Подвижные игры и их роль на формирование нравственного потенциала младших школьников
Утеупова Гаухар Ергалиевна
КГУ “Средняя общеобразовательная школа №16”
г. Экибастуз, Павлодарская область, Казахстан
В школьные годы закладывается базовая физическая культура
учащегося, которая позволяет ему в будущем реализовывать свою
дееспособность в различных отраслях его жизнедеятельности.
Критериями эффективности реализации физического воспитания
школьников являются признаки физического совершенства: физическая
подготовленность, физическое развитие, двигательная активность,
здоровье школьников [1]. На современном этапе уровень этих признаков у
школьников остаётся низким.
Физическое воспитание в системе образования традиционно
ответственно за физическое развитие и физическую подготовку
молодого поколения. В Республике Беларусь оно функционирует и
развивается на основе опыта и традиций советского физического
воспитания. Теоретико-методические основы и содержание этой системы
были ориентированы на подготовку подрастающего поколения к
определенным условиям жизни.
Воспитание нового, всестороннего развитого человека – одно из
необходимых и решающих условий успешного развития современного
общества.
Развитие науки и передовой практики физического воспитания
значительно расширило представление о роли двигательной
деятельности, в частности физических упражнений, в развитии и
укреплении биологических и психических процессов, происходящих в
организме человека.
Ничто не может сравниться с преобразующей силой физической
культуры и спорта. Эта сила делает неуклюжего – ловким, медлительного
- быстрым, слабого – сильным, всегда жалующегося на усталость –
выносливым, болезненного – здоровым. Физическая культура и спорт
способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания,
точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения,
мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые,
закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как
правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают
на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний.
Физическая культура – это и важнейшее средство формирования
человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют
многогранно влиять на сознание, волю, моральный облик, черты
характера. Они вызывают не только существенные биологические
изменения в организме, но в значительной мере определяют
выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других
сторон личности, характеризующих духовный мир человека.
Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую
жизненную деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности
дает уверенности в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и
жизнерадостностью.
Многолетняя практика показала, что физическая культура
способствует также умственному развитию, воспитывает ценные
моральные качества – уверенность, решительность, волю, смелость и
мужество, способность преодолевать препятствия, чувство коллективизма,
дружбы.
Подвижные игры, имеющие многовековую историю, всегда были
очень важны при воспитании, так как способствовали максимальному
развитию у детей разнообразных двигательных навыков и умений,
сноровки, необходимых во всех видах деятельности.
Подвижные игры одно из основных средств физического
воспитания детей. Огромную потребность в движении дети обычно
стремятся удовлетворить в играх. Играть для них это, прежде всего,
двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей
совершенствуются движения, развиваются такие качества, как
инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они
приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать
определенные правила.
В урочную форму занятий подвижные игры включаются как
составная часть педагогического процесса и служат задачам учебно-воспитательной деятельности,
управляемой учителем.
При правильной организации занятий с учетом возрастных
особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижные
игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление
костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование
правильной осанки у детей и подростков, а также повышают
функциональную деятельность организма.
Подвижные игры и их роль влияют на формирование нравственного
потенциала младших школьников.
Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные,
экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения
быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро
выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом
необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни.
Оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи
надо решать в комплексе, только в таком случае каждая подвижная
игра будет эффективным средством разностороннего физического
воспитания детей и подростков.
Ребенок впервые пришел в школу. Успех обучения малыша во
многом зависит от того, насколько учитель его заинтересует, насколько
увлечет идеалом физического совершенства, как построит систему
своей работы, какие средства и методы использует при этом.
Организм ребенка имеет целый ряд анатомо-физиологических и
психических особенностей, которые должен учитывать учитель при
выборе подвижных игр и их проведении. Дети не умеют целесообразно
использовать свои силы и движения.
Для детей 1-3 классов можно применять и эстафеты, но не
слишком часто, так как им трудно стоять на месте и ожидать своей
очереди. Наиболее эффективны эстафеты, в которых одновременно
выполняется игровое задание или передвигается вся группа.
Например, в нашей школе проводятся регулярно игры для учащихся
1-4 классов. Веселые старты. Мама, папа, я – спортивная семья.
Эстафеты. Соревнования. Дни Здоровья. Утренняя гимнастика до уроков.
- Подвижные игры на переменах.
По сигналу учителя одновременно обегают один за другим
скамейку и возвращаются на свое место. Если применяются эстафеты
с поочередным включением играющих (Кто первый?), то учащихся
надо разделить на несколько групп с небольшим количеством
играющих, затем по сигналу выпускать каждый забег, победивший в
каждом забеге завоевывает одно очко.
Урочная форма проведения подвижных игр предусматривает
непосредственную руководящую роль учителя, регулярность занятий
с неизменным составом участников, регламентированные содержание
и объем игрового материала и его взаимосвязь с организацией,
содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, в который
включается данная игра.
Время, отводимое на подвижные игры в двигательном режиме
школьников, зависит от возраста, класса, в котором учатся дети, от
круглогодичного распорядка обучения и других видов деятельности и
отдыха.
Как уже упоминалось, при урочной форме проведения подвижных
игр ведущую роль играет руководитель, который решает следующие
задачи:
1) оздоровительные,
2) образовательные,
3) воспитательные.
- Подвижные игры в школе
Подвижные игры являются самым лучшим средством физического
воспитания детей и стоят на высшей ступени их интереса, поэтому
более широкое использование этих средств в комплексе физкультурно-оздоровительных
мероприятий может решить задачу оптимизации
режима младших школьников, содействовать развитию творческой
личности.
Наиболее популярные игры на уроках среди учеников: «Вороны и
воробьи», «Десять ударов с передачей», «Гонка мячей по кругу
приставными шагами», «Перехват мяча», «Броски в корзину с места».
Мы применяем в своей работе подвижные игры с целью развития
у школьников физических качеств. Практика показала, что при
правильной работе дети всегда увлечены, подтянуты. Подвижные игры
помогают в решении образовательных задач, совершенствованию
навыков и качеств – силы, ловкости, координации движений.
В течение учебного года ведется работа как с учащимися, так и с
родителями. Проводятся беседы и родительские собрания на темы:
«Утренняя гимнастика школьника», «Правильное питание», «Здоровый
образ жизни» и т.д.
Таким образом, физическое воспитание формирует систему
ценностных ориентаций личности на здоровый образ жизни,
обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную
готовность к нему. Оно осуществляется в соответствии с общими и
специфическими для него закономерностями, принципами и
правилами педагогического процесса. Влияет на интеллектуальные,
психические, морально-волевые и другие качества личности.
Литература
- Закон Республики Казахстан «О физической культуре и спорте» (с
изменениями от 29.09.2014 г.). - Зациорский В.М. Основная спортивная методология. – М., 1989.
- Полиевский Н.А. Физическое воспитание учащейся молодежи. – М., 1989.