Особенности игровой деятельности у детей с задержкой психического развития
Турчанова Светлана Александровна
Воспитатель
КГКП Ясли-сад «Ақбота»
г. Караганда, Казахстан
Дети с задержкой психического развития – многочисленная категория,
разнородная по своему составу. Педагогическое воздействие должно строиться
с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
На данный момент в нашей стране накоплен определенный опыт работы по
организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с ЗПР в
условиях детского сада.
Недостатки всех видов памяти, особенно произвольной, выражаются в том, что
дети в состоянии запоминать лишь небольшие порции информации; для них
требуется чаще повторять материал, помогая им овладеть приемами
запоминания. Склонны они и просто механически заучивать материал без его
понимания и рационального применения на практике.
Задержка психического развития – проблема комплексного характера. Однако, и
задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые
сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все познавательные
процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь является
своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении
страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым,
ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими
людьми.
У детей с задержкой психического развития или речевого развития очень слабо
выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не
в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет
место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в
игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать
действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко
выражена манипулятивная деятельность с предметами. То есть ребенок
действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не
выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников –
5-7 лет. У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает
замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно
затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается
импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с
увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и
идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке
и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность:
дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы,
часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная
игра не складывается.
Задержка психического развития – это понятие, которое говорит не о стойком и,
по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его
темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в
недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений,
незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности,
преобладании игровых интересов, быстрой утомляемости. Игровое поведение у
детей с ЗПР часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети
испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в
процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.
Для развития детей с задержкой психического развития и нужны особые игры,
в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей
роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть
не смогут. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые
позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его
знания об окружающем мире.
Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания
педагога, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим
педагог не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в
игровой форме образцы поведения в жизни.
Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет,
воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов
в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-
сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.
Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые
используют педагоги на занятиях с детьми с ЗПР. Эти приемы способствуют
повышению познавательной активности детей данной категории, поддерживают
их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации.
Благодаря игре решаются основные воспитательно-образовательные задачи,
повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость,
формируется интерес к познавательной деятельности, развивается
эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку
почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.