Правописание безударных гласных в корне слова
Казахстан, г. Алматы
КГУ ОШ №45
Учитель русского языка и литературы
Кулешова Ирина Анатольевна
Цели урока:
- Формирование навыков правописания безударных гласных в корне слова;
- Активизировать мыслительную деятельность учащихся; развивать орфографическую зоркость;
- Воспитывать культуру речи и письма; воображение.
Оборудование: карточки с текстами.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация.
- Игра «Ромашка». (На лепестках ромашки записаны буквы из слова с безударной гласной в корне. Перемешиваем лепестки).
Задание: Угадайте слово и назовите орфограмму. Подберите проверочное слово.
О М Й Д О Л О (молодой)
– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Назовите, пожалуйста, тему. (Правописание безударных гласных в корне слова).
- Формирование новых понятий и способов действия.
- Беседа:
– В каком разделе науки о языке изучаются звуки речи? (фонетика).
– Раздел науки о языке, в котором изучается правописание слов и их значимых частей. (Орфография)
– Что такое орфограмма? (это та часть слова, которую надо проверить).
– Как проверить безударную гласную в корне?
- Орф. № 1 (Записать в тетрадь)
Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
- Применение. Формирование умений и навыков.
- Разминка «Цепочка»
Задание: Записать словосочетания, подчеркнуть пропущенные буквы, подобрать проверочные слова к словам с пропущенными безударными гласными.
уд…вительный случай – разв…вающиеся страны –
нащ…пать травки – увл…кательная экскурсия –
прим…рить соперников – разв…вающиеся знамёна –
пл…нительный образ – рано созр…вать –
бл…жайшая станция – угн…тение народа –
погл…щать пищу – благосл…вить на подвиг –
пол…скать белье – просл…влять героя –
приг…дится для занятий – оч…ровательный пейзаж –
насл…ждаться музыкой – пок…рить вершину –
разг…дать замысел – препод…вать математику.
-
Работа с учебником: Упражнение _____________.
-
Найди ошибку. (Работа в группах).
Каждая группа получает текст с 5 ошибками.
Задание № 1: Найти слова с ошибками, выписать и подобрать проверочные слова.
1 группа.
Светлячки
Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрегли лошадь и поехали домой.4
На западе уже догорала заря. В полях громко кречали перепела. Я задремал. А перед глазами всё рибила вода и поплавки на ней.4 Вдруг мама осторожно коснулась моего плеча и сказала: “Смотри, Юра!”
Крохотные голубые огоньки светились в ночной траве. Папа разъеснил, что это светлячки. Он остановил лошадь. Мы с мамой слезли с повозки и принялись искать этих светящихся жучков.
Над головой сплитались тёмные ветви деревьев, и в их просветах сверкали далёкие голубые звёзды. (По Г. Скребицкому.)
2 группа.
Заблудился
Вичерняя заря догорала. Начал расстилаться туман. Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами миновал я заросли кустов. У ног моих простиралась равнина, а дальше стеной возвышался мрачный лес. Я осматрел окрестность и спустился с холма. Высокая трава на дне долины билела ровной скатертью. Куда я зашёл? Как найти дорогу?
Я выбрался на опушку и пошёл через поле.4 Трудно было пробираться по узкой тропинке. Кругом росла высокая рожь. Начная птица промчалась и коснулась меня крылом.4
Но вот на вечернем небе стали зажигаться звёзды. Заблестел серп моладого месяца. Теперь я узнал дорогу и предполагал, что скоро буду дома.
(По И. С. Тургеневу.)
3 группа.
Дедушка Мороз
По древним поверьям, Мороз выганяет на поля злых духов. Налетают они на белый свет, бегают по полям и дуют в кулак. От этого поднимается ветер с метелью, а на деревья садится иней. Громко топают басыми ногами по мёрзлой земле злые духи, и треск нисётся вокруг. От этой беготни умирает жито, убиваются лён, овёс и травы.
Тут и нужно произнести заклятие Мороза. Для этого варят большую миску киселя. Старший в семействе зачирпнёт ложку, влезет на печь и говорит громко: “Дедушка Мороз! Не бей наш овёс!” Отведает дедушка Мороз вкусного киселя, укроет посевы снежным одеялом и сохронит их до весны. (По Л. Яхнину.)
4 группа.
Зимой
Поздней осинью выпадает первый снег. Он изминяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одивается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.
Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду веднеются следы лесных зверей.
В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого марозца, сыграть в снежки.
Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)
5 группа.
Белка
Жила белка в лесу, ни о чём не тужила.4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе.4 Прошло время, и у неё поевились бильчата. Теперь белка от них не уходила.
Наступила зима. В лесу начились обвалы. Однажды тежёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.
Белка быстро принилась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! (По В. Бианки.)
(98 слов.)
Задание № 2: Составить словосочетания с выписанными словами.
Задание № 3: Составить со словосочетаниями предложения.
Задание № 4: Если время позволяет, ученики составляют с выписанными словами миниатюру.
- Итог урока.
- Рефлексия. Предлагаем учащимся разноцветными мелками в виде смайликов изобразить свое состояние на доске.
- Домашнее задание: Упражнение __________.