Солнце дружбы
Абдуллаева Шолпан Канияхметовна
Ясли-сад №8
г. Тараз, Жамбылская область, Казахстан
Конспект по социально-коммуникативному развитию
«Солнце дружбы» (старшая группа)
Цель занятия: обобщить и расширить знания детей о дружбе.
Задачи:
Обогащать лексику дошкольников (дружба, чуткость, понимание, ласковые имена); продолжить
учить понимать и оценивать чувства и поступки других, объяснять свои суждения; познакомить
детей с секретами дружбы.
Развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание, доброжелательные отношения;
развивать мыслительную активность; культуру речи (ясно и грамотно излагать свои мысли);
развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; развивать
выразительность движений, умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в
ситуации творческого и игрового общения; формировать социально-коммуникативные качества
(сотрудничество, терпимость).
Закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе,
воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей,
заботится о них; побуждать дошкольников к добрым поступкам, дать возможность проявить
взаимопомощь.
Предварительная работа: беседы с детьми о дружбе, обсуждение проблемных ситуаций,
разногласий, возникающих между детьми в группе, оформление воспитателем солнышко с лучами,
чтение сказок о дружбе.
Ход занятия:
I. Вводная часть
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними,
здравствуйте! А теперь поздороваемся друг с другом.
- Здравствуйте! – Ты скажешь человеку.
- Здравствуйте, – Улыбнётся он в ответ.
И, наверно, не пойдёт в аптеку
И здоровым будет много лет.
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе появилось солнышко. Но, почему-то оно грустное,
и мне кажется что – то не хватает. Посмотрите внимательно, что ей не хватает? (Лучики). Значит ей
грустно, ей одиноко. Как вы думаете хорошо или плохо жить одному, без друзей? Ребята, поможем
солнышку? А вы хотите, чтобы солнце светило? Тогда сегодня вы станете друзьями для солнца, а для
этого нам с вами нужно будет выполнить разные задания, которые придумала наше солнышко! И
каждое выполненное задание, подарит солнышке лучики.
Готовы? Тогда давайте для начала мы с вами поучимся действовать вместе, сообща, потому что, если
мы вместе, нам под силу преодолеть любые препятствия. Упражнение «Гора дружбы»
Воспитатель: Я предлагаю вам построить «Гору Дружбы». Давайте встанем в круг (дети подходят).
Я вытягиваю перед собой руку, а вы сверху кладете свои ладошки по очереди. (Дети выполняют),
тока стараемся не толкаться и не кричать. Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая
у нас дружба. С такими друзьями любая работа по плечу. За дело!
Проходите на стульчики (дети садятся).
Воспитатель:Ребята, а что такое дружба? (Дружба – когда играют вместе, помогают друг другу в
чем – то, делятся своими секретами).
С каким человеком вы хотели бы дружить? (хорошим, добрым, воспитанным, вежливым, честным,
смелым, надежным).
Может ли быть другом мама, папа, бабушка, дедушка? (Да)
Как вы думаете, можно ли прожить без друзей? (Нет, без друзей скучно, не интересно. Не с кем
поговорить.)
Что друзья могут делать вместе? (играть, работать, отдыхать, шутить, разговаривать, помолчать,
сходить в кино, посмотреть мультики и поесть мороженое и др.)
Молодцы ребята, знаете, что такое дружба.
Вот 1ое задание называется «Добрые слова», вы должны ответить на вопросы:
- Ребята, что вы говорите, когда встречаете друзей? (Здравствуйте, привет, доброе утро, добрый
день). Кивнуть головой, улыбнуться, если человек находиться далеко от вас. - Что вы говорите, когда уходите? (До свидания, пока, до скорой встречи).
- Какие вежливые слова еще вы знаете?(Спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, прошу
прощения, благодарю) - В каких случаях нужно говорить «спасибо»?
- Когда мы произносим волшебное слово«пожалуйста»?(В ответ на спасибо, и если просим о чем-
нибудь). - Может ли вежливое слово потерять свою волшебную силу?
Когда, по-вашему, это бывает? (Когда сказано грубым голосом или слово расходиться с делом).
Правильно, ребята. Ведь все волшебные слова произносятся вежливо, с улыбкой. И вот первый
лучик.
А вот и 2ое задание:
Воспитатель:Дружить – это замечательно! А у вас, ребята есть настоящие друзья? (высказывания
детей по желанию). У кого-то много друзей, а у кого-то только один, но самый верный! И сейчас мы
с вами должны отгадать ЗАГАДКИ:
1.Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»(Привет)
А его сосед ушастый
Отвечает:«Ёжик, …»(Здравствуй)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала:«…»(До свиданья)
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»(Извини)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала:«…»(Спасибо)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»(Пожалуйста)
Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это
Наградили попугаем
И кричали:«…»(Поздравляем)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал:«…»(Прошу прощенья)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали:«…»(Добрый день)
На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»(Добрый вечер)
Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»(аппетита)
Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит:«…»(Спокойной ночи)
Воспитатель:Молодцы! И с этим заданием справились. И на нашей солнышке появился 2ой лучик.
3 задание: Следующее задание физкультминутка называется “Друг к дружке”.
Воспитатель: В этой игре нужно делать всё очень быстро, не кричать внимательно слушать задания.
Под музыку, вы танцуете, выполняете различные движения. Как только я скажу фразу “друг к
дружке”, вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями
тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить “друг к дружке”, вы должны
будете найти себе нового партнёра. Ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к
локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу (проиграть 3-4 раза,
сесть на стулья).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?
И с этим заданием вы справились. Значит, на нашем солнышке появляется еще один лучик.
4 задание такое:
А теперь хочу узнать,
Как вы можете трудиться.
На команды вас я разделю,
И пазлы вам я предложу!
Посмотрите, у меня есть две разрезные картинки. Сейчас я разделю вас на команды и посмотрим, как
дружно вы сможете собрать каждая команда свою картинку.
Картинки «Кошка» и «Собака».
Воспитатель:Молодцы. Вы дружно потрудились. Кто изображен на ваших картинках?
Ребята, а вы слышали выражение: «Живут как кошка с собакой»?
Как вы понимаете эти слова? Значит постоянно ссорятся, ругаются.
Скажите, а ссоры, постоянные оскорбления, ругань – эти слова, эти действия подходят к слову –
дружба?
Действительно, друзья должны жить дружно, а по-другому можно сказать мирно!
И еще один лучик появится на нашем солнышке.
5 задание: а теперь присаживайтесь на стульчики. И приготовьтесь вновь рассуждать!
В одном детском саду дружили две девочки Катя и Маша. Очень дружили и всегда говорили друг
другу только правду. Но вот однажды, Маша нечаянно сломала Катину куклу.
-Кто сломал мою куклу? – расплакалась Катя.
-Не знаю, – сказала Маша. – Наверное, это Максим.
А надо сказать, что мальчик по имени Максим часто ломал игрушки других детей.
-Зачем ты сломал мою куклу? – спросила Катя у Максима.
-Я не ломал. Это сделала Маша, я видел.
-Не может быть! – воскликнула Катя. – Маша – моя лучшая подруга, а друзья никогда не
обманывают друг друга.
Подошла Катя к Маше и спросила( Как вы думаете, о чем спросила Катя свою подругу?).
-Зачем ты обманула меня Маша?
-Я испугалась, что ты перестанешь со мной дружить, если узнаешь, что это я сломала твою куклу.
-Не делай так больше Маша! – сказала Катя. – Друзья должны быть честными друг с другом!
- Вот такая история. Скажите мне, пожалуйста, о каком важном секрете дружбы вы узнали из этой
истории? Как вы думаете, Катя и Маша останутся друзьями? Конечно, Катя простит Машу. Но
знаете ребята, за одним обманом, может последовать другой, третий… А вы захотели бы дружить с
человеком, который постоянно вас обманывает? Конечно, обман может разрушить дружбу. Поэтому,
какими должны быть друзья по отношению друг к другу. Честными.
Молодцы! Вы сделали и это задание. А вот и еще один луч.
Воспитатель: Запомните, дети, если у друга беда, с печалью и злостью поможет вам справиться
только одна …(доброта).
– Молодцы. Так каким надо быть по отношению к другу? – Добрым… Не зря пословица гласит:
«Доброе слово лечит, а злое убивает». У солнышка появилось следующий лучик.
Воспитатель: Задание 6. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру«Хорошо-плохо».
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте «да» или «нет». - Будем крепко мы дружить, нашей дружбой дорожить? (да)
- Другу будем помогать? (да)
- Друга будем обижать? (нет)
- Будем вместе мы играть? (да)
- Громко будем мы кричать? (нет)
- Друга нужно разозлить? (нет)
- А улыбку подарить? (да)
- Чай с друзьями будем пить? (да)
- Будем крепко мы дружить? (да)
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. И еще один лучик появился на нашем солнышке.
III. Заключительная часть
Вот и подходит к концу наша встреча. Здорово мы с вами поиграли.
Воспитатель: Ребят подходите все сюда, ко мне. (дети подошли к солнышку)
Посмотрите, дети, на наше солнце. Смотрите, как ярко светит оно. Мы справились со всеми
заданиями. Вы много знаете о дружбе, добрых слов и уверена, готовы дружить друг с другом, и с
солнцем. Это солнышко всегда будет нас греть, светит.
Вы показали, что умеете дружить. И я надеюсь, что такими добрыми, дружными вы останетесь на
всю жизнь. Спасибо Вам и нашим гостям.