Поурочное планирование по самопознанию
Поурочные планы по самопознанию на русском языке
для 1,2,3,4,5,6,7,8,9,11 классов
Внимание: Данные планы старого образца, если необходимы КСП, ССП 2024-2025 года.
Перейдите по ссылке: https://plani.kz/ksp-samopoznanie/
Приветствие учителя и бодрая разминка – 2 мин. 30 сек. Постановка целей урока. Учащиеся знакомятся с видами деятельности на уроке и записывают в тетрадь цели урока. Какое определение вы дали слову «милосердие»? А ваши родители как считают?(работа со словариками) – Какой мир – милосердный или враждебный – помогает устанавливать принцип «Как ты к нам, так и мы к тебе»? – Как научиться милосердию? – Хорошо жить, если тебя окружают милосердные люди? – А если каждый будет считать, что милосердно должен вести себя не он, а другие, что будет? | 2 |
Задание
в группах:
«Семья волшебный
символ жизни» Учитель: ( на фоне спокойной музыки) У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди : родители, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Дом – это опора. И как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, мы всегда возвращаемся в наш родительский дом – начало всех начал. А что же такое семья ? Как вы понимаете это слово? (работа в группах) Семья –любовь,поддержка,взаимопонимание,доброта,уважение. Учитель Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные учителя, по мысли Абая – это родители.Слова Абая : «Дорожи не тем что ты сын отца,гордись тем ,что ты сын человека.»Шакарим свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми. Наши учащиеся провели исследование о наших просветителях. Учитель Конфуций писал: “Семья это маленькое государство, и держится оно на любви”.Это слово понятно всем, как слово « хлеб» и « вода». Оно с первых мгновений жизни рядом с каждым из нас. Семья –это дом, папа и мама, близкие родственники. Это любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, привычки и традиции.Все строится на любви. Какая она, настоящая любовь? (высказывание учащихся). Один из юношей рассказал о настоящей любви так: «Там где мы жили раньше, было озеро, в нем жили 2 лебедя. Этих лебедей бережно хранили. Но однажды кто-то подстрелил одного лебедя и он умирал. Второй сначала не понял, что происходит, а потом, поняв, закричал, поднялся в воздух и, сделав прощальный крик, камнем бросился на землю, и такая боль была в прощальном крике, что люди, видевшие это, не смогли сдержать слез». Это похоже на легенду, но это правда. А теперь считайте, любовь это или нет. Есть ли любовь? Давайте послушаем легенду о лебединой верности. Особым вопросом укрепления казахстанской семьи стоит возрождение лучших семейных традиций казахского народа. В Казахстане, в отличие от других европейских стран, такие семейные традиции, как почитание старших, «не утратили силу». «И в этом видится большой потенциал. Семьи действительно разные, они отличаются своими привычками, укладом, обычаями и традициями. -Знаете ли вы, ребята, что такое семейные традиции. Стаким вопросом мы обратились к родителям . Ярослав и Даулет взяли интервью у бабушки и мамы Вопросы интервью Какие традиции сохранились в вашей семье? Какие традиции вы хотели бы передать последующим поколениям? По результатам анкетирования мы узнали о тттрадициях в семьях класса. Батаевы –игра на гитаре Кабдолдановы-большая личная библиотека Акуловы – заниматься плаванием Арстамбаевы- собирают семейные фотографии Бопины- собирать гостей Оразхановы- отмечать семейные события Гражданкины-игра в шахматы Родословная Издавна одной из традиций в семье была традиция знать свои корни, своих предков, т.е. знать свою родословную. Ваши родители тоже составляют свои родословные. Изучать историю своей семьи необходимо. Только семья воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии. Узнавая о прошлом своих близких, чувствуешь себя частью большого и надежного целого и ты окунается в добрую и благодатную атмосферу, формируется чувство ответственности перед памятью своих предков. Очень хотелось бы послушать Учитель: Сто лет назад население Казахстана быстро увеличивалось. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10,20 и более человек. Представьте себе аул начала двадцатого века: дедушки, бабушки, внуки и правнуки –все вместе и все друг другу помогают. Такой дом был настоящей твердыней. За малышами ухаживали сёстры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. И сегодня мы с любовью говорим о членах своей семьи. Что главное во всякой семье ? конечно, любовь и взаимопонимание. Есть такая пословица « Счастье – не птица, само не прилетит». Притча №2 Я хочу вам поведать легенду : «Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были на чертаны на бумаге:ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: -И все? Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи, подумав, добавил: и МИРА тоже». У старика из легенды семья была многодетной. Выступление учителя литературы Семьи – это сложный неповторимый мир,наполненный сложными взаимоотношениями. Л. Н.Толстой писал, что «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по – своему». Семьи действительно разные, они отличаются своими привычками, укладом, обычаями и традициями..Об этом вы узнали на уроках литературы. Изучая роман Л.Н.Толстого « Война и мир» . В романе автор выделил три семьи. Выступления учащихся о семье героев романа. Болконских,Ростовых ,Курагиных. Выступление ученика: Ничто не может изменить размеренной жизни нашего дома ,дома Болконских.В нашей семье каждый занят делом,ни одной минуты не проходит зря. Мы сдержанные в проявлении чувств,хотя любим и доверяем друг другу.В нашей семье прежде всегодумают о чести,а потом о благополучии.Чувства не принято демонстрировать.Я никогда не видел прежде,чтбы с детьми разговаривалитак умно и лаконично,как мой отец князь Николай Андреевич Болконский. Болконские –семья ,где воспитывають настоящих мужчин,знающих себе цену. Служить своему народу,Отчизне,первым идти в бой,не жалея жизни-так наставлял мне отец.И еще он говорил: «Если ты поведешь себя недостойно,мне старику плохо будет. Дорожи своей фамилией Фамилией Болконских.» Выступление ученика: Всем известна семья Курагиных. Мы из старинного дворянского рода. Если говорить начистоту,то мы не самая примерная семья.Ведь семья –это когда каждый живет своей жизнью.Отец делает все,чтобы пристроить нас,используя связи. Моя сестра Элен вышла замуж по расчету за богатого Пьера Безухова. Я тоже хорош,решил соблазнить невесту Болконского. Кому ,нужны правда,честь,совесть? Ведь как учил отец,главное в жизни деньги ,богатство и свобода. Учитель: Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи были большие и дружные. Есть тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, поговорки, пословицы. В них говорится о семье. Сейчас я начну пословицу, а вы постарайтесь вспомнить и досказать её до конца: слайд №20 В гостях хорошо, а……..(дома лучше) Не красна изба углами, а……( красна пирогами) Хозяюшка в дому, что……. (оладушек в меду) Каково на дому, ………….( таково и самому) Не нужен клад,………….(когда в семье лад) Работа с пословицами. Объяснить значение пословиц: На что клад, коли в семье лад. Вся семья вместе, так и душа на месте. Яблоко от яблони недалеко падает. Согласную семью и горе не берёт. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются. Дружная семья и землю превращает в золото. В семье любовь да совет, так и нужды нет. -Какая из пословиц подходит для вашей семьи? Учитель: А сейчас предлагаю вам разгадать анаграммы обозначающие качества присущие личности, которые связаны с темой нашего классного часа. родстагоблво (благородство) пврдаа (правда) дрообта (доброта) женуваие (уважение) торатевит (авторитет) мралоь (мораль) оньтствеосттвен (ответственность) учитель: По своей значимости родной дом стоял в ряду таких понятий как жизнь, совесть, Родина, земля, добро, отец и мать. Дом этот всегда отличается от других домов. Разница заключается в самой атмосфере семьи, семейных привычках, традициях – культуре семьи. А сейчас я предлагаю вам послушать притчу «Кувшин» Притча №3. Профессор философии, стоя перед своей аудиторией, взял пятилитровую стеклянную банку и наполнил её камнями, каждый не менее трёх сантиметров в диаметре. В конце спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он открыл банку горошка и высыпал её содержимое в большую банку, немного потряс её. Горошек занял свободное место между камнями. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, полна. Тогда он взял коробку, наполненную песком, и насыпал его в банку. Естественно, песок занял полностью существующее свободное место и всё закрыл. Ещё раз профессор спросил студентов, полна ли банка? Ответили: да, и на этот раз однозначно, она полна. Тогда из-под стола он достал кружку с водой и вылил её в банку до последней капли, размачивая песок. Студенты смеялись. — А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка — это ваша жизнь. Камни — это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, свои дети — всё то, что необходимо, чтобы ваша жизнь всё-таки оставалась полной даже в случае, если всё остальное потеряется. Горошек — это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок — это всё остальное, мелочи. Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться горошек и камни. И также в вашей жизни, если тратить всё время и всю энергию на мелочи, не остаётся места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что вам приносит счастье: играйте с вашими детьми, уделяйте время супругам, встречайтесь с друзьями. Всегда будет ещё время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное — это только песок. Тогда студентка подняла руку и спросила профессора, какое значение имеет вода? Профессор улыбнулся. – Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья. Учитель:Дом и родители играют решающую роль становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство. Кто умеет быстро и красиво рисовать – оформит постер, ученики с богатой фантазией – придумают текст о семьях Подготовьте защиту своего постера (текст нельзя читать с листочка). Время выступления – 3 минуты. Критерии оценивания Дескрипторы Демонстрирует понимание основной информации, даёт климатическое описание Времени года. – побуждает к прогнозированию своей семейной жизни, к воспитанию у себя качеств, необходимых для семейной жизни. выделять общее и частное (существенное и несущественное), общее и различное в изучаемых объектах; Обратная связь: спикеры групп дают перекрёстную оценку выступившей группе. |