Логопедическая викторина «Звуки, буквы и слова»
Исмаилова Аделина
Руководитель: Мехтеева Светлана Константиновна
ГККП Ясли-сад №8
г. Тараз, Жамбылская область, Казахстан
Цель: закреплять приобретённые произносительные умения.
Задачи:
1) Развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа;
2) Развивать наблюдательность, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, навыки самоконтроля за правильным произношением звуков в собственной речи;
3) Воспитывать чувство коллективизма, чувство ответственности, взаимопомощи.
Оборудование: разрезные картинки; ободки (шапочки) для игры «Веселые звуки»; экран; компьютерная презентация; музыкальное сопровождение.
Ход викторины.
Вед: – Всем! Всем! Всем! Сегодня мы рады приветствовать всех гостей и участников. Мы собрались сегодня с вами на логопедическую викторину, которая называется «Звуки, буквы и слова», в которой примут участие две команды детей. Ребята покажут, чему научились, как умеют работать в команде, совещаться, обсуждать, находить правильное решение. Надеемся, что игра будет интересной, увлекательной и познавательной. А сейчас давайте поприветствуем наши команды.
В зал под музыку входят дети.
Вед: – Пожелаем мы ребятам не скучать и не зевать,
И на все вопросы побыстрее отвечать!
-Справа от меня команда «Буквы».
-Слева от меня команда «Звуки».
Вед: – Оценивать игру будут жюри. Разрешите представить наше жюри:
-Наша игра состоит из сложных заданий. За правильно выполненное задание каждая команда получит «пазл».
– Все готовы? Начинаем… Появляется РАССЕЯННЫЙ
– Рассеянный: – Это какая станция?
Тербуны или Ямская?
Мне ребята говорят,
Что попал я в детский сад.
Это что за остановка?
Бологое иль Поповка?
Но мне снова говорят,
Что попал я в д/с.
Повторяю, что за шутки?!
Я ищу вторые сутки…
Помогите мне, друзья!
Объясните мне, где я?
Дети: В детском саду.
Вед: – Вы что заблудились? Вот какой рассеянный. Как же вы найдёте свою улицу?
Рассеянный: – Может вы, ребята мне поможете?
Вед: – А вы не хотите остаться на нашей викторине, и вместе с ребятами постараться и выполнить сложные задания. А мы, вам поможем вспомнить, улицу или станцию, которую вы ищите.
Ведущий:
– А сейчас разминка для игроков викторины.
I задание «Разминка»
- Орган, без которого невозможно говорить. (Язык)
- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Без чего не напишешь в тетради? (Без ручки, карандаша, фломастера)
- Что нужно знать, чтобы уметь читать? (Буквы)
- У каких геометрических фигур нет ни начала, ни конца? (У круга, овала)
- Мама зовет дочку домой. Кто на улице? Кто дома?
- Витю слушал воспитатель. Кто говорил?
Рассеянный: – Разве это сложные вопросы?! Я умею называть слова «наоборот». А вы умеете?
Вед: – Сейчас ребята расскажут.
2 задание. Игра «Наоборот».
Вопросы задаются поочередно одной и другой команде.
Вед – Скажу я слово ВЫСОКО, вы отвечайте – низко,
Скажу я слово ДАЛЕКО, вы отвечайте – близко.
Команде «Звуки»
- Сахар сладкий, а перец…(горький).
- Дорога широкая, а тропинка…(узкая).
- Заяц бежит быстро, а черепаха ползет…(медленно).
- Днем светло, а вечером…(темно).
- Кисель густой, а чай…(жидкий).
- Пластилин мягкий, а камень… (твёрдый).
Команде «Буквы»
- Чай горячий, а мороженое…(холодное).
- Звери бывают смелые и …(трусливые).
- Конфета сладкая, а лимон …(кислый).
- Кашу варят густую и …(жидкую).
- Морковь можно есть сырой и … (варёной).
- Яблоки могут быть мелкими и …(крупными).
Рассеянный: – Молодцы! Получите пазлы.
Вед: – Следующее задание называется «Звучащие слова».
3 задание. «Звучащие слова» состоит из нескольких этапов. Задания выполняются командами по очереди, если команда не даёт ответ в течение 30 секунд, то отвечает следующая команда. На экране презентация.
- Подбери слова к схемам. На экране схемы слов. Нужно подобрать слово к схеме. ( кит, кот) Придумайте предложение с этими словами.
- Составьте слова по первым буквам изображённых предметов. Выставляются картинки для каждой команды.
Команде «Звуки» (Дом, стул). Команде «Буквы» (Кит, флаг).
Дети выполняют задание. Рассеянный вручает детям пазлы.
- Посмотрите на картинки и назовите:
Команда «Звуки»
Команда «Буквы»
Вед: – Молодцы, ребята. Видишь, Рассеянный, как наши дети слышат звуки и составляют из них слова.
-А теперь поиграем в игру «Весёлые звуки». Каждому ребёнку на голову надевается ободок с кружком синего, зелёного, красного цвета.
-Раз, два, три, вокруг себя покружились – дети в звуки превратились. Теперь вы звуки: у кого синие кружочки вы – согласные твёрдые, зелёные – согласные мягкие, а красные – гласные. Я буду произносить звуки, а вы внимательно слушайте, когда произнесу гласный – гласные звуки прыгают. Произношу согласный твёрдый звук – дети хлопают, произношу согласный мягкий – дети с зелёным кружочком – топают.
После проводится подвижная игра «Домик для звуков»
Под музыку дети бегают по залу, по сигналу (музыка прекращается «звуки» занимают свой домик (синий, зелёный, красный обруч).
Игра проводится 2-3 раза.
Рассеянный: – Подумаешь, звуки они знают. Вот сейчас я вам задам задачи! Посложнее будут… – У меня с собой есть буквы. Составьте из них слова.
4 задание «ЖИВЫЕ СЛОВА» (конкурс капитанов)
Капитаны раздают буквы своей команде и составляют нужное слово.
1 команда – слово «УЛЫБКА». 2 команда – слово «ДОЖДИК».
Рассеянный вручает пазлы командам.
5 задание
Вед: – А сейчас проверим, как вы умеете находить «Лишний предмет»
«4 лишний» назови, что лишнее и почему?
(презентация)
4 слайда для одной команды и 4 для другой.
Рассеянный: – Ну, молодцы! Со всеми заданиями справились. Я даже не думал, что в детском саду есть такие умные дети.
6задание:
Вед : – А теперь будем правильно называть слова.
Команда «Звуки»
Команда «Буквы»
Игра на внимание «Он – она».
Рассеянный: – А можно я с ребятами поиграю?
Вед: – Поиграйте.
Задание для команды «Звуки»:
– Он воробей, она – воробьиха. Он комар, она – комариха. Он гусь, она – гусиха.
Рас: – Не гусиха, а гусыня, знайте это все отныне.
Он слон, она – слониха. Он лось, она – лосиха. Он кот, она – котиха.
Рас: Ну, конечно, это кошка! Ну ошиблись вы немножко. Так сыграем еще раз, Обыграть хочу я вас!
С командой «Буквы»
Он морж, она – моржиха. Он заяц, она – зайчиха. Он бык, она –корова. Ну, конечно же, корова, Поиграем, дети, снова! Он тигр, она – тигрица. Он осёл, она – ослица. Он козел, она – коза. Ну, конечно же, коза, за повтор игры все «за»? Он лев, она – львица. Он волк, она – волчица. Он баран, она – овца. Ну, конечно же, овца. Доиграли до конца!
Вед: – Молодцы ребята!
Рассеянный: – Мне понравилось у вас,
Вы играли просто класс!
А теперь мне пора,
Да забыл я куда!
Вед: – Ребята давайте составим ваши пазлы, и прочитаем что там написано. Может быть там подсказка для нашего гостя – Рассеянного.
(Дети составляют «УЛИЦА БАССЕЙНАЯ»)
Вед: – Вот какой Рассеянный
Дети все вместе: – С улицы Бассейной!
Рассеянный: – Да – да. Вспомнил я куда!
На Бассейную пора.
Так что, дети, до свиданья,
До свиданья, детвора!
Рассеянный уходит.
Вед: Вот и подошла к концу наша викторина. Скоро мы узнаем итоговый счёт. Пока жюри подводит итоги конкурсов, чтобы еще больше поднять настроение, предлагаем детям вместе потанцевать
Танец «Если весело живётся»
(или «Танец маленьких утят»).
Итог. Попросим строгое и справедливое жюри оценить ответы наших команд. Для объявления счёта слово предоставляется (…).
Но, кто бы не победил в этой игре, мы можем с уверенностью сказать, что победила в этой игре – дружба, смекалка, находчивость.
Награждение команд. Раздача призов и медалей, грамот, сладкого угощения.