.)

6, Прибор для измерения объема жидко­сти. (Мензурка.)

  • Происходит ли диффузия в твердом состоянии вещества. (Да.)
  • Как называется мельчайшая частица вещества? (Молекула.
  • Переход вещества из твердою состоя­ния в жидкое. (Плавление.)

10.  Какая единица измерения массы яв­ляется основной в системе СИ? (Килограмм.)

II.  Как называется одна тысячная часть килограмма? (Грамм.)

12. И работа, и количество теплоты, и энергия  выражается   в этих единицах.(Джоуль.)

13. Величина, характеризующая электрическое поле. (Напряжение.)

14.  От каких физических величин зави­сит давление в жидкости? ( От плотности и  высоты столба жидкости.)

15. Какая величина остается неизменной при последовательном соединении прово­дников? (Сила тока.)

16.   Прибор для изменения силы тока. (Реостат.)

17. Беспорядочное движение частиц. (Те­пловое движение.)

18.  Направленное движение заряженных частиц. (Электрический ток.)

19.  Сколько полюсов у источника тока? (Два.)

20.   Как включают в цепь амперметр? (Последовательно.)

Жюри подводит промежуточный итог.

                                                     Тур 2. Физика в лицах.

Цена каждого задания — 4 балла. За каждую следующую подсказку снимается 1 балл.

Задание 1.

1.  Один из ученых сказал ему: «Из Вас никогда ничего путного не выйдет». Но уже в это время он стал первым учеником по точным наукам.

2. В 1933 году он выходит из состава Бер­линской государственной академии наук. В этом же году перед зданием Берлинской опе­ры запылали костры из книг, среди которых были и его. Нацисты за его голову обещали награду в 50000 марок.

3.  На вопрос «Почему именно он стал создателем теории  относительности?»  он отвечал:    «Нормальный    взрослый    чело­век едва ли станет размышлять о пробле­мах пространства и времени. Он полагает, что разобрался в этом еще в детстве. Я же, наоборот, развивался интеллектуально так медленно, что, только став взрослым, начал размышлять о пространстве и времени. По­нятно, что я вникал в эти проблемы глубже, чем люди, нормально развивающиеся в дет­стве».

4.    «Общая   теория   относительности», «Теория броуновского движения», «Кван­товая теория света», «Квантовая теория те­плоемкости» – любой одной из этих работ было бы достаточно, чтобы обессмертить имя автора.

                                                                                                                             (Альберт Эйнштейн)

Задание 2.

1. Долгое время он не верил в существо­вание электрона, и даже запретил в своем физическом институте упоминать это сло­во.

2.  В 1896 году не было газеты, которая бы не напечатала снимок кисти его жены с обручальным кольцом на пальце.

3.  В 1901 году он стал первым нобелев­ским лауреатом в области физики. Из-за своей застенчивости отказался от доклада, обязательного при вручении премии.

4. 20 января 1896 г. американские врачи с помощью его лучей впервые увидели пере­лом руки человека. С тех пор его открытие вошло в арсенал медицины.

                                                                                                                             (Вильгельм Рентген)

Задание 3.

1.  Однажды он не явился на заседание Британского комитета борьбы с подводны­ми лодками (это было в конце Второй миро­вой войны). Когда его упрекнули в этом, он в резкой форме ответил: «Я был занят экс­периментами, из которых следует, что атом можно искусственно разделить. А такая пер­спектива значительно важнее, чем война!»

2.  За научные достижения был удостоен звания «лорд Нельсон».

3.  Великий учитель, воспитавший мно­гих ученых, ставших позже  Нобелевски­ми лауреатами,  среди  которых  находятся П. Л. Капица, Л. Д. Ландау.

4. Автор планетарной модели атома.

                                                                                                                                 (Эрнест Резерфорд)

Задание 4.

1. В шестнадцать лет он получил ученую степень бакалавра Парижского университе­та (Сорбонны).

2.  Писал статьи по геометрической сим­метрии кристаллов, которые и поныне не утратили своего значения для кристалло­графов.

3.  Вместе со своим старшим братом от­крыл пьезоэлектричество – появление под действием

приложенной извне силы на по­верхности некоторых кристаллов электри­ческих зарядов.

4. Вместе с женой получил половину Но­белевской премии по физике 1903 г.разде­ленной с Анри Беккерелем.

                                                                                                                                 (Пьер Кюри)

    Жюри подводит промежуточный итог.

                                  Тур 3. Экспериментальный.

Опыты команды проводят без участия капитанов.

Командам необходимо провести и объ­яснить опыт.

Каждый опыт оценивается максималь­но в три бала.

Для I команды:

                                                Оныт№ I.

Приборы и материалы: бокал, бумага. ножницы, вода, соль, красное вино, подсол­нечное масло, крашенный спирт.

Проведение опыта:

Налить в стакан четыре разных жидко­сти так, чтобы они не смешались.

Использовать узкий, расширяющийся к верху бокал.

Налить на дно бокала соленой подкра­шенной воды.

Свернуть из бумаги «фунтик» и загнуть его коней под прямым углом; кончик его от­резать. Отверстие в «фунтике» должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струн­ка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему сте­кать на солёную воду.

Когда слои красного вина по высоте срав­няется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратитьлить воду.

Из второго рожка налей таким же обра­зом в бокал подсолнечного масла.

Из третьегорожка налить слой крашен­ного спирта.

                                                Объяснение:

Суть опыта заключается и использо­вании жидкостей с рамой плотностью, которые не перемешиваются. Жидкости в бакалее расположились в  следующем по­рядке: солёная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт.Самые тяжёлые – внизу, самые лёгкие – вверху. Са­мая большая плотность у солёной поды – р = } 030 кг/м’, самая маленькая у подкрашен­ного спирта р = 700кг/м\

                                                           Опыт №2.

Приборы и материалы: плотная бума­га, свеча, ножницы.   

Проведение опыта:

Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.

Держать эту спираль над свечкой в вос­ходящем потоке воздуха, змейка будет вра­щаться.

                                                Объяснение:

Змейка вращается, т. к. происходит расширение воздуха под действиемтепла и прекращение теплой энергии и движение.

  Для 2команды:

Опыт №1.

Приборы и материалы: свеча, спица. 2 стакана. 2 тарелки, спички.

 Проведение опыта:

Раскалить спицу и нанизать на нее свечу. Это будет ось нашего двигателя.

Положить свечу со спицей на края двух стаканов и уравновесить.

Зажечь свечу с обоих концов.

                                                       Объяснение:

Капля парафина упадёт в одну из  та­релок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой коней свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; этот конец поднимается к верху, первый конец опу­стится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю;постепен­но колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.

  Опыт 2.

Приборы и материалы: линейка.  

Проведение опыта:

Возьмем линейку и положим горизон­тально на указательные пальцы рук. Не торопясь,   перемешаем   пальцы   к   центру линейки. Почему линейка двигается то по одному, то по другому пальцу?

                                                       Объяснение:

Сила давления со стороны линейки на пальцы изменяется при движении. Стало быть, изменяется и сила трения между пальцами и линейкой. Если один палец расположен ближе к центру, то на него сила давления действует больше. Между ним и линейкой действует большая сила давле­ния, следовательно, перемещается второй палец и т. Д

Жюри подводит промежуточный итог.

                                                                  Конкурс капитанов

Пока команды выполняют опыты, капи­таны работают над тестами. 1 тест – I баял.

1.  Какой из этих химических элементов при нормальных условиях светится в тем­ноте?

а) Магний;

 б)кремнии:

в) фосфор;

г) сера.

2.  Орбита какой из этих планет находит­ся по соседству с земной?

а) Венеры;

б) Меркурия;

в) Плутона;

г) Урана.

3.  Какое из этих чисел является наиболь­шим общим делителем чисел 16 и 24?

а) 4;

б) 6

в) 8;

г) 12.

4.  Какой прибор служит для измерения скорости?

а) Термометр;

б) спидометр;

 в)ареометр;

г) вольтметр.

5. В каких единицах выражают объем?

а) Метр;

б) литр;

в) килограмм;

г) час.

6. Что из приведенного является физиче­ской величиной?

а)инерция:

б) взаимодействие;

в) молния:

г)вес

7. Назовите единицу веса тела.

а) ньютон;

б)килограмм;

в)тонна;

г) паскаль.

8. Какое из приведенных слов не являет­ся явлением?

а) инерция:

б) диффузия;

в) дождь;

г) капля воды.

9.  Если плотность тела больше плотно­сти жидкости, то тело:

а) тонет;

о) плавает внутри жидкости:

в) всплывает;

г) будет находиться на поверхности жид­кости.

10.  При резкой остановке автобуса чело­век, слоящий в нем отклонится:

а) влево;

б) вперед;

в) назад;

 г)вправо.

Жюри -заносит заработанные капита­нам баллы в копилку команды.

                      Тур 4. Великолепная семерка.

Перед участниками появляется табли­ца с 7 категориями знаний по фишке из раз­личных разделов. В каждой категории – 7 вопросов (7 баллов). Право выбора первой категории дается лидирующей по очкам команде. На  все вопросы категории отве­чает одна команда. Если команда не может дать отчет на вопрос, ответить может другая команда, тогда ей присуждается 0,5 балла.

Время на обдумывание одного вопроса –10 секунд.

Механика Электромагнитные явления
Давление Работа и мощность
Тепловые явления Световые явления
Формулы

Механика

1) Под действием какой силы происходит свободное паление физического тела? (Силы тяжести.)

2)   Как   называется отношение длины пути ко времени, затраченному на его про­хождение? (Скорость.)

3)  Как Называется тело, размерами кото­рого в данных условиях можно пренебречь? (Материальная точка.)

4)  Как называется движение, при кото­ром не меняется скорость? (Равномерным,)

5)  Как называется движение при кото­ром не меняется ускорение? (Равноускорен­ным.)

6) Как называется прибор для измерения силы? (Динамометр.)

7)  Чему равен вес тела, если тело нахо­дится в покое? (Силе тяжести.)

Давление

1)  Как называют силу, с которой воздух давит на земную поверхность? (Сила давле­ния.)

2)  Какова единица измерения давления? (Па.)

3)  Что происходит с давлением газа при уменьшении объема газа? (Увеличивается.)

4) Что происходит с давлением жидкости при увеличении глубины? (Увеличивается.)

5) Чем вызывается давление газа на стен­ки сосуда? (Ударами молекул газа.)

6) Кто первый измерил атмосферное дав­ление? (Торричелли.)

7) Прибор измерения давления. (Бара­метр.}

Тепловые явления

1)  Как называется переход вещества из газообразного состояния в жидкое? (Кон­денсация

2)  Парообразование с поверхности жидкости. (Испарение.)

3) Переход вещества из жидкого состоя­ния в газообразное. (Парообразование.)

4)  Энергия движения и взаимодействия частиц. (Внутренняя энергия.)

5)  Перенос энергия струями жидкости или пара. (Конвекция.)

6)  Прибор для измерения температуры. (Термометр.)

7)  Как называются машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую? (Тепловые двигатели.)

Электромагнитные явления

1)  Как называется катушка с железным сердечником внутри? (Электромагнит.)

2) Как называются тела, долгое время со­храняющие намагниченность? (Магниты.)

3)  Те места магнита, где обнаруживают­ся наиболее сильные магнитные действия. (Полюса.)

4)  Кратковременные изменения магнит­ного поля Земли. (Магнитные бури.)

5)   Как меняется  действие  магнитного поля с увеличением числа витков в катуш­ке? (Увеличивается.)

6)  Как взаимодействуют разноименные полюсы   магнитных   стрелок?   (Притяги­ваются.)

7)  Кто впервые обнаружил взаимодей­ствие   проводника  с  током   и   магнитной стрелкой? (Эрстед.)

Работа и мощность

1)    Прибор    измерения    работы    тока. (Счетчик.)

2) Единица измерения работы. (Дж.)

3)  Что такое один Дж? (Произведение Ньютона на метр.)

4)  Как называются приспособления для преобразования силы? (Простые механиз­мы.)

5)  Чем обладают тела, способные совер­шать работу? (Энергией.)

6)  Каком энергией обладают движущие­ся тела? (Кинетической.)

7)  Быстрота выполнения работы. (Мощ­ность.)

Световые явления

1) Как распространяется свет в однород­ной прозрачной среде? (Прямолинейно.)

2)   Сколько  фокусов  у  всякой  линзы? (Два.)

3)  При переходе луча из стекла в воду угол преломления будет больше или мень­ше угла Падения? (Больше.)

4)  Как называется зрачок? (Хрусталик.)

5) Как называется глаз, у которого фокус лежит за сетчаткой? (Дальнозорким.)

6)  Какое изображение дает рассеиваю­щая линза? (Мнимое.)

7) Как называется расстояние от оптиче­скою центра до фокуса? (Фокусным.)

Формулы

1)  Эта физическая величина равна от­ношению массы тела к его объему. (Плот­ность.)

2) Зависимость силы тока от напряжения и сопротивления. (Закон Ома.)

3) Отношение пройденного пути ко вре­мени прохождения. (Скорость.)

4)  Произведение ускорения свободного падения на массу. (Сила тяжести.)

5)   Как определить, давление твердого тела? (Силу давления на площадь.)

6)  Формула определения механической работы. (Произведение силы на путь.)

7)  Как называется величина, равная от­ношению работы ко времени? (Мощность.)

Жюри подводит промежуточный итог.

Тур 5. Занимательная физика.

I. В квартире жарко… Чтобы хоть как-то облегчить свою участь, вы открываете двер­ку холодильника. Удастся ли вам охладить вашу комнату?

 (Вы смогли вы лишь времен­но охладить комнату, а в конечном итоге воздух в комнате еще сильнее нагреется. Система охлаждения, пытаясь понизить температуру, начнет работать и усилен­ном режиме, а в результате больше тепла поступит в комнату от двигателя холо­дильника. Прохладного воздуха будет недо­статочно, чтобы поглотить это тепло, и квартира станет нагреваться еще силь­нее.)

2.  Возможно ли вскипятить воду на от­крытом    пламени    в   бумажной    коробке? (Температура кипения воды намного ниже температуры  горения  бумаги.   Поскольку теплоту пламени забирает кипящая вода, бумага (или картон) не может нагреться до нужной температуры и поэтому не за­горается.)

3.  Взвесим банку со спящими мухами. Затем встряхнем ее, чтобы мухи летали, и снова взвесим. Изменится ли вес банки?

 (Вес банки не изменится.  Чтобы летать, насекомые должны  возбуждать  нисходя­щие воздушные потоки, равные их весу.)

4.  Твёрдую сталь в форме бублика разо­гревают  над   костром.   Вследствие   этого сталь расширяется.  Будет ли отверстие в бублике  увеличиваться,  уменьшаться   или же останется прежнегоразмера?

 (Поскольку «бублик» расширяется, сохраняя прежние пропорции, то и отверстие также стано­вится больше.)

5.  В пустую стеклянную бутылку напу­стили дыма. Как вытряхнуть или вывести дым из бутылки, не наливая в неё воду или какую-нибудь другую жидкость?

(Надо зажечь спичку и очень быстро, пока она раз­горается, опустить ее внутрь. Дым сразу же будет вытеснен.)

6.  Новогодняя ёлка была украшена гирляндой электрических лампочек, соединен­ных последовательно. Одна лампочка пере­горела.  Её выбросили  и  составили  снова цепь. Стала ли гирлянда гореть ярче или наоборот, померкла оттого, что лампочек стало меньше?  

(U = JR. Общее сопротив­ление гирлянды уменьшилось, а напряжение в сети осталось прежним. Поэтому гир­лянда будет гореть ярче.)

1. На гладкую доску положили 2 кирпича – один плашмя, а другой – на ребро. Кирпичи весят одинаково. Какой кирпич соскользнет первым, если наклонять доску?

 (Кирпичи начнут скользить одновременно. Ведь оба кирпича давят на доску с одинаковой силой. а значит одинаковы и силы трения, кото­рые приходится им преодолевать. Удель­ные силы трения, приходящиеся ни каждый квадратный сантиметр площади  соприкосновения кирпичей с доской, конечно, не рав­ны. Но общие силы трения, действующие на кирпичи, равные произведению удельной силы трения на площадь поверхности соприкосновения, будут одинаковы

8. Почему толстостенные стаканы ло­паются от горячей поды намного чаше, чем тонкостенные?   (  Стекло – плохой проводник тепла. Чем толще стенка стакана, тем больше разница, температур на его наруж­ной и внутренней поверхностях, и тем ве­роятнее, что он лопнет от горячей воды, потому что внутренняя прогретая часть будет расширяться)

Жюри подводит промежуточный итог.

111. Итог и награждение

Пока ведущий читает стихотворение. жюри подводит окончательный итог.

Физика вовсе не простой предмет,

 И как его выучить -дам я совет.

Надо все формулы знать назубок,

И не пропускать, без причины урок.

 Правильно нужно задачи решать.

 Чётко, как учат, их оформлять.

Теорию нужно всем знать, да чтоб так.

 Что рассказать сё будет пустяк.

Контрольные надо писать лишь на пять.

 Обязательно всем надо физику знать!

 Знать про альфа-распады

и громкость звука.

Физика, вовсе, скажу вам. не скука.

 А опыты… Боже, это так интересно!  

Их готова творить я везде, повсеместно.

В общем одно я хочу лишь сказать:   

Физику надо учить всем и  знать!

Жюри  объявляет результаты,   проводится награждение.



Скачать разработку полностью

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *