Особенности развития речи у детей среднего дошкольного возраста
Исакова Светлана Катроновна
Учитель русского языка
КГКП Ясли-сад «Ақбота»
г. Караганда, Казахстан
На четвертом году понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают
уже не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ. Это важное приобретение. В сказке,
рассказе, стихотворении сообщается много информации о предметах и явлениях, недоступных
непосредственному опыту.
Совершенствуется в среднем возрасте и звуковая сторона языка. Она включает в себя
различение звуков языка (фонематический слух) и формирование правильного произношения
звуков речи. Сначала, как мы указывали, ребенок улавливает общую ритмико – мелодическую
структуру слова или фразы, таким образом строится правильное произношение звуков. Это
повышает требования к речи взрослых. Очень важно, чтобы она была правильной, все звуки,
произносимые взрослыми, были четкими, а ритм речи – не слишком быстрым. Если речь
ухаживающего за ребенком взрослого имеет дефекты – картавость, шепелявость, заикание, то
эти дефекты будут воспроизводиться ребенком. Вся огромная работа, которую проделывает
ребенок, учась отличать одно слово от другого, является, прежде всего, работой над
материальной, звуковой стороной языка. Дети любят произносить какое-нибудь слово, часто
искаженное или ничего не значащее, только потому, что им нравятся звуки этого слова. К. И.
Чуковский собрал большой материал по усвоению ребенком звуковой оболочки языка.
Рифмотворчество, отмечают специалисты, является неизбежной и очень рациональной
системой упражнений в фонетике.
Овладение речью — один из важнейших этапов развития ребенка среднего возраста. От
того, как ребенок овладеет речью, будет зависеть его последующее поведенческое,
интеллектуальное и личностное развитие.
Основные этапы речевого развития от четвёртого года до пяти лет:
Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи.
Совершенствование лексики и семантики детской речи.
Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных
взрослому.
На четвёртом году жизни словарь детей пополняется в процессе освоения более широкого
круга предметов домашнего обихода, с которыми действуют и они сами, и взрослые.
Дошкольники осваивают названия предметов более далекого окружения, которые видят на
улицах, в парках и других местах (названия транспортных средств, построек, растений,
животных и д. р.).
Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих
название частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует ( ручка, носик, крышка у
чайника, рукава, карман, пуговицы, петли у платья и т.п.), формы предметов (шар, кубик,
кирпичики), вкус овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный). Вводятся в активный
словарь всей детей слова, обозначающие величины и цвета, а так же обозначения некоторых
физических качеств предметов (теплый, гладкий) и их свойств (бьется, рвется и др.)
Что касается обобщений, то в этом возрасте продолжается дифференцировка групп
предметов и обозначение их одним словом (например: чашки, тарелки, кастрюли и т.п.
независимо от цвета, величина отличаются от близких предметов других видов и называются
соответственно).
Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Частое обращение к
взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно
рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи,
простые и распространенные предложения.
Речь детей быстро совершенствуется. С ее развитием становится точнее и осмысленнее
восприятием ребенком предметов, явлений. Дети пытаются найти сходства между предметами,
сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.
Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают
бурный рост словарного запаса увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем же пополнение
протекает значительно медленнее и относительно равномерно. В его составе словарного запаса
имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные,
числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.
Дети усваивают родной язык в живом, непосредственном общении с окружающими
людьми, а отсюда вывод – надо чаще разговаривать с детьми. Частое обращение взрослых к
ребенку приводит к тому, что довольно быстро растет запас слов детей. Кроме того, очень
важно, что бы ухо ребенка привыкло к правильному произношению слов. Иногда же
неправильное воспитание задерживает ребенка на этом несовершенном этапе развития речи.
Всегда разговаривать с детьми нужно чистым, правильным, русским языком.
Четвёртый год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса.
Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число
используемых прилагательных.
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребенка. В речи детей можно
обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. Среди других существительных
наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела,
строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы.
Однако, важно не количественное накопление словаря, а его качественное развитие –
развитие значений слов, представляющее грандиозную сложность. Сначала слово
ассоциируется для ребёнка только с конкретным единичным предметом. Постепенно с
развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.
Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова обозначающие конкретные
предметы, которыми они пользуются (кукла, барабан, лейка, щетка, игрушки, одежда).
Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления.
Из всего этого можно выделить следующие особенности формирования словаря детей
среднего возраста:
Быстрый количественный рост словаря и его качественное развитие.
Продолжается дифференцировка групп предметов и обозначение их, одним словом.
Какие показатели могут свидетельствовать о том, что речь ребёнка развивается
полноценно?
При нормальном развитии дети способны выполнять простые словесные поручения,
воспринимать несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.).
У детей должна быть хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в
умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и фразы.
Ребенок начинает активно стремиться к речевому общению со взрослыми, выражая с
помощью уже имеющегося у него и интенсивно пополняющегося словарного запаса свои
впечатления, мысли, желания.
Дети с готовностью откликаются на предложение педагога почитать им, послушать
рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.
Итак, в среднем возрасте ребенок активно усваивает все компоненты родного языка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически
сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Иными словами,
основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
«Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны
своего предметного содержания».
Речь может
быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не
представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его
речи.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности (текст, высказывание);
3) название раздела работы по развитию речи.
Речевая деятельность и результат этой деятельности – высказывание, стержнем которого
является смысл. Таким образом, «связная речь – это единое смысловое и структурное целое,
включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки».
Основная функция связной речи – коммуникативная, и осуществляется она в двух основных
формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности.
Диалогическая речь – особенно яркое проявление коммуникативной функции языка,
своего рода естественная, классическая форма речевого общения. Главная особенность диалога
- чередование говорения одного собеседника с другим. В диалоге собеседники всегда знают, о
чем идет речь, поэтому не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Поскольку
устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации, сопровождается жестами,
мимикой, интонацией, то она, соответственно, может быть неполной, сокращенной, иногда
даже фрагментарной.
Для диалога, следовательно, характерны: - разговорная лексика и фразеология (использование шаблонов и клише);
- краткость, непроизвольность, недоговоренность, реактивность, обрывистость;
- простые и сложные бессоюзные предложения;
- кратковременное предварительное обдумывание.
Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.
Монологическая речь – связное, логичное высказывание, протекающее во времени
относительно долго и не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Поскольку в
монологе выражается неизвестная слушателям мысль одного человека, то высказывание более
развернуто, чем в диалоге. В монологе необходимы предварительное обдумывание,
сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны не речевые средства (жесты, мимика,
интонация), т.е. умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но оно отходит на второй
план.
Для монолога, соответственно, характерны: - литературная лексика;
- развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность;
- синтаксическая оформленность.
Однако, несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с
другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а
монолог может приобретать диалогические свойства. В среднем дошкольном возрасте
методическая работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.
Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой для овладения
монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения
повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик,
обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между
собой.
Таким образом, связная монологическая речь базируется на сформированной связной
диалогической речи. Алексеева М.М. подчеркивает особую важность овладения диалогической
формой общения, поскольку «диалогические отношения…… это почти универсальное явление,
пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни» .
Она может быть ситуативной и контекстной.
Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией, понятна только при учете
этой ситуации и не отражает полного содержания мысли. Говорящий может использовать
мимику, жесты, указательные местоимения.
В контекстной речи (в отличие от ситуативной) содержание понятно из самого контекста,
без учета конкретной ситуации, поэтому построение высказывания, которое опирается только
на языковые средства, – процесс более сложный, чем в ситуативной речи.
Отметим, что в большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а
контекстная речь – характер монолога.
Важным при обсуждении сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная
речь». Дети дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который
характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного
стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития
ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском
саду. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического
овладения языком.
Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в
то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком
отдельных слов и синтаксических конструкций.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его
звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого
и умственного воспитания детей. Как писала М. М. Алексеева, «ребенок учится мыслить, учась
говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции:
- помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми,
- определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим
условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы
литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и
выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.