Лесная полянка
Раймбердиева З.А.
Ясли/сад №8
г. Тараз, Жамбылская область, Казахстан
Технологическая карта организованной учебной деятельности
в средней группе
Итоговое ОУД «Лесная полянка».
Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Творчество».
Предмет: «Развитие речи».
Тема: «Лесная полянка».
Программное содержание: Учить различать на слух слова с определенным
звуком. Учить устанавливать лексико – грамматические отношения между членами
предложения; формировать связность и чёткость высказываний, продолжить учить детей
составлять рассказ по схеме – модели, актуализации накопленного словаря. Упражнять в
изменении слов с помощью суффиксов. Развивать фонематическое восприятие, словарь
детей, мелкую моторику рук. Воспитывать любовь к природе.
Оборудование: демонстрационный материал «Насекомые», «Дикие животные», схема – модель.
Словарная работа: дикие животные, насекомые.
Этапы
деятельности
Действия логопеда Действия детей
Мотивационно –
побудительный
“Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся”
Ребята, посмотрите, к нам
прилетел воздушный шарик!
– Дети, посмотрите, здесь
письмо. Давайте прочитаем!
Здравствуйте девочки и
мальчики!
Приглашаю вас в гости. Буду
очень рад встрече с вами!
Лесник.
- Оказывается, лесник
приглашает, вас к себе в гости. - А вы знаете кто такой лесник?
Где он живёт? Как
Дети здороваются друг с другом.
называется его домик?
(Лесник – это человек, который
следит за лесом, чтобы никто
не обижал зверей в лесу, не
бросал мусор, не ломал
деревья, не рвал цветы).
– Вы согласны пойти в гости?
- А кто же покажет нам туда
дорогу? Смотрите, пчелка.
Давайте у нее спросим. Ответы детей.
Сторожка.
Да.
Организационно –
поисковый
“Пчёлка, пчёлка – покажи,
Пчёлка, пчёлка – расскажи.
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?”
Покажу, конечно. Но, я хотела у
вас спросить, вы знаете
песенку комарика (з-з-з-з),
песенку жука (ж-ж-ж-ж),
ветра (ш-ш-ш-ш),
водички (с-с-с-с).
Давайте поиграем. Я буду
называть звуки, а вы должны
хлопнуть в ладоши, если
услышите:
песенку комарика (З),
песенку жука (Ж),
песенку ветра (Ш),
песенку водички (С).
А теперь покажите
артикуляционную гимнастику
«Весёлого язычка».
- Какие вы молодцы!
- А знаете ли вы логопедическую
распевку «Оса».
Логопедическая распевка
«Оса».
Са –са – са, са – са – са, - Ой – ой – ой! Летит оса!
Сы –сы – сы, сы – сы – сы, - Не боимся мы осы!
Су – су – су, су – су – су, - Видел кто из вас осу?
Сы –сы – сы, сы – сы – сы, - Мы не видели осы.
Са –са – са, са – са – са, - Отгадайте, где оса?
- Мне очень понравилось.
Дальше на своем пути вы
встретите белочку, она вам
покажет дорогу.
Смотрите, а вот и белочка.
Давайте у неё спросим.
“Белка, белка – расскажи,
Белка, белка – покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?”
Покажу. Только поиграйте со
мной. - Мы тебе покажем
пальчиковую гимнастику
«Пчёлка» и упражнение на
дыхание «Ах, как пахнет!»
Пальчиковая гимнастика
«Пчёлка». - Где была ты?
- Тут и там.
- Где летала?
Дети выполняют задание пчёлки.
Выполняют артикуляционную
гимнастику.
Дети поют логопедическую распевку.
- По цветам.
- Что домой ты принесла?
- Мёд, – ответила пчела.
Упражнение на дыхание «Ах, как
пахнет!»
- Молодцы, а теперь поиграйте
со мной в игру “Назови одним
словом”:
бабочка, жук, комар, муха,
пчела, стрекоза – насекомые;
берёза, дуб, ель, клен, сосна,
кедр – деревья;
скворец, снегирь, сова, сорока,
кукушка, ласточка – птицы;
брусника, земляника, малина,
смородина – ягоды;
ромашка, колокольчик, роза,
ландыш, василек – цветы;
лиса, волк, медведь, заяц,
белка, ежик – дикие животные. - Молодцы! А теперь
Вы, наверное, устали? Тогда все
дружно встали.
Физкультминутка «Пчела».
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за нею – шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза.
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Выполняют пальчиковую гимнастику.
Выполняют упражнение на дыхание.
Молодцы! Идите дальше, там
встретите зайку, он вам дальше
дорогу покажет.
“Зайка, зайка – покажи,
Зайка, зайка – расскажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?”
Конечно! Если вы со мной поиграете
в игры.
Д/и “Назови ласково”
Лист – листочек, гриб – грибочек,
ветка – веточка, куст – кусточек,
ягода – ягодка,
трава – травушка, гусеница –
гусеничка, жук – жучок, елка
– елочка, цветок – цветочек.
дождь – дождичек.
Сл./и “Один – много».
Бабочка – бабочки, муравей –
муравьи, стрекоза – стрекозы,
комар – комары, жук – жуки.
Молодцы! Мне так понравилось
с вами играть. Идите дальше,
встретите там ёжика, он вам
покажет дорогу. Счастливого
пути!
- Смотрите, ёжик. Давайте у него
спросим.
“Ёжик, ёжик – расскажи,
Ёжик, ёжик – покажи,
Как найти дорожку,
К леснику в сторожку?”
Покажу и расскажу. Только вы со
мной поиграйте в игру
«У кого, кто?»
У лисы – лисята, у зайчихи –
зайчата, у волчицы – волчата, у
медведицы – медвежата, у ежихи
Ответы детей.
Бегут по кругу на носочках и машут
«крыльями».
Встают, загибают по одному
пальчику на обеих руках на каждое
название насекомых.
Делают кружки из пальчиков и
подносят их к глазам.
Вновь бегут по кругу.
– ежата.
А теперь отгадайте загадки:
Полосатая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит – будет плохо.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел
А он вспорхнул и улетел.
Надевает эта крошка
Платье красное в горошек,
И летать умеет ловко
Это ….
С ветки на тропинку.
С травки на травинку.
Прыгает пружинка –
Зелёная спинка.
Молодцы!
Много знаете. Идите скорее к
дедушке-леснику, он уже вас,
наверное, заждался.
Медленно опускаются на ковёр.
Это пчёлка.
Это оса.
Это бабочка.
Божья коровка.
Кузнечик.
Дети играют в игру
Рефлексивно –
корригирующий
Лесник – Здравствуйте, ребята!
Какие вы молодцы, что пришли
ко мне в гости. А мне, мои
лесные жители уже передали по
почте письмо, что вы с ними
играли, не обижали.
- Расскажите, пожалуйста по
схеме – модели, с кем вы
встречались в лесу?
Итог и анализ ОУД.
– В какие игры вам понравилось
играть?
– Спасибо, вам, что пришли ко
мне в гости. Я угощу вас
медком, который собрала пчёлка.
Дети составляют по схеме – модели
рассказ о том, с кем встретились в
лесу.
Ожидаемый результат:
Знать: название насекомых, диких животных.
Иметь: представление о внешних признаках насекомых, диких животных.
Уметь: выполнять инструкции логопеда, составлять предложения, составлять рассказ по
схеме – модели, отгадывать загадки.