Правильные и неправильные дроби
Казахстан, Карагандинская область, г. Караганда
КГУ СОШ №83 им. Г.Мустафина
учитель математики
Курмангалиева Гульжан Султангазиевна
Класс: 5 «А».
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: системно-деятельностный подход.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Цели урока:
- Образовательные:
создать условия:
– для вывода определения правильной и неправильной дробей;
– для формирования умений определять правильные и неправильные дроби, видеть их на координатном луче;
– для формирования навыков сравнения правильных и неправильных дробей с единицей.
- Развивающие:
создать условия:
– для развития мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи,
– для развития умения самоконтроля и самооценки учащихся.
- Воспитательные:
создать условия:
– для воспитания дисциплинированности на уроке;
– для критического отношения к своему труду;
– для воспитания внимательного отношения друг к другу при работе в парах и группе.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Самоопределение к учебной деятельности.
- Актуализация знаний и фиксация затруднений.
- Первичное закрепление во внешней речи.
- Объяснение, построение и реализация темы.
- Самостоятельная работа с проверкой.
- Рефлексия деятельности на уроке.
- Итог урока.
Ход урока:
- Организационный момент.
Цель: проверка готовности класса к уроку, наличие школьных принадлежностей.
- Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: обеспечить мотивационную готовность учащихся, включить их в учебную деятельность; определить содержательные рамки урока. (Слайд 1)
Ровно встали, тихо сели,
Головами повертели.
Очень сладко потянулись
И друг другу улыбнулись.
Прозвенел сейчас звонок,
Начинается урок.
– Какой раздел математики мы изучаем?
(Обыкновенные дроби.) (Слайд 2)
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – __________ , знайте,
Под чертою – ______________ .
Дробь такую, непременно,
Надо звать _________________ .
Выполните устно: прочитай дробь (Слайд 3):
- Актуализация знаний и фиксация затруднений.
Цель: актуализировать учебное содержание и мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала – сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов.
Прочитайте дроби:
; ; ; ; ; ; .
Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель. На какие группы можно разделить эти дроби?
; ; ; ; ; .
Правильные Неправильные
(Слайд 4)
– Таким образом, дроби бывают: правильные и неправильные. Это и есть тема нашего урока.
Запишите в тетрадях тему урока: «ПРАВИЛЬНЫЕ И НЕПРАВИЛЬНЫЕ ДРОБИ». (Слайд 5)
Объяснение, построение и реализация темы.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания.
Давайте попробуем сформулировать правило для «правильных» и «неправильных» дробей. (Ответы учащихся)
(Слайд 6)
А теперь посмотрим, правильно ли вы рассуждали. (Слайд 7)
Запишем в тетради правило: (Слайд 8)
Я называю дроби, вы, услышав правильную дробь – хлопаете в ладоши.
А теперь сравним «правильные» и «неправильные» дроби с 1 (единицей). (Слайд 9)
Вывод: «правильные» дроби всегда < 1, а «неправильные» дроби ≥ 1.
- Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Сейчас проверим, как вы усвоили правило: (Слайд 10)
Проверка задания. (Слайд 11)
– Откройте учебник на стр. 121 и выполните задание № 470 (1).
- Самостоятельная работа с проверкой.
Цель: проверить своё умение применять знания о правильных и неправильных дробях в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с проверкой учителя.
Самостоятельная работа.
– Выполните задание по вариантам, сравнив дробь с единицей. (Слайд 12)
Совместная проверка с учителем.
А сейчас задание № 480 – стр. 122.
Домашнее задание с комментированием учителя: № 469, 470 (2). (Слайд 13)
Рефлексия деятельности на уроке: (Слайд 14)
«Дерево удовлетворённости» (Закрепляем на дереве магнитами):
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно, тема усвоена;
Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком, есть затруднения по теме;
Жёлтый листок – урок не понравился, тему не усвоил.
- Итог урока. (Слайд 15) Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/xxcnTcwD3MTwWr