Физика – наука о природе
Есентаева Арайлым Тыныбековна
учитель математики и физики
КГУ «Общеобразовательная школа №2»
г. Аксай, Бурлинский район, Казахстан
Тема урока
Физика – наука о природе
Цели обучения для
достижения на этом уроке
(ссылка на учебную
программу)
7.1.1.1- приводить примеры физических явлений
Цель урока определяет виды физических явлений
приводит примеры физических явлений
Критерии оценивания умеет определять физические явления
приводит примеры физических явлений
Языковые задачи Учащиеся могут:
Устно объяснить понятие природных и физических явлений,
приводить примеры из повседневной жизни
Лексика и терминология: определяет виды физических
явлений
Полезная (-ые) фраза (-ы) для диалога/письма:
Физика -…….
Природные явления -…….
Физические явления -……….
Физическое тело….
Вещество….
Приучение к ценностям привитие интереса к изучению предмета «Физика»;
воспитание коммуникативных навыков при работе в
паре, в группе;
воспитание общечеловеческих нравственных качеств;
воспитывать чувство уважения к собеседнику,
индивидуальной культуры общения.
Межпредметная связь Осуществляется связь с предметами «Биология»,
«Математика», «География», «Астрономия»
Предшествующие знания Учащиеся должны знать из курса естествознания -изменения
природных явлений и их особенности, биология -строение
живых организмов, математики – определение расчет
скорости, времени и расстояния и умение работы с числами.
Ход урока
Запланированны
е этапы урока
Виды запланированных упражнений на уроке Ресурсы
Начало урока 1-2
мин
- Мотивация учащихся к учебной деятельности.
Встали все, подтянулись
Улыбнились , и тихонько сели.
Мелодия
3-25 мин
Середина урока
Что означает слово природа? Какие явления называются
природными?
Какие природные явления
относятся к физическим? Какие
физические явления вы
знаете?
Как можно объяснить затмение
Солнца?
Какие науки исследуют
природные явления? приведите
Какова цель физики?
Как открываются законы физики?
Какие великие ученые стояли у истоков
становления физики как науки?
- Деление учащихся на 4 группы по картинкам:
Какие явления происходят?
- (W) Работа с классом. Составление вопросов
касающиеся темы по методу «Ассоциативная
карта»
Физика – наука о природе
Критерия оценивания:
• составляет вопросы и объясняет
Дескриптор:
• Найти правильный ответ
• Приводит примеры
Формативное оценивание:
• Словесная похвала
Ведется обсуждение. Учащиеся должны найти ответы на
эти вопросы и ключевые слова, по мере обсуждения
могут вписываться дополнения.
Работа по учебнику. Метод «ИНСЕРТ» Чтение с
пометками (работают простым карандашом, на полях
Картинки
«Ассоциативная карта»
Работа в тетради
Учебник Физика 7
класса
выставляют знаки)
Заполнение таблицы
V (уже знал) + (новое) – (думал
иначе)
?(не
понял,
есть
вопросы)
Физика – наука о наиболее простых и общих явлениях в
природе. «Фюзис» (греч.) – природа.
Физические явления (ф.я.) – изменения, происходящие
в природе:
- механические
- тепловые
- электрические
- магнитные
- световые
- ядерные
Физический закон устанавливает связь между ф.я., их
причину и следствия.
Физическая теория объясняет ф.я., происходящие в
природе. - Человек живет в мире природы. Природа-это то,
что нас окружает: вода, воздух, земля, деревья,
животные, звезды, планеты, т.е. все в целом.
Человек и сам является неотъемлемой частью
природы. С древних времен люди видели в Земле и
Солнце источники жизни. Понятия «земля» и «мать»
были неотделимы. Они остаются едиными и по сей
день. Мы любим Землю, как мать, а мать сравниваем с
Солнцем. Называя Жетысу «красой земли» наши
предки выражали горячую любовь к родной земле, а
значит и к природе. Они придавали исключительно
высокое значение сохранению природной чистоты
окружающего мира: лесов, озер и рек. Передовая из
поколения в поколение мудрые изречения: «Не плюй в
колодец, пригодится воды напиться», «Встретив
родник, очищай его источник», воспитывали молодое
поколение в духе бережного отношения к родной
природе.
Природа находится в непрерывном изменении.
(радуга, гром, тает снег, замерзают лужи движение
небесных тел, обмеление рек и озер, смена времен года
и т.д.)
Многообразные изменения, происходящие в
природе, называют природными явлениями.
Явления в природе взаимосвязаны.
Изучением природных явлений занимаются такие науки,
Разноуровневые задания
как физика, астрономия, биология, география, геология,
химия. Каждая наука при этом преследует свои цели и
использует свои методы.
Разноуровневые задания .
Критерии оценивания: Обучающийся • Распознает виды
физических явлений
Уровень мыслительных навыков: Знание и понимание
Уровень А. Метод «Факт или мнение»
(I) Задание 1. Какие явления показаны на
рисунках?
1_________________________________________
2_________________________________________
3_________________________________________
Дескриптор:
Обучающийся – определяет виды физических явлений
Задание 2
- Укажите слова, означающие физические тела: книга,
нож, сталь, алюминий, самолет, воск, фарфор, чашка.
Свинец. - Укажите слова, означающие вещества: тетрадь, бумага,
мел, ручка, чернила, окно, стекло, бензин, вода, лед,
воздух.
Дескриптор Обучающийся
- различает вещество и тело
Уровень В.
Задание 3. Разместите в столбцах таблицы примеры,
которые относятся к механическим, звуковым, тепловым,
электрическим, световым явлениям: Шар катится, свинец
плавится, холодает, слышны раскаты грома, снег тает,
звезды мерцают, вода кипит, наступает рассвет, эхо,
плывет бревно, маятник часов колеблется, облака
движутся, гроза, летит голубь, сверкает молния, шелестит
листва, горит электрическая лампа.
Механич
еское
явление
Звуковое
явление
Тепловое
явление
Электрич
еское
явление
Световое
явление
Дескриптор Обучающийся
- определяет механическое явление
- определяет звуковое явление
- определяет тепловое явление
- определяет электрическое явление
- определяет световое явление
Уровень С. Работа в парах.
Задание 4. Вы случайно спрятали в карман шоколадку, и
она там растаяла. Можно ли случившееся назвать
явлением?
(ответ: конечно, здесь происходит тепловое физическое
явление.)
Дескриптор:
Обучающийся – дает оценку физическому явлению и
определяет его вид
Формативное оценивание: «Две звезды и одно
пожелание»
Задание 5. Работа в группе (G)
Метод «Дискуссия»
1 Группа: Природа – окружающий нас материальный
мир.
2 Группа: Живая природа – может рождаться, расти
и развиваться самостоятельно.
3 группа: Физика – наука о природе.
3 группа: Явления природы – изменения,
происходящие в природе.
Номер
группы
Сотруд
ничест
во
в
группе
(распре
делени
е
и
выполн
ение
обязан
ностей)
Поведе
ние (не
мешать
работе
других
групп,
не
отвлек
аться
от
выполн
ения
задани
я,
не
кричат
ь)
Раскры
тие
матери
ала,
задани
я,
темы
Умени
е
слушат
ь
презен
тации
других
групп,
задават
ь
вопрос
ы,
делать
дополн
ения
Общий
балл
1
группа
2
группа
3
группа
Дескриптор:
Обучающийся:
- различает физические явления
- определяет механическое явление
- определяет звуковое явление
- определяет тепловое явление
- определяет электрическое явление
- определяет световое явление
После выполнении работы, ученики поднимают руки, кто
справился с 1 , со 2 и 3 уровнями, проверяем правильные
ответы,
Взаимопроверка и
оценивание каждой
группы
Формативное оценивание: Словесная похвала.
26-28 минуты Физминутка: «Круговорот воды в природе»
Физкультминутка
для глаз
Круговорот воды в
природе
Презентация
29-40мин
Конец урока
Физика – наука о природе
Природа-это то, что нас окружает Многообразные изменения,
происходящие в природе,
называют природными
явлениями.
Физические явления –
изменения, происходящие
в природе: механические,
тепловые, электрические,
оптические и т.д.
Перемещение небесных в пространстве
Астрономия, химия, биология и география
Какова цель физики?
При исследовании природных явлений
Аристотель , Абу Наср аль-Фараби
Метод «Дискуссия»
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
По методу «Ассоциативная карта» проводит
закрепление урока.
Итог урока. Домашнее задание: §1. Начертить в тетради
таблицу и распределите по колонкам следующие слова:
сталь, гвоздь, удар, мяч, вода, капля дождя, воздух,
пузырек, воздуха, радуга, тень, ветер, магнит, молния,
лампочка, гром, паутина, звезда.
тело вещество Явление
Рефлексия. (закончить предложение)
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я научился…
У меня получилось…
Я попробую….
Меня удивило…
Мне захотелось…
Заполнение
«Ассоциативная
карта»
Работа в тетради
Дневник
Лист обратной связи
каждому ученику
Дифференциация – каким способом вы
хотите больше оказывать поддержку?
Какие задания вы даете ученикам более
Оценивание – как Вы
планируете проверять
уровень освоения
Охрана здоровья и соблюдение
техники безопасности
способным по сравнению с другими? материала учащимися?
Дифференциация на уроке осуществляется
по оказанию поддержки учащимся при
выполнении заданий во время
индивидуальной работы, работы в парах
и работа в группе. Задания дается по
уровням сложности (низкий, средний и
высокий). Оказание со стороны учителя
похвалой.
На уроке оценивается
умение учащегося
классифицировать
явления, приводить
примеры физических
явлений из окружающей
жизни, анализировать и
сравнивать. вещество и
физическое тело.
Самооценивание,
оценивать друг — друга
по критериям,
согласованным всем
классом, метод «Две
звезды и одно
пожелание», похвала,
рефлексия «Закончи
предложения».
Смена видов деятельности,
использование физминуток
сохранение зрения, снятие
усталости с глаз во время
работы на уроке
закрепление знаний учащихся
по теме «Физика – наука о
природе»
Запускается действие на слайде
одним щелчком. Сопровождается
пьесой «Апрель» из альбома
П.Чайковского «Времена года».
Техника безопасности.
Рефлексия по уроку
Была ли реальной и доступной цель урока
или цели обучения?
Все ли учащиеся достигли цели обучения?
Если ученики еще не достигли цели, как вы
думаете, почему? Правильно проводилась
дифференциация на уроке?
Эффективно ли использовали вы время во
время этапов урока? Были ли отклонения
от плана урока, и почему?
Итоговая оценка
Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (о преподавании и учении)?
1:
2:
Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (о преподавании и учении)?
1:
2:
Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников, на что
обратить внимание на следующем уроке?