«Как появились числа»
Терликпаева Жасмин
КГУ «Основная школа им. Куйбышева»
с. Толагай, Кокпектинский район, Восточно–Казахстанская область, Казахстан
Введение.
Данная исследовательская работа посвящена изучению истории появления
цифр, сакральных чисел, которые веками используются и в быту, и в жизни,
и значение которых имеет глубокий смысл.
Целью данной рaботы является изучение использовaния чисел в быту и в
жизни и продемонстрировать вaжность числа как способа ярко и образно
украсить повествование.
Задачей исследования является собирание сведении о символике чисел,
анализируя литературные источники, нахождение примеров употребления
чисел в быту, и в жизни, анализ значения чисел.
Объектом нашего исследования являются пословицы и поговорки,
содержащие числа.
Цель работы: Изучить использование чисел в и в быту, и в жизни, и значение
которых имеет глубокий смысл и продемонстрировать важность числа .
Задачи исследования:
- собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные
источники;
найти примеры употребления чисел и в быту, и в жизни,;
проанализировать значение чисел в данных произведениях;
Гипотеза: числа в быту и в жизни имеют скрытый смысл, магическое
значение.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе
используются методы анкетирование одноклассников, наблюдение, анализ
,представление полученных данных в виде частотной таблицы, обобщение,
метод анализа, сравнения, сопоставления.
Результатом работы является:
В результате сравнения и анализа результатов, мы пришли к выводу,
что: числа в быту и в жизни имеют магический смысл .
Цель: расширить свои знания о некоторых страницах истории чисел, и
значение числа в быту и в жизни.
Задачи:
- Определить причины и последствия событий, приведшие к
возникновению цифр и чисел. - Обобщить информацию, связанную с историей возникновения чисел.
- Собрать, проанализировать и обработать материалы анкетирования
учащихся по теме: «Использование чисел в быту, и в жизни». - Оформление работы.
Методы работы
1.Анализ литературы.
2.Анкетирование учащихся.
3.Статистическая обработка результатов.
Как появились числа
Изучaя литерaтуру по теме, мы узнaли, что дaвным-дaвно, много тысяч лет
назaд, нaши предки жили небольшими племенaми. Они бродили по полям и
лесaм, по долинaм рек и ручьев, разыскивая пищу. Иногда ловили рыбу,
охотились. Одевfлись в шкуры убитых зверей. Нaблюдaя окружaющую
природу, от которой полностью зависелa его жизнь, нaш далекий предок из
множества различных предметов снaчалa нaучился выделять отдельные
предметы. Из стaи волков – вожакa стaи, из стaда оленей – одного оленя, из
колоса с зернaми – одно зерно. Понaчaлу они определяли это соотношение
как «один» и «много».
Чaстые нaблюдения множеств, состоящих из пaры предметов (глaзa, уши,
рогa, крылья, руки), привели человекa к представлению о числе. Нaш
далекий предок, рaсскaзывая о том, что видел двух уток, срaвнивaл их с
парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за
двойкой нaчиналось что-то неизвестное, заaгaдочное. Когда считали «один,
два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете
должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек
научился выделять три предмета, а затем четыре, пять и т.д.
Иногдa числом 3 обознaчaли весь окружaющий человекa мир – его делили нa
земное, подземное и небесное царства. Поэтому число 3 стало у многих
народов священным. Другие народы делили мир не по вертикали, а по
горизонтали. Они знали четыре стороны света – восток, юг, запад и север,
знали четыре главных ветра. У этих народов главную роль играло не число 3,
а число 4.
Когда люди только начинали считать, то они использовали для того
пальцы рук. Пальцы помогали людям найти очень удобный способ счета ещё
до того как они придумали названия цифрам. Зaтем человек нaчал считать
пятерками, десятками и двaдцатками (в ход шли и пaльцы ног!). Счет
десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления.
Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой
“вычислительной машиной», – пальцами рук и ног: например, слово “пять” в
русском языке происходит от древнеславянского слова “пясть» – рука
(“запястье”). А у некоторых племен число “двaдцaть” называлось “весь
человек”.
Ученые считают, что история возникновения чисел зародилась еще в
доисторические времена, когда человек научился считать предметы. Когда
люди начали заниматься скотоводством и земледелием, у них появились
излишки и они стали обмениваться ими. Им было необходимо точно знать,
сколько чего они имеют, сколько продали или купили. Поэтому люди стали
вести «записи» с помощью зарубок на палках или костях или узелков на
веревках. В Ираке делали пометки на куске влажной глины.
Но знаки для обозначения чисел появились значительно позже: их изобрели
шумеры — народ, живший в 3000—2000 гг. до н. з. в Месопотамии (ныне в
Ираке). История гласит, что на табличках из глины они выдавливали
клинообразные черточки, а потом изобрели знаки. Они использовали
различные символы для обозначения предметов. Так овальный жетон мог
обозначать мешок пшеницы, а круглый кувшин масла Первыми символами
чисел были круги и конусы, но, научившись острее затачивать деревянные
«перья» люди стали изображать числа с помощью клиньев. Некоторые
клинописные знаки обозначали числа 1, 10, 100, то есть были цифрами,
остальные числа записывались посредством соединения этих знаков.
Пользование цифрами облегчало счет: считали дни недели, головы скота,
размеры земельных участков, объемы урожая
Только знание математики позволило египтянам построить пирамиды.
Знать время разлива Нила было жизненно важно для них. Поэтому они
научились считать дни и записывать их последовательность.
Египтяне считали десятками и обозначали числа различными
изображениями или иероглифами.
Числа египтян было удобно вычитать и складывать, но их было не возможно
умножать. Чтобы избежать сложностей, они придумали оригинальный
способ умножения путем удвоения.
Коренные жители Америки также занимались скотоводством и земледелием.
Они изобрели свой способ записи чисел. Мы записываем числа
горизонтально, а их числа записывались вертикально.
Древний народ майя вместо самих цифр рисовал страшные головы, как у
пришельцев, и отличить одну голову – цифру от другой было очень сложно.
Спустя несколько столетий, в первом тысячелетии, древний народ майя
придумал запись любых чисел, используя только три знака: точку, линию и
овал. Точка имела значение единицы, линия – пять. Комбинация точек и
линий служила для написания любого числа до девятнадцати. Овал под
любым из этих чисел увеличивал его в двадцать раз.
Римские цифры распространились по всей Европе во время господства
Римской империи. Они считали десятками и использовали буквы как цифры.
Индийцы записывали числа на пальмовых листьях с помощью чернил,
используя плавный стиль написания, поэтому числа были изогнутыми.
В отличии от других систем счисления индийцы использовали только десять
символов, что удивительно упрощало систему.
Казахи – народ, придававший большое значение святости. Некоторые
стихийные бедствия в природе, огонь, некоторых животных и птиц,
необходимые для кочевого быта вещи ценили и почитали как священные.
Также в жизни казахского народа много разнообразного содержания часто
используемых рядов чисел, которым придавали особую значимость. Такой
ряд чисел, как «3,7,9,40», можно часто видеть в наших традициях, поверьях,
запретах, изречениях, пословицах и поговорках. Если посмотреть
внимательно, то окажется, что числа имеют место не только в математике, их
значения велики во многих других науках. В нашем современном,
глобальном мире на первый взгляд очень простые цифры от 1 до 10 имеют
незаменимую значимость, без которых мы не сможем обойтись
повседневной жизни. Очень часто встречаются числа в языковых
проявлениях древних видов верований и убеждений, связанных с общими
проблемами познания, нередко мы видим их в устойчивых выражениях с
количественными показателями. В древнейшие эпохи народ, внимательно
наблюдая за различными явлениями, их общие свойства и характеристики
обобщал в числах и приводил, используя их количество. «Священные
понятия» и появились в результате этих верований и убеждений. Названия
чисел особо использовались ещё в связи с жизнью ребёнка в чреве матери. В
раннюю эпоху жизни человечества числа выполняли особую функцию для
определения времени, пространства. Например, вначале была пятидневная
неделя, со временем неделя стала семидневной. В создании
фразеологических единиц уровень использования имён числительных не
одинаковый. Во-первых, часто используются количественные имена
числительные. Во-вторых, не все названия чисел используются одинаково.
Сказать точнее, с особым значением используются числа «четыре», «семь»,
«девять», «сорок». Среди имён числительных некоторые названия чисел
отличаются тем, что наряду с числовым значением используются
и в другом значении. Это обстоятельство чаще бросается в глаза в
использовании чисел в составе устойчивых сочетаний, в легендах,
преданиях, эпосах, дастанах, в традициях и обычаях, связанных с
миропониманием. Как сказал мыслитель и поэт Гёте: «Числа не руководят
миром, однако они учат, как надо руководить», – то, что в числовом
пространстве есть большая тайна, ещё в те времена ощущалось.
Среди народов современных цивилизованных стран достаточно ещё людей,
считающих дьявольским число «13». А многие народы, особенно народы
мусульманских стран, среди них казахский народ, считают число «7»
священным. Согласно легенде на всём белом свете в течение семи дней
(другие говорят семи месяцев) был потоп. В живых осталось семь человек.
Это: Нух, Хам, Сам, Жанас, Ашият, Айша, Ляйла. Сегодня от них пошло
около 6 миллиардов людей, из которых только свыше 10 миллионов – казахи.
«Там, где нет семи, у Аллаха нет печени, у лебедя нет молока, у лошади нет
желчи», «Там, где нет семи, нет меры (мерила)», – говорится в изречении. У
числа семь эмоциональное значение даже выше его священного понятия.
Отец всемирно известных восточных звёзд Абу Насыр Мухаммед Дархан
биузлакат-Турки аль-Хаким аль-Машур аль-Мугаллим Сани аль-Фараби
(Абу Али ибн Сина-Авиценна) на смертном одре на последнем дыхании,
когда не помогли шесть лекарств, сказал: «Принесите седьмое лекарство» , –
у него оставалась надежда на седьмое лекарство. Подобно этому И.Гёте,
родившийся как луна на всём западном небосклоне поэзии, наверно, не
случайно заинтересованно смотрел на семь звёзд востока…
Персы особо выделяли из всех отцов поэзии, появившихся у них в течение
пяти веков, только семерых. А если сказать по правде, то эти не названные в
их числе намного лучше», – сказал великий Гёте. У тюркских народов есть
легенды о семи влюблённых. Это: Лейла и Меджнун, Жусуп-Зулиха, Фархад-
Ширин, Тахир-Зухра, Арзу-Камбар, Уалик-Гарра, Уакии Гульшах. Как и
названные семь влюблённых, число осиротевших тоже семь. Это: «Не
услышанное слово – сирота, оставшаяся нераскроенной бязь – сирота,
оставшаяся без хозяина земля сирота, без лебедей и гусей озеро сирота,
оставшаяся без руководителя страна сирота, оторванный без родной земли
мужчина сирота». Также в народе говорят: «У джута семь братьев» (русский
аналог – беда не приходит одна). Это: кровопролитие, война, пожар, чума,
землетрясение, засуха, падёж скота от джута и голода. У казахского народа
много названий, изречений, связанных с числом семь. От священного числа
семь было дано имя ребёнку Жетибай. От Жетибая далее с надеждой пошли
имена детей: Кырыкбай (от числа кырык – сорок и далее от пятидесяти и т.),
Елубай, Алпысбай, Жетписбай, Сексенбай, Токсанбай, Жузбай и далее до
Мынбай (от мын– тысяча). В мире чисел кроме этих имена людей
встречаются редко. «Семь планет», страна из семи родов, под семью
пластами земли, перевалить за семь дней, семь ночей, ребёнок до семи лет
получает побои от земли, семь поминальных лепёшек, семь уложений Тауке
хана и другие подобные многочисленные словосочетания часто встречаются
в казахском языке. Как говорится «Погонит отару – вождь баранов, заговорит
– красноречивый оратор», «Семь родни» Казтугана Суйиншиулы и сегодня
на устах у народа. Это: родня зятя, невестки, родня, где ты родился (букв: где
тебе разрезали пуповину и капля твоей крови упала на землю), родня,
проживающая в чужой стране (вторая родня), династическая – несправедливо
сидящая в застенках родня, последняя умершая родня. Семь сокровищ – одно
из философских понятий в традиционном казахском мировоззрении.
Казахский народ связывает семь сокровищ с жизнью храброго джигита, к
этому понятию относится следующее: быстрый конь, зоркий беркут, гончая
тазы, старинное ружьё, капкан с кровавым ртом, покрытый жиром невод,
острый кортик. Быстрый конь храброго джигита – его крылья. Гончая тазы –
надёжный друг, повышающий его авторитет. Ружьё – грозный огонь. Капкан
– клятва, сеть, невод – хитрые способы, кортик – наводящий страх. Народ
Семь сокровищ сделал основой потребностей жизни. Значение того, что
казахский народ Семь сокровищ называет «Семью богатствами» лежит здесь.
К священным числам народ относит также числа 3-5-9-40. Когда ребёнку
исполняется 40 дней, его купают в сорока ложках воды и тем самым выводят
за сорок дней. Девушке запрет от сорока домов, раньше был обычай:
девушка любимому джигиту дарила платок, к краям которого узлом
завязывала 7 или 9 предметов. После смерти человека поминали его через
семь, сорок дней, через год. Названия чисел особо использовались ещё со
времён пребывания ребёнка во чреве матери. Числа выполняли особую
функцию в давнишней жизни человека в качестве мерила времени и
пространства. Например, в те времена вначале была пятидневная неделя,
позднее стала семидневной неделей. Уровень участия имён числительных в
создании фразеологических единиц не одинаковый. Во-первых, часто
используются количественные имена числительные. Во-вторых, не все
названия чисел используются одинаково. Точнее, в особом значении
используются числа «четыре», «семь», «девять», «сорок». Некоторые из
имён числительных наряду с числовым значением используются в другом
значении. Это обстоятельство чаще всего бросается в глаза в использовании
именно этих чисел в устойчивых выражениях, в легендах и преданиях, в
эпосах и дастанах, в традициях и обычаях и других показателях, связанных с
мировоззрением. Казахский народ богат языком. Это народ, умевший
анализировать каждое слово, придававший значимость каждому слову. Для
казаха не только каждое слово, но и каждое число имело собственные
свойства, имело отношение к шариату, воспитательное значение, своё
сознательное место. На самом деле казахи, начиная с первого числа,
взвешивали свойства и достоинства каждого числа, умели проанализировать
свойственные им особенности, использовали в соответствии с местом и
значением. Чувствуя, что в каждом числе было нечто своё, собственное, свои
цели и значения, умели всё это понимать интуитивно. 0 – обозначал цифру.
На земле древней Индии цифра называлась «сунья», у арабов – объяснялось
словом «сифр», т.е. «пустое место», «нет ничего». В период, когда снова
происходил расцвет науки и искусства (XV-XVIвека), математические труды
переводились с латинского языка, только слово «сифр» осталось в том же
виде. Лишь первая буква изменилась на «ц». Знак ноль внёс в другие цифры
значительные изменения, стало использоваться при счёте, вычислениях,
продаже, а также при определении времени. В казахском понимании нет
толкования, связанного с нулём. К примеру, в поэзии Абая встречается
афоризм, имеющий отношение к нулю: «Не будь единицы, что представляют
собой нули». В пословицах и поговорках слово «один» встречается часто.
Единица – изобретение математиков, она нужна для счета. В древних текстах
у русского и казахского народа слово «один» употребляется как нечто
неделимое, целостное, такое, как Бог, Космос, Вселенная. Число «один» в
поговорках, как правило, обозначает начало, что-то единственное, нечто
очень малое, но очень существенное, важное.
Заключение
Работа помогла мне преодолеть культурный барьер, способствовала
правильному восприятию пословиц и поговорок, пониманию национальных
особенностей русских и казахов. В казахских пословицах запечатлены
история, культура, традиции народа. Есть особенности и в употреблении
чисел в казахских пословицах. Так, часто можно встретить пословицы и
поговорки с числительными «бір»- «один», «үш»-«три», «бес»- «пять»,
«жеті»- «семь», «қырық»- «сорок».
Я узналa, что большим почётом в древности былa окружена семёркa.
Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней в пословицaх и
поговоркaх, что подтверждают пословицы «Семеро одного не ждут», «Жеті
атасын білмеген жетесіз».Это волшебное число семь широко использовалось
в сказках, мифах древнего мира. Чётные числительные – два, четыре, шесть,
восемь – встречаются гораздо реже в устном народном творчестве. Гораздо
чаще говорится о числе один, числе три и числе семь. Это и есть
«любимые» числа народа.
Таким образом, выбор числительных в пословицах и поговорках основан на
народном представлении о значении чисел. Я пришла к выводу, что
числительные играют в художественном тексте немаловажную роль и
изучение их значений помогает увидеть, почувствовать глубинные «воды»
текста, проникнуть в заложенную творцом-народом мысль.
Список использованной литературы
- Ж. Дәуренбеков Қазақ мақал-мәтелдерi. — А., 2001ж.
2.Интернет-ресурсы:
http://xn--80adrbamegt0agm.xn--p1ai/buddiiskie_simvoli.htm
http://russian7.ru/2012/12/7-sakralnyx-chisel-v-russkoj-tradicii/ - Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі, 7 том. – Алматы: Ғылым, 1983ж.
- Литературное чтение Жаданова К., Исаханова Д.. Алматы: Білім, 2012.
5.Ожегов С.И. Словарь русского языка. / – М.: «Просвещение» 1986 -796, - Сатеева Б.С. 1 , Абдуова Н.М. 2 , Мизанбаева Г.Ш. Казахские понятия о
священности чисел