Путешествия по сказкам
Программное содержание:
Обучающая задача:
1.Уточнить и обогатить знание детей о сказках.
2.Учить узнавать сказку по заданию.
3.Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
1.Вспомнить порядок появления героев в сказках.
2.Развивать умение действовать согласованно.
3.Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задача:
1.Воспитывать интерес к художественной литературе, любовь к устному творчеству.
Оздоровительная задача:
1.Снятие зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), и для снятия мышечного
и нервного напряжения (физкультминутка).
Методы: игровой, словесно- логический, частично-поисковый, проблемный, триз –
технология, самостоятельный.
Словесная работа: волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная,
интересная, добрая, загадочная, мудрая.
Индивидуальная работа: помочь затрудняющемся детям в складывании картинки по
сюжету сказки. На протяжении занятия активизировать Данила Б.
Материал: Игрушки (картинки) для загадок, игра «Сложи сказку» (разрезные картинки), игра
«Репка» и «Теремок» (карточки – схемы), диск с сказками (викторина по сказкам).
Оборудование: аудиозапись с мелодиями, стенд с книгами сказок, ноутбук (викторина по
сказкам), столы, стулья.
Ход занятия
(Звучит негромкая музыка «В гостях у сказки)».
Воспитатель: – Здравствуйте, дети. Меня зовут Сказа – Рассказовна. Я рада, что вы пришли
ко мне в гости. Любите ли вы слушать и читать сказки?
Дети: -Да. Очень любим.
Воспитатель: -А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети: -Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, интересная, добрая,
загадочная, мудрая, умная.
Воспитатель: – Всё что создано умом
Все к чему стремится.
Как янтарь на дне морском
В книгах бережно хранится.
Все сказки бережно хранятся в книгах (обращаю внимание на выставку книг).
– А хотели бы вы попасть в сказку? И быть маленькими волшебниками? Приглашаю вас в
путешествие по сказкам. Но для этого нам нужно вспомнить волшебное заклинание:
«Топ, топ, хлоп, хлоп
Вокруг себя повернись
В маленьких волшебников превратись!» (дети повторяют вместе с воспитателем, одевают
колпачки –шапочки).
-Хорошо, собирайтесь в путь. А чтобы проверить вашу готовность отправиться в дорогу,
давайте проведём небольшую разминку, которая позволит нам определить, хорошо ли вы
справитесь с различными заданиями:
1. «Мозговой штурм».
-Какими словами начинаются сказки?
Дети: -Сказки начинаются со слов: Жили были дед и баба…
Жили были старик со старухой….
В некотором царстве, в некотором государстве….
Много – много лет назад…
Давным – давно…
-Какими словами сказки заканчиваются?
И жили они вместе долго и счастливо.
Ни в сказке сказать ни пером описать
Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
С тех пор жили они долго и счастливо.
По усам хоть и бежало в рот ни капли не попало.
Воспитатель: – Молодцы! Справились с первым заданием. На пути нас ждут разные
«сказочные испытания».
2.Отправляемся друзья
В чудо сказку – вы и я.
В театр кукол и зверей,
Для девчат и для ребят!
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть! (викторина на ноутбуке по сказкам,
дети определяют по картинке какая это сказка, называют её).
-А сейчас давайте сделаем гимнастику для глаз, они устали.
Открываем глазки –раз,
А зажмуриваем – два,
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.
Воспитатель: Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
На полянке есть загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей…
Этих сказочных друзей! (загадываю детям загадки, они находят отгадку).
3. Игра «Назови героев сказки».
1.Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льёт бедняжка. (Снегурочка –Ақшақар).
2.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба –яга – Кемпир).
3.у Аленушки – сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят. (Гуси – лебеди).
4.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто – то
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделалась милой, красивой, пригожей? (Царевна –лягушка – бақа ханшайын).
5.Посадил её дед в поле
Лето целое росла.
Всей семьей ее тянули,
Очень крупная была. (Репка – шалқан).
6.На сметане был мешен,
В русской печке испечён,
Повстречал в лесу зверей
И ушёл от них скорей. (Колобок – баурсак).
7.Жили –были семь ребят,
Белых маленьких козлят,
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла. (Козлята – лақтар).
Воспитатель: -Все загадки отгадали и героев всех назвали.
В круг вставайте дружно,
В сказки поиграть нам нужно!
Физкультминутка. «Сказки».
Мышка быстренько бежала (бег на месте).
Мышка хвостиком виляла (имитация движения рукой).
Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»).
Посмотрите – ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках).
Вот её мы посадили (наклониться).
И водой её полили (имитация движения «поливают»).
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны).
А теперь её потянем (имитация движения).
И из репы кашу сварим (имитация еды).
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»).
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивают на месте).
Мы любим, бегать и играться.
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обеих рук показывают
«рожки»).
Воспитатель: Вот немного отдохнули, а теперь продолжим путь.
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто – Ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал.
Пазлы вы должны собрать,
Сказку русскую назвать!
4. «Собери сказку» (разрезные картинки –пазлы).
Воспитатель: Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить,
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело. (Дети собирают картинки из сказки и называют её: «Заяц –
хваста», «Лисичка со скалочкой», «Лисичка сестричка и серый волк», «Конёк -горбунок»).
– Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
А сейчас будем сказки вспоминать
Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки».
(Дети поочерёдно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши).
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть.
Рукавичка, Теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка краса,
Три медведя, волк, лиса.
Не забудем Сивку –Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про Жар –птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Будем в сказки мы играть.
5. Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?
Это сказка «Теремок»
Он не низок, не высок,
И жильцов своих всех ждёт,
Кто за кем сюда придёт?
(Дети, используя карточки –схемы, выстраивают последовательность цепочки героев сказок
«Теремок» и «Репка»).
Воспитатель: -Быстро справиться сумели,
И на стулья тихо сели.
(сюрпризный момент – стук в дверь и заходит царица Литературы, в руках у неё корзинка).
-Кто –то в двери к нам стучит, кто –то в гости к нам спешит. Заходите поскорей!
Царица Литературы: – Здравствуйте, мои маленькие волшебники!
Дети: – Здравствуйте, Царица Литературы.
Царица Литературы: – Вы конечно все меня узнали, я к вам часто прихожу и с собою
приношу волшебную шкатулочку в которой находятся интересные сказки.
-Сегодня я принесла чудесную корзинку, а в ней для вас лежит задание:
6. Игра «Кому принадлежат эти вещи».
1.Скалочка, зеркало, стрела, метла, золотой ключик, красная шапочка, три ложки,
золотое яичко.
Дети: – Называют (скалочка принадлежит лисе, зеркало – мачехи, стрела – царевне –лягушки,
метла – бабе –яге, золотой ключик – Буратино, красная шапочка – девочке, три ложки – три
медведя, золотое яичко – курице).
– Молодцы! Быстро справились, правильно определили кому эти вещи принадлежат.
Царица Литературы: – Сказочные герои часто носят длинные имена. У меня написано только
часть имени. Давайте назовем полное имя героя.
Кощей – (Бессмертный). Баба – (Яга)
Елена – (Прекрасная). Гуси – (Лебеди)
Иван – (Царевич). Сивка – (Бурка)
Василиса – (Премудрая). Конёк – (Горбунок)
Змей – (Горыныч). Курочка – (Ряба).
За ваше умение,
За ум и смекалку
Сказать я спасибо хочу!
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Подарки на память
Сейчас подарю.
(дарит детям книжки – сказки, прощается и уходит). До свидания.
Воспитатель: – Нам тоже пора возвращаться домой. Давайте произнесём волшебное
заклинание: «Топ, топ, хлоп, хлоп
Вокруг себя повернись
И в ребятишек превратись!» (дети снимают колпачки и читают стихотворение).
Стихи о сказках.
1.Сказка радость нам несёт, 2.В сказке много приключений,
Тот, кто знает, тот поймёт, Очень радостных волнений,
В сказке очень много смысла, Побеждает в ней добро,
И любовь там ходит близко. Ведь, оно, сильней, чем зло.
3.Тот, кто сказки уважает, 4. Сказка – чудная копилка,
Непременно вырастает, Что накопишь, то возьмешь,
Превращаясь в мудреца, А без сказки в этой жизни
Верит очень в чудеса. Непременно пропадёшь.
Воспитатель: Чтобы сказки не обидеть –
Надо их почаще видеть.
Их читать и рисовать,
Их любить и в них играть!
Сказки всех отучат злиться,
А научат веселиться,
Быть добрее и скромнее,
Терпеливее, мудрее.
Кто читать умеет книжки,
Сказки чаще «проверяйте»,
Ежедневно их читайте.