Природа и человек
Извозчикова Ирина Сергеевна
Ясли-сад №16
г. Тараз, Жамбылская область, Казахстан
Цель: Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природе.
Задачи: продолжать знакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды (почва, воздух, вода). Воспитывать навыки работы в коллективе сверстников. Воспитывать интерес к окружающему миру, бережное отношение к источникам воды в природе, бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Познавательное развитие: проводить несложные опыты с водой. Продолжать развивать познавательную активность детей (экспериментирование, создание проблемных ситуаций, вспомнить свойства и состояние воды).
Материал к занятию : Глобус. Презентация картинки с изображением завода, сливающего грязную воду, мусора в воде и на берегу водоём, изображением озёр, рек и родников.
Воспитатель показывает глобус.
– Кто знает, как называется этот предмет? (глобус)
-Что такое – глобус? (это модель нашей Земли, только уменьшенная во много раз, так наша планета Земля выглядит из космоса).
-Посмотрите на глобус. Какого цвета больше всего на глобусе (голубого). Почему (ответы детей) Это океаны и моря. В них очень много воды, но она солёная и не годится для питья. Ребята, а есть ещё реки и озёра. Многие озёра настолько чистые, в них бьют подземные родники, что из них можно пить воду. Например: в нашей стране есть такое заповедное озеро Иткуль. А также есть озеро Байкал. Это озеро с самым большим запасом пресной воды в мире.
– Ребята, как вы думаете, зачем нужна вода? (Чтобы жить, купаться, умываться, пить, готовить еду, стирать и т. д.)
– Ребята, а вы знаете, откуда берётся вода в реках и озёрах? (Ответы детей)
– Многие реки и озёра, даже очень большие, в начале своего пути образуются слиянием небольших ручейков, которые вытекают из родников.
– А как говорят о чистой воде из родника? (родниковая, холодная, прозрачная, хрустальная, студёная, струящаяся.)
– А вы знаете, что без воды не может жить ни что живое: ни человек, ни животные, ни растения.
Воспитатель: Родник – бесценный дар. Необходимо следить, чтобы родники были чистыми, чтобы вода из них свободно текла в ручьи. Необходимо беречь их от тех, кто не щадит ни красоту, ни чистоту природы.
Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам стать ненадолго волшебниками, и провести эксперименты с водой.
- Два стакана. Один пустой второй с чистой водой и чашка с сахаром. Переливаем из одного стакана воду в другой. Вода льётся, значит, она какая? (Жидкая). Добавляем сахар в стакан и перемешиваем. Что видим? Сахар исчез. Проведя, этот опыт мы с вами рассмотрели такое свойство, как растворимость. В жидком состоянии вода растворяет некоторые вещества.
- Дети закрывают глаза, по их ладошкам я провожу кусочком льда. Как вы думаете, чем я прикоснулась к вашим рукам? Лёд. Что такое лёд? Лёд – это вода, только в твердом состоянии. Если его долго подержать в тёплых ладошках, то он превратиться в воду. Значит, вода бывает жидкая и твёрдая.
- А теперь мы наберём немного воды в ложку и подержим над свечой. При высокой температуре вода закипает и превращается в пар. Это третье состояние воды – газообразное.
Пройдите на свои места и посмотрите на экран:
Слайды, с изображением экологических катастроф
Ребята, где у нас в городе встречается грязный воздух?
Дети: На остановках, около заводов, на стоянках автомобилей.
Воспитатель: Да. Все это загрязняет воздух. (Зажигает свечу) Что вы видите?
Дети: Горит свеча.
Воспитатель: Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.
Дети: Нет не может.
Воспитатель: Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки?
Дети: Копоть.
Воспитатель: Возьмите по ватной палочке, потрогайте пятно. Какого цвета она стала?
Дети: Черного.
Воспитатель: Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе : дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?
Дети: пожаров, заводских труб.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, что же делать? Ведь и мы с вами и растения, и животные не хотят дышать грязным воздухом. Не хотим мы купаться в грязных речках, а звери и птицы не хотят пить грязную воду?
Как вы думаете, можно ли исправить ситуацию?
( Предложения детей: надо ставить очистительные фильтры на заводах, на машинах, не бросать мусор, не мыть машины и велосипеды в водоемах. После пикника собирать мусор в пакеты и увозить с собой.
Воспитатель: Да ребята, люди придумали-специальные очистительные фильтры, чтобы не загрязнять воду и воздух. И если такие фильтры будут стоять везде: и на заводах и фабриках и на автомобилях, тогда воздух наш будет чистым и свежим. И реки наши будут чистыми, а леса и поля полны цветов.
Далее воспитатель предлагает провести опыт по очистке воды:
Взять сосуд с воронкой, на дно воронки положить бумажную салфетку, вату, слой бинта. Взять другой сосуд с грязной водой и переливать её через воронку в пустой сосуд. Грязь будет оседать на фильтре, а сосуд наполнится чистой водой. Затем ещё раз пропустить через фильтр и получим чистую воду.
Дети проводят опыт самостоятельно.
Игра «Кто правильно назовёт?»
Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
(Воспитатель показывает знаки)
-Не рубить деревья и кустарники- деревья очищают воздух
– Не разводить костры под деревьями- может возникнуть пожар и погибнет всё живое
-Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
-Не рвать цветы, цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
Не ловить бабочек, он красивы как и цветы, невесомы и ранимы
-Не разорять гнёзда птиц- они радуют нас своими песнями
-Не брать домой детёнышей зверей-лес дом для них
-Не разорять муравейники- они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо
Молодцы ребята, правильно знаки назвали.
Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»
«Что было бы если б не было воды…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
– Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Воспитатель: На какой планете вы хотели бы жить?
Дети: красивой, цветной.
Воспитатель: Давайте очистим нашу планету. Вот наша планета. (Даю детям модели земли в черном цвете). Процарапайте на планете цветы, деревья, животных, реки — пусть все оживет.
(Звучит музыка)
Дети рисуют, используя нетрадиционную технику .
Воспитатель: Посмотрите, как она ожила, здесь цветы, насекомые все радуются солнышку.
Воспитатель: О чем мы сегодня с вами говорили?
Воспитатель: Вы, молодцы! Вы настоящие защитники и помощники природы.