Синтаксис русского языка
Абуева Айнур Даулеткереевна
учитель русского языка и литературы
Общая средняя школа им. Б.Бегалиева
с. Ганюшкино, Курмангазинский район, Атырауская область, Казахстан
Программа курса для 10 «б» класса с нерусским языком обучения
« Синтаксис русского языка»
Пояснительная записка
Русский язык в Казахстане наряду с государственным – одно из основных средств получения информации во всех сферах жизни общества. Место русского языка определено в образовательной системе РК «Законом о языках».
Государственный стандарт обучения русскому языку как второму в школе предусматривает прежде всего обучение общению на языке, приобщению учащихся к культурным ценностям русского народа, расширение кругозора через русское слово, а также становление гражданина с высокими нравственными качествами. Обучение русскому языку должно быть направлено на формирование культурной, лингвистически компетентной личности.
Актуальность проведения курса заключается в том, что данная программа способствует подготовке учащихся к промежуточному государственному контролю. Программа составлена самостоятельно с учетом требований государственного стандарта образования и для изучения курса русского языка, которое закладывает основы общеобразовательных знаний о строе русского языка, формирует и совершенствует речевые, орфографические, пунктуационные навыки и умения.
Цель курса: формирование языковой личности путем углубленного изучения синтаксиса русского языка.
Задачи курса:
- формирование познавательной и коммуникативной культуры личности
- развитие орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста
- практическое использование лингвистических знаний и умений на тестировании.
Планирование составлено на 34 часа. После повторения очередной темы учащимся предлагаются тесты и карточки, включающие все трудные случаи и исключения по данной теме, дается подробный комментарий ко всем заданиям.
Особенностью данной программы является то, что она акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на наиболее сложных случаях орфографии и пунктуации.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать:
– основные орфограммы и пунктограммы;
– способы выражения главных и второстепенных членов предложения;
– порядок разбора простого и сложного предложений;
– правописание различных частей речи;
Учащиеся должны уметь:
– уметь применять
теоретические знания в практической деятельности;
– уметь пользоваться условными знаками при изучении таблиц, схем, рисунков;
– уметь пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
– объяснять постановку знаков препинания в ССП и СПП,БСП.
-употреблять сложные предложения в речи.
Для решения данных задач разработан следующий диагностический
инструментарий: тесты, тренировочные упражнения, карточки-информаторы.
Ожидаемый результат:
Самоконтроль знании, умении и навыков по изученной теме; умение анализировать ,обобщать существенные признаки по частям речи; выделять главное; развивать общие умении работа со справочной литературой; выделить практическую значимость полученных знаний; ликвидация пробелов в знаниях учащихся; самостоятельно упражняться в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.
Содержание программы
В самом начале курса для диагностики уровня знаний учащихся предлагается провести контрольный срез (тестирование). Данные контрольного среза способствуют правильному выбору форм и методов работы с учащимися и помогут определить уровень знаний учащихся в данном классе.
В качестве диагностического инструментария используются разного рода диктанты, грамматические упражнения, тесты, карточки-информаторы.
Программа предполагает изучение синтаксиса русского языка. Ученик должен не только писать грамотно, но и владеть культурой речи, навыками общения. В программе углубляются знания о синтаксисе.
В программе учитывается принцип постепенного наращивания степени трудности.
Большое внимание уделяется синтаксическому разбору предложений, так как он способствует формированию умений видеть структуру предложения, что, в свою очередь, формирует пунктуационную грамотность.
В завершении курса проводится тестирование, оценивающее полученные учащимися знания.
Рецензия
Специальный курс, посвящённый некоторым
трудным вопросам синтаксиса, а также система занятий по пунктуации, построенная
на основе теоретических знаний по синтаксису, будет способствовать
совершенствованию и углублению умений и навыков учащихся в данной области, их
обобщению и систематизации, а также более основательной подготовке к выпускному
экзамену. Поскольку ЕНТ по русскому языку
значительно отличается от привычных форм аттестации, а традиционная
система уроков в 10 классах не ориентирована на подготовку к ЕНТ, то содержание
этой программы – стремление организовать работу так, чтобы совместить
традиционные темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с
учащимися при подготовке к ЕНТ. Программа рассматривает наиболее сложные
случаи в орфографии и пунктуации, приводящие к наибольшему количеству
ошибок.
Синтаксис русского языка
№ | Тема урока | Кол. часов | Дата | Формы и методы работы | Образовательный продукт | |
1 | Цель и задачи курса. Диагностика уровня развития грамматической компетенции учащихся. | 1 | 5.09 | Беседа, контрольный срез | Работы учащихся (тесты). | |
2 | Словосочетание. Согласование | 1 | 12.09 | Беседа, работа с опорными схемами. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки-информаторы. | |
3 | Управление | 1 | 19.09 | Беседа, работа с толковым словарём. | Тренировочные упражнения, тестовые задания | |
4 | Примыкание | 1 | 26.09 | Беседа, работа с фразеологичес-кими словарями. | Тренировочные упражнения, тестовые задания. | |
5 | Синтаксис простого предложения. Предложения по цели высказывания. | 1 | 3.10 | Беседа, работа с обобщающими таблицами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания. | |
6 | Двусоставные предложения | 1 | 10.10 | Беседа, работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
7 | Односоставные предложения. | 1 | 17.10 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
8 |
Определенно- личные предложения. | 1 | 24.10 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
9 |
Неопределенно – личные предложения. | 1 | 7.11 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
10 | Обобщенно- личные предложения | 1 | 14.11 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
11 | Безличные предложения | 1 | 21.11 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
12 | Назывные предложения | 1 | 28.11 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
13 | Простое осложненное предложение. | 1 | 5.12 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
14 | Зачет Тестирование | 1 | 12.12 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
15 | Однородные члены предложения | 1 | 19.12 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
16 | Обособленные определения | 1 | 26.12 | Тестирование | Тесты | |
17 | Обособленные обстоятельства | 1 | 9.01 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, карточки- информаторы. | |
18 | Обособленные дополнения | 1 | 16.01 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
19 | Вводные слова. Обращения. | 1 | 23.01 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
20 | ССП с соединительными союзами. | 1 | 30.01 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
21 | ССП с противительными союзами. | 1 | 6.02 | Работа с таблицей, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
22 | ССП с разделительными союзами. | 1 | 13.02 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
23 | Типы СПП. | 1 | 20.02 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
24 | СПП с придаточными обстоятельствами. | 1 | 27.02 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
25 | СПП с придаточными определительными | 1 | 6.03 | Работа с таблицей, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
26 | СПП с придаточными изъяснительными | 1 | 13.03 | Работа с таблицей, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
27 | Бессоюзные сложные предложения | 1 | 20.03 | Работа с таблицей, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
28 | Бессоюзные сложные предложения | 1 | 3.04 | Работа с таблицей, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
29 | Бессоюзные сложные предложения | 1 | 10.04 | Работа с таблицей, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
30 | Бессоюзные сложные предложения с несколькими частями, связанными разной интонацией | 1 | 17.04 | Работа с таблицей, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
31 | Сложные предложения с разными видами связи. Параллельное и последовательное, однородное и неоднородное подчинение | 1 | 24.04 | Работа с таблицей, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
32 | Знаки препинания при прямой речи, цитатах. Употребление кавычек | 1 | 8.05 | Работа с опорными схемами, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания, кластеры. | |
33 | Стили речи. Разговорный и нейтральный стили. Виды книжного стиля | 1 | 15.05 | Беседа, практическое занятие. | Тренировочные упражнения, тестовые задания. | |
34 | Зачет Тестирование | 1 | 22.05 | Тестирование | Тесты |
Методами контроля знаний и умений учащихся являются: устный опрос, письменная проверка.
Форма организации контроля знаний и умений учащихся: зачет
Итоговая форма контроля
(полугодие и год) уровня усвоения учебных знаний учащихся: тестирование