Понятие о глаголе
– самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме;
– работать в парах;
– сравнивать, анализировать, формулировать вопросы;
– систематизироват
3. Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение.
Задача: Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения информации по изучаемой теме
Тип урока: Вводный (изучение материала).
Применяемая технология: “Развитие критического мышления через чтение и письмо”.
Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке; групповая работа; прием “мозгового штурма”; “инсерт”; составление кластера, кейс стадия.
Ожидаемый результат:
- 1. могу находить глаголы в речи
- 2. повторю время глагола
- 3. вспомню изменения глаголов прошедшего времени по родам и числам
- 4. правописание глаголов на –тся и –ться
- 5. смогу найти верное решение в кейс стадии
Ход урока
Приветствие учителя: “Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат смайлики. Посмотрите на них внимательно и выберите тот из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Спасибо!”
Стадия вызова — целеполагание
- Проверка д/з: чем занимались дома? Какую часть речи вы еще не изучали за курс 6 класса? А существительные и прилагательные хорошо изучили? Какие части речи вы еще изучали? Ну что ж давайте немного оживим в памяти эти знания. (КРОССВОРД)
- Сформулируйте и запишите самостоятельно тему урока. (глагол)
3. Вспомните все, что вы знали раньше о глаголе и запишите в виде кластера в тетрадях.
Разбить на пары при помощи стикеров.
4. Объеденитесь в пары и обсудите свои списки. Информацию, с которой оба согласны, оставьте, с которой кто-то не согласен, обозначьте знаком вопроса.
(Одна — две пары зачитывают информацию, учитель записывает ее на доске.)
( В презентации есть вопросы, которые помогают детям работать в парах.)
Вопросы:
1. На какие вопросы может отвечать глагол?
2. Что обозначает глагол как часть речи?
3. Как он изменяется?
4. Каким членом предложения обычно бывает?
Хорошо. Попробуем эти знания уточнить и расширить. Я предлагаю вам информационный текст. С такими текстами вы знаете что делать. Вопросы есть? Приступаем к работе.
II. Смысловая стадия
1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков:
“ ! ” — Я это знал.
“ + ” — Новое для меня.
“ – “ — Вызывает у меня сомнение.
“?” — Вопрос.
Информационный текст
1. Название “Глагол” происходит от старославянского слова “глаголить”, что значит “говорить”.
2. Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
3. Глаголы могут иметь лексические значения движения (прыгать, бегать, плавать…); звучания (петь, говорить, кричать); состояния (синеть, золотиться, болеть); процесса (впитываться, нагреваться);существования (жить, находиться) и другие.
4. Глаголы имеют общее грамматическое значение “действие”.
5. Глагол имеет следующие морфологические признаки:
1) Постоянные признаки:
а) вид
б) спряжение
2) Непостоянные признаки
а) время: настоящее (что делает? что делают?), прошедшее (что делал (а,о)?), будущее (что будет (ут) делать? что сделает (ют)?;
в) число: единственное и множественное;
г) лицо
д) род (только у глаголов прошедшего времени единственного числа)
6) В предложении является чаще всего сказуемым, может выступать в роли подлежащего (“Учиться — всегда пригодится”), входит в грамматическую основу предложения.
7) Частица –НЕ с глаголами всегда пишется раздельно, за исключением тех глаголов, которые без “не” не употребляются. Это следующие глаголы: нездоровится, ненавидеть, негодовать, недоумевать, недомогать, недостаёт (знаний), нежиться, недолюбливать.
8) Глагол приводит в действие все происходящее вокруг нас, благодаря ему происходит движение вперед, то есть жизнь….
Какую цель сегодня на уроке вы можете поставить для себя после информационного листа и используя ожидаемые результаты?
Стадия осмысления полученной информации
– Сейчас я хочу обратить еще раз ваше внимание на 8 пункт вашего информационного текста, прочтите вслух…… предлагаю проверить, путем выполнения нескольких заданий
1. Для выполнения первого задания вам понадобиться вот такая табличка
пр.вб.в. н.в
он
она
оно
они
2. Проведем интересную зарядку для мозгов “Кто что делает?”
Ветер – …, вода – …, солнце – .., дожди – …, гром – …, трава – ….
Сделайте вывод, какие знания вы повторили?
- физминутка
Послушайте отрывок из музыкального произведения “Мечты о дожде” и постарайтесь передать свое эмоциональное состояние, употребив глаголы.
4. А сейчас в вашем эмоциональном состоянии давайте перенесем свой взгляд на изображенные перед вами пиктограммы (на доске прикреплено 9 пиктограмм лиц с четко выраженным настроением радости, грусти, доброты и т. д.), и с помощью глаголов назовем настроение, которое вы видите на этих ярких “ лицах-пиктограмм
(Радуется, смеётся, хмурится, плачет, улыбается, сердится и т. д.)
Сделайте вывод, какие знания вы повторили?
Кейс – стадия
- Второклассник прибежал к маме:
- – мама, мне учительница сказала нарисовать глагол, а еще, что глаголы все умеют делать. Это правда?
- – да.
- – прям как ты?
- Ну, да.
- Ребенок взял лист бумаги и нарисовал портрет глагола.
- Вопрос: как вы думаете, что он нарисовал. Изобразите.
IV. Стадия рефлексии (размышления)
|
||
|
||
|
||
|
||
5. смогу найти верное решение в кейсе |
V. Подведение итогов
Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?
VI. Домашнее задание
Выучить материал по кластеру.
(В конце урока поводится тот же тест, что и в начале урока, для того, чтобы иметь объективную оценку, обратную связь.)