Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры
Костоусова Татьяна Владимировна
КГУ ОШ №7
г. Алматы, Казахстан
Тема урока
5.1 А
Андроновская и Бегазы-Дандыбаевская культуры.
Исследовательский вопрос: «Каковы особенности
памятников эпохи бронзы, найденные на территории
Казахстана?»
Цели обучения 5.2.2.2. Определять признаки андроновской и бегазы-
дандыбаевской культур, опираясь на археологические
источники.
5.2.2.5. Определять вклад А. Маргулана в развитии
казахстанской археологии.
Цели урока 1.Определять признаки андроновской и бегазы-дандыбаевской
культур, опираясь на археологические источники.
- Отметить вклад А. Маргулана в развитии казахстанской
археологии. - Выделить особенности памятников бегазы-дандыбаевской
культуры эпохи бронзы.
Анализируя исследования ученого – археолога А. Маргулана,
определить особенности Бегазы – Дандыбаевской культуры,
дать оценку исторической значимости. - Применять знания, умения, навыки на практических
заданиях: анализировать, сопоставлять. - Описать на основе артефактов жизнь и мировоззрение
людей эпохи бронзы.
Критерии успеха 1.Называют признаки андроновской и бегазы-дандыбаевской
культур, опираясь на археологические источники.
- Определяют вклад А. Маргулана в развитии казахстанской
археологии. - Анализируя исследования ученого – археолога А.
Маргулана, определют особенности Бегазы – Дандыбаевской
культуры, датют оценку исторической значимости. - Применяют знания во время практических заданий:
анализировать, сопоставлять. - Описывают на основе артефактов жизнь и мировоззрение
людей эпохи бронзы.
Уровень мыслительных
навыков
Синтез
Исторический
концепт
Доказательства, интерпритация, сравнение
Привитие ценностей Воспитание уважения к историческому наследию казахского
народа (ценность общенациональной идеи «Мәнгілік ел»).
Расширить мотивацию к изучению истории Казахстана,
самостоятельному поиску знаний, готовности учиться на
протяжении всей жизни.
Воспитание патриотизма, ответственности, сотрудничества.
Межпредметные связи Всемирная история, география,
Языковые задачи Работа с понятиями: могильник, курган, мавзолей,
социальный статус.
Предварительные
знания
Знают признаки и характеристику андроновской культуры,
антропологический облик андроновцев, хронологические
рамки, территорию распространения андроновской культуры
(карта); характеристику общественных отношений
андроновцев.
Умеют формулировать цели урока.
Ход урока
Запланированны
е этапы урока
Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало урока 1. Орг. момент.
- Просмотр позитивного видеоролика:
«Сила единства.» - Слово учителя: Сегодня на уроке
мы продолжим разговор об эпохе
бронзы. Тема нашего урока:
«Андроновская и бегазы-
дандыбаевская культуры». Ребята,
давайте попробуем сформулировать
цели нашего урока? (ученики
формулируют цели урока, учитель
корректирует и дополняет). - Проверка д\з: Но прежде, чем мы
приступим к новой теме, проверим,
как вы усвоили материал прошлого
урока. Он будет нам необходим при
изучении новой темы.
- Блиц-турнир: Стратегия: «Разминка»
- Я буду задавать вам вопросы, а вы, не
выкрикивая с места, а подняв руку должны
отвечать, за каждый правильный ответ
община получает 1 смайлик:
- Первый коллектив древнейших людей.
(Человеческое стадо) - Глава рода. (Старейшина)
- Первый металл, который научились
обрабатывать люди. (Медь) - Главное отличие первобытных людей от
животных. (Умение изготовлять орудия
труда) - Первые занятия людей – это
собирательство и…(охота). - Для охоты на мелких и быстро бегающих
животных человек придумал…(лук и
стрелы). - Несколько родовых общин. (Племя)
Классный журнал
Видео-ролик:
Youtube.com «Сила
единства»
Оценивание
«Смайлики»
- Какое занятие возникло из охоты?
(Скотоводство) - Почему ботайцы считаются первыми,
приручившими лошадей : - К каким изменениям привело
одомашнивание лошадей? - Какое занятие возникло из
собирательства? (Земледелие) - Сплав меди и олова? (бронза)
- Работа в группах. Стратегия
«Лови ошибку».
1 группа:
-Культуру племен эпохи бронзы
археологи называют «Ботайской
культурой». По месту первых
раскопок в 1920 году вблизи села
Ботай недалеко от города Ачинска
в Южной Сибири. Андроновцы по
большей части занимались охотой
и собирательством. Они разводили
овец, лошадей, коров. Основными
продуктами питания были мясо и
молоко. Племена, проживавшие
вблизи гор, выращивали пшено,
пшеницу, занимались
рыболовством.
2 группа: - Андроновские племена проживали
в основном в шалашах. В центре
жилища располагался стол. Под
землей они выкапывали большие
ямы, для укрытия от врагов. Дома
строили из глины. Рядом с
жилищем строились отдельные
сараи для содержания скота.
Прототипом города является
городище эпохи бронзы –Актас,
найденное на границе Костанайской
области и Челябинской области
России.
3 группа: - Индивидуальное владение скотом
среди членов общины привело к
появлению равноправия. По мере
увеличения богатства снижался
авторитет некоторых семей в
общине. Могильники богатых
людей занимали значительные
площади. Найденные в них
предметы свидетельствуют о
богатстве и статусе погребенных
Раздаточный материал:
тексты с заданиями.
Интерактивная доска
(правильный текст)
Взаимооценивание
«Смайлики»
Комментарии учителя
людей. У андроновцев был
первобытный строй. Абызы
(жрецы) играли маловажную роль в
обществе, они были хранителями
религиозных обычаев и традиций.
4 группа:
- Некоторые жилища в
андроновских поселениях
построены для проведения
религиозных ритуалов. Родовые
кладбища располагались далеко от
поселения. При захоронении
человека укладывали на спину,
имитируя положение ребенка в
утробе матери. В могилу умершего
клали ……. В некоторых регионах
применяли обряд кремации
(мумифицирования). В могильниках
находили свидетельства кремации –
обугленные кости, золу и уголь.
План выполнения работы:
-внимательно прочитать текст - обсуждение текста в группе
-исправить ошибки - представляет работу спикер
каждой группы - внимательно слушать, оценивать
работу других групп
Середина урока Изучение нового материала:
- «Мозговой штурм»:
Ребята, что вы уже знаете о бегазы-
дандыбаевской культуре?
Расскажите.
-Вспомните, кто возглавлял
археологическую экспедицию в
Южную Сибирь в 1914г.? - Изучение нового материала:
Слово учителя: А на территории
Казахстана у истоков изучение
памятников эпохи поздней бронзы в
ЦК стоял видный ученый,
основатель национальной школы
археологии А.Х.Маргулан.
Опережающее задание: мини-
проект: презентация учащегося
«А.Х.Маргулан»
Слово учителя: Сегодня на уроке мы с
вами выясним, почему эпоха поздней
бронзы в Казахстане была выделена из
Андроновской культуры и какие
особенности памятников бегазы-
Карта Казахстана эпохи
бронзы
ФО. Обратная связь
Портрет
А.Х.Маргулана.
Презентация,
сообщение учащихся
ФО. Аплодисменты.
Учебник, стр.35,
ватман, стикеры,
маркеры, магниты
Задания на листах
А.Х.Маргулан,доктор филологических наук, академик, профессор,
заслуженный деятель науки, археолог, этнограф
Государственные
награды
дандыбаевской культуры эпохи бронзы
отметила экспедиция А.Х.Маргулана и
какие выводы они сделали, опираясь на эти
открытия.
ГР: Исследовательское задание.
Задания:
-По тексту учебника выбрать и
назвать отличительные особенности
бегазы-дандыбаевской культуры;
- Сделать вывод о каждой
особенности б.-д. культуры.
Подготовить кластер. - Презентовать его.
Выступление групп…
ФИЗМИНУТКА
Взаимооценивание.
«Светофор»
Конец урока
10 минут
- Закрепление материала:
ГР:
-На основе изученного материала из
представленных иллюстраций
выбрать изображения относящиеся к
эпохе бронзы – Андроновской и б-д
культурам. Прокомментировать
свой ответ:
1 группа: Хозяйство;
2 группа: Жилище;
3 группа: Верования
4 группа: Общественный строй - Рефлексия: «Смайлики»
- Д\з: 1. §14-15, читать.
2.Рассказ или рисунок
«Путешествие в эпоху бронзового
века».
Иллюстрации
Цветные карточки
Карточки с заданиями.
Учебник
Взаимооценивание:
«Светофор»
Формативное
оценивание урока
учителем (похвала,
рекомендации).
Самооценивание
Лист самооценивания
критерии п
л
ю
с
м
и
н
у
с
Я выполнил домашнее
задание
Определял цели,
задачи
Я активно работал на
уроке
Я понял новый
материал
Я активно работал в
группе
Осозновал
ответственность за
общее дело
Я анализировал,
обобщал, делал
выводы
Дифференциация – каким образом Вы
планируете оказать больше
поддержки? Какие задачи Вы
планируете поставить перед более
способными учащимися?
Оценивание – как Вы
планируете проверить
уровень усвоения
материала
учащимися?
Здоровье и соблюдение
техники безопасности
Дифференциация заложена в целях
урока, прослеживается в заданиях
Методом ФО
(похвала, уточнение,
Физминутка, учет
возрастных
выполняемых на уроке по новой теме,
в дескрипторах, на этапе закрепления,
в д\з.
рекомендации), в ходе
обратной связи,
взаимооценивания
(работа в группа) и
самооценивания.
особенностей при
планировании заданий
на урок.
Все задания
соответствуют учебной
программе. В середине
урока используется
физминутка. Разные
формы деятельности в
течение урока и
содержание материала
не предусматривают
большую умственную
нагрузку.