CLIL- предметно-языковое интегрированное обучение
Салыкова Мира Маркеновна
учитель химии и биологии
КГУ «Благовещенская общеобразовательная школа-ясли-сад»
с. Благовещенка, Жамбылский район, Северо-Казахстанская область, Казахстан
В настоящее время в Казахстане идёт становление новой системы образования,
ориентированной на вхождение в мировое пространство. Этот процесс сопровождается
существенными изменениями в теории, практике педагогического процесса.
В Послании Ел басы РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия
«Казахстана – 2050. Новый политический курс состоявшегося государства» отмечено:
«Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна,
население которой пользуется тремя языками: казахский язык – государственный,
русский язык как язык межнационального общения и английский язык – язык успешной
интеграции в глобальную экономику».
В современном обществе приоритетными становятся вопросы социалиазации
современного человека в межнациональном и межкультурном пространстве. Владение
английским языком в нынешнее время, рассматривается как один из инструментов
расширения профессиональных знаний и возможностей. В связи с этим, появляются
новые образовательные технологии обучения английскому языку. Одной из таких
технологий является предметно-языковое интегрированное обучение CLIL (Content and
Language Integrated Learning).
Методика CLIL рассматривает изучение английского языка, как инструмента для
изучения других предметов, например, биологии, таким образом, формируя у учащихся
потребность в учебе, в знании биологических терминов на английском языке, что
позволит им переосмыслить и развить свои способности в коммуникации. Наиболее
распространённым является следующее определение: CLIL – это дидактическая
методика, которая позволяет сформировать у учащихся лингвистические и
коммуникативные компетенции на неродном для них языке в том же учебном
контексте, в котором у них происходит формирование и развитие общеучебных знаний
и умений. Сейчас, в контекте обновленного содержания образования, как раз
происходит переход к изучению предметов естественно-математического цикла на
английском языке. Кроме того, при определении основных принципов CLIL, выделяют
четыре
«С» методики, каждая из которых реализуется по-разному, в зависимости от возраста
обучающихся, социально-лингвистической среды и степени погружения в методику
CLIL. Это такие методики:
1.Content (Содержание)
2.Communication (Общение)
3.Cognition (Мыслительные способности)
4.Culture (Культурологические знания)
Преимущества CLIL:
1) позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя
иностранный язык;
2) расширяет межкультурные знания учащихся;
3) развивает навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;
4) развивает мышление и открывает творческий потенциал студентов;
5) повышает мотивацию студентов и их уверенность в себе;
6) тренирует все языковые навыки;
7) улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;
8) развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах
жизни;
9) не требует дополнительных часов обучения .
Организация процесса учебной деятельности с использованием CLIL
При использовании метода предметно-языкового обучения учителю необходимо
осуществить отбор материалов, то есть определить их цель, пересмотреть содержание
изученного материала, выбрать методы, средства и формы организации обучения,
адекватные поставленной цели, спрогнозировать результат.
Прежде чем вводить методические приемы предметно-языкового обучения,
учителям и преподавателям биологии следует определить уровень языковой подготовки
учащихся.
Деятельность учителя в процессе предметно-языкового обучения на уроке
включает в себя
- Раскрытие перед учениками алгоритма их деятельности при предметно-
языковом интегрированном обучении. - Предоставление тематической (предметной) информации на английском языке
(устный рассказ, беседа, письменный текст, видеоматериал и т.д.).
Предоставление различных средств предметно-языкового обучения биологии для
полноценной работы ученика: словари, дидактические карточки,
сопоставительные схемы, карточки визуальной поддержки и т. д. - Оказание помощи учащимся в процессе работы с использованием метода CLIL.
- Проверка результатов предметно-языковой работы учащихся.
- Подведение итогов работы.
В качестве практической иллюстрации можно привожу следующие примеры использования
активити СLIL на уроках биологии:
1.Активити «Петля вопросов» Раздаются листочки с вопросами и ответами на
английском языке. На одной стороне вопрос, на другой стороне листа ответ другого
вопроса. Когда один читает, все должны внимательно слушать, тот, кто нашел ответ,
зачитывает ответ на вопрос и читает свой вопрос и так далее. Активити развивает
внимательность, правильное произношение.
2.Активити «Угадай орган»
Учащиеся делятся на группы. Для каждой группы раздается большой лист, заклеенный
стикерами. За стикерами скрывают фото органа. В центре листа помещаются вопросы,
термины. Каждый участник группы отвечает на вопрос или объясняет значение слов на
английском языке и убирает по одному стикеру. Ответив на все вопросы, ученики
должны назвать орган, рассказать о его деятельности и роли в организме человека.
3.Активити «Внутренний и внешний круг»
Учащиеся рассчитываются на первый, второй и составляют вопросы по пройденной
теме на английском языке. Затем образуют два круга: внутренний и внешний. Дети
стоят лицом друг к другу и задают вопросы. Учащиеся из внешнего круга
передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами .
Методика CLIL требует совершенно нового подхода к обучению. Именно сейчас,
в обновленном содержании образования, учителям и преподавателям необходимо
использовать разнообразные формы подачи материала, организации работы, делать
акцент на индивидуальную, парную, групповую и творческую деятельность учащихся.
Это значит, что изучение основных предметов станет для учащихся намного интереснее
и эффективнее, если будет происходить в рамках деятельностного, коллаборативного и
коммуникативного подхода, свойственного занятиям по методике CLIL.