Волонтёрство и добровольчество в современной школе
Анапьянова Алия Баяхметовна
КГУ «Докучаевская средняя школа»
с. Докучаево, Тимирязевский район, СКО, Казахстан
Доброволец, волонтёр – это человек, осуществляющий какую-либо деятельность
добровольно, без принуждения. Добровольцы помогают людям, оказавшимся в тяжелой
жизненной ситуации бескорыстно, не требуя ничего взамен: пожилым людям, ветеранам,
воспитанникам детских домов, детям-сиротам, пациентам больниц и людям с ограниченным
возможностями.
Формировать чувство доброты и прививать желание взаимопомощи необходимо с самого
раннего возраста. Для школьников же чрезвычайно важно создавать среду для возможности
помочь нуждающимся. Волонтёрство для школьника – это возможность быть вовлеченными в
общество и влиять на это общество.
В основе любого волонтерского движения старый как мир принцип: хочешь почувствовать
себя человеком – помоги другому. Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо
чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только
совместными усилиями каждого из его членов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков: пионерские
дружины, комсомольские активы, тимуровцы. Вот только лишены они были одного, и самого
главного – собственного желания и возможности выбора.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся
социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов
активизации подростков. Волонтёрское движение, на мой взгляд, может стать одной из таких
форм работы.
Волонтерские или добровольческие организации – это свободные союзы людей,
объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как
правило, с благотворительностью, милосердием.
Я считаю, что волонтерское движение в современной школе имеет огромное нравственно-
воспитательное значение. Это гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в
любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.
Отдельно хотелось бы сказать о детях, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах и
интернатах. Для меня очень близка эта тема, так как в нашей школе обучается более
половины приемных детей от общего количества всех учеников. Общеизвестно, что для
нормального развития ребенка нужна полноценная социальная среда. Поэтому, дети,
лишенные необходимого человеческого общения на ранних этапах своего развития, даже не
имея проблем физического плана, развиваются с заметным отставанием от своих
сверстников, воспитывающихся в семье. Они нуждаются в помощи при адаптации к новой
жизненной ситуации. Активное участие добровольцев в реабилитации детей-сирот помогает
им стать полноценными членами нашего общества. В помощи нуждаются как дети с
нормальным, так и с нарушенным развитием. В рамках этого направления может
осуществляться: проведение праздников, организация досуга и др. Контакт с волонтёрами
противодействует социальной изолированности детей – сирот.
Работа волонтёрам помогает ребятам меняться внутренне, и даже внешне. Взгляд из
равнодушного превращается в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретает
самоуважение, становится уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей
жизни ему проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность,
он сможет оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции,
проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.