Сочетание имен существительных с именами прилагательными. Народная мудрость
Айтасова Надежда Касымовна
СОШ им. С.Жаксыгулова
п. Таскала, ЗКО, Казахстан
Раздел (сквозная
тема):
Традиции и фольклор.
Тема урока: Сочетание имен существительных с именами прилагательными.
Народная мудрость.
Цели обучения,
которым посвящен
урок:
2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая
мнения других.
2.2.5.1 находить информацию по двум источникам (словари, справочники,
детские энциклопедии, детские познавательные журналы) на
определенную тему.
2.3.8.1 различать имена существительные, прилагательные, глаголы,
предлоги; определять их роль в предложении.
Ход урока:
Этапы урока Запланированная деятельность на уроке Ресурсы
Начало
урока:
1-2 мин
Создание положительного эмоционального настроя:
Под музыку повторяют с учителем.
У меня хорошее настроение.
Я могу быть добрым, терпеливым.
Я успею сделать все.
Я буду предельно внимателен на уроке.
Пусть этот урок нас порадует всех
И каждый из нас ощутит свой успех.
Стихотворение
Середина
урока
3 – 6 мин
7 – 12 мин
Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.
Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.
Давайте послушаем диалог и определим, узнаем тему нашего
урока.
Стратегия «Диалог»
Имя прилагательное: Родилась я с очень покладистым
характером, но нет у меня ни рода, ни числа. Что же мне
делать? Может спросить у имени существительного?
- Имя существительное, одолжи мне свой род и число, а то мне
скучно и грустно.
Имя существительное: С удовольствием, я буду с тобой
дружить.
Имя прилагательное: Вместе дружба, вместе служба!
Водопад «Ошибок» (индивидуальная работа)
Исправьте ошибки в окончании прилагательного, определите
род, число.
Выделите окончания у имен прилагательных.
Могучая дуб рос в лесу.
Красный роза расцвела в саду.
-Объясните,почему написали такие окончания?
-Сегодня на уроке мы узнаем, почему имя прилагательное
зависит от имени существительного.
Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.
Сочетание имен существительных с именами
прилагательными.
Работа над темой урока.
Цель: усвоение содержания темы.
Пословицы
Учебник,
рабочая
тетрадь
13 – 14 мин
15 – 27 мин
(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы.
Высшая мудрость-различать добро и зло.
Обсуждение. Почему так говорят? Пословицы и поговорки
напоминают о себе каждый день, даже если никто их не
произносит. Потому что они – сама жизнь, ее отражение. Если
хотите, «формулы» жизни, которые объясняют: если сделаешь
то – будет так, а вот это случилось потому-то… Ведь в
пословицах – народная мудрость.
(Г) Исправь ошибки в пословицах.
Ученики самостоятельно находят и исправляют ошибки в
пословицах, данных в учебнике.
Упражнение 1.
1.Старый друг – лучше новых двух.
2.Маленькое дело лучше большого безделья.
3.Береги землю родимую, как мать любимую.
4.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Проверка по эталону готовых ответов.
Одну пословицу запишите аккуратно в тетрадь.
Подчеркните имена существительные и имена
прилагательные. Докажите, что имена прилагательные зависят
от имени существительного.
Прилагательное всегда относится к существительному, т.к.
обозначает признак предмета. От существительного к
прилагательному можно поставить вопрос.
Прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь
более красивой, точной, яркой и выразительной.
В данных пословицах встречаются слова, противоположные
по значению . Назовите их.
Оценивание групп.
Прием «Ладошки». С помощью карандаша ученики на
ладошке показывают свою оценку. Очень хорошо – карандаш
у кончика пальцев, испытываем затруднение – на уровне
большого пальца, нужна помощь – карандаш внизу ладони.
Подходит для оценивания устных ответов.
(И) .Расскажи об имени прилагательном по схеме.
Учебник,
рабочая
28 – 29 мин
30 – 35 мин
-Как понимаете,что имя прилагательное согласуется с именем
существительным?
Исследование «Собери ромашку»
Широк…дорога.
Нов…портфель.
Высок..дерево.
Быстр.. санки.
Син.. небо.
Прилежн.. ученица.
Шерстян.. платок.
Лыжн..поход.
Зимн..утро .
Хорош.. погода.
Морозн.. воздух.
Крепк.. лед.
Снежн..зима.
Словесное оценивание.
Ученики распределяют
словосочетания по родам.
(На доске карточки с родовыми окончаниями).
-Какой можете сделать вывод?
Имена прилагательные в речи употребляются в том же числе
и роде, что и имена существительные, с которыми они связаны
по смыслу.(Чтение правила на стр.65)
Работа со словарным словом «платок» .
1.Аяна. Расскажу тебе, дружочек,
Я про носовой платочек
Как он служит? С кем он дружит?
Для чего платочек нужен?
- Настя. У платочка много дел,
Чтобы носик не сопел,
Вытирает чисто он его,
Не оставит ничего.
3.Рома.Для чего тебе, милочек,
тетрадь
Учебник,
рабочая тетрадь,
ромашка,
предметные
картинки.
Листы А-4
Нужен носовой платочек?
- Айбек.Вытереть, чтоб с губ варенье,
Смахнуть крошки от печенья.
А ещё платочек нужен,
Чтоб спасти мой нос от стужи.
Нужен он мне и для слез,
Ну а если уж всерьёз,
Для здорового дыханья,
Для культурного чиханья.
5.Гульсана. Стали грязными ручонки
У мальчишки, у девчонки.
Друг – платочек тут, как тут,
Пусть его и не зовут.
6.Санель.Любит чистоту платок,
Стирку, мыло, порошок.
Не желает быть комком,
Ценит глажку утюгом.
Вместе. Носовой платок бесценный,
нужен всем для гигиены!
Носовой платок может защитить окружающих от
распространения болезней.
Карман –не чемодан! В кармане должен лежать только чистый
платочек.
Платок-это кусок ткани или вязаное изделие, обычно
квадратной формы, надеваемые на голову или набрасываемые
на плечи.
Какие прилагательные можно подобрать к существительному
платок?
Чистый, носовой, шейный, белый, цветной, тканевый,
кружевной, теплый,темный, цветастый, огромный, шелковый,
серый, влажный, шерстяной, новый.
Предложения:
1.Бабушка одела на улицу новый платок.
2.На голове у нее был белый платок.
3.Анюта бысторо накинула себе на плечи шерстяной платок.
4.Лиза теребит в руках платок.
5.Дочь уронила платок в озеро.
Динамическая пауза.
Вверх ладошки-хлоп,хлоп,
По коленкам-шлеп,шлеп,
По плечам себя похлопай,
По бокам себя пошлепай,
Можем хлопать за спиной,
Хлопаем перед собой,
Справа можем, слева можем
И крест-накрест руки сложим.
Работа по учебнику .
(П).Упражнение 5. Запишите имена прилагательные в нужной
форме.
Море синее.
Фамилия знакомая.
Деталь запасная.
Молодежь современная.
Рысь хищная.
Учащиеся задают вопросы от имен существительных к именам
прилагательным.Выделяют окончания.
Карточки
словосочетаний
Оценивание. Прием «Смайлики».
Индивидуальная работа. Записывают словосочетания из
текстов.
Ламинированные
листы
Конец урока
38 – 40 мин
Итог урока. Рефлексия.
Что нового вы узнали об имени прилагательном? (Узнали о
связи имени прилагательного с именем существительным.)
- Достигли ли мы цели урока? (Да.)
- Приём «Весы успеха» – на ватмане изображены весы.
Учащимся раздаются жетоны разного цвета. Красные жетоны
означают – успешно работал на уроке, зелёные – работал, но
мог бы лучше, жёлтые – плохо работал.(Учащиеся объясняют
почему так себя оценили, за что)
Спасибо вам за урок!