Программа кружка “Умелые руки”
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, Катон-Карагайский район, с.Улкен Нарын
КГКП “Дом творчества”
Педагог дополнительного образования
Мухамедова Жанар Нурлановна
Пояснительная записка
Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в кружке – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия воспитанника, т. е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с природным материалом, с бумагой и картоном, цветными нитками, папье-маше, освоили новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Программа кружка рассчитана на детей с 7 до 15 лет. Группа работает 2 раза в неделю по 4 часа – 136 часов. Практические занятия составляют большую часть программы.
Рекомендуемый минимальный состав группы – 10-15 человек
Цель программы – создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи программы
Обучающие:
Закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках технологии, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
Обучение умению планирования своей работы;
Обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
Обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
развитие образного мышления и воображения;
создание условий к саморазвитию учащихся;
развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира.
Воспитательные:
воспитание уважения к труду и людям труда;
формирование чувства коллективизма;
воспитание аккуратности;
экологическое воспитание;
развитие любви к природе.
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Принципы, лежащие в основе программы:
доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К. Д. Ушинский);
демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
«от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Формы и методы занятий
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.); наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к уровню подготовки учащихся
В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего “Я”. При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.
Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с природным материалом, бумагой, цветными нитками, папье-маше, освоят новую технику – декупаж, плетение из газетных трубочек;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
– будут создавать композиции с изделиями;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
– получат знания о месте и роли декоративно – прикладного искусства в жизни человека;
– узнают о народных промыслах.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
- Составление альбома лучших работ.
- Проведение выставок работ учащихся:
- Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.
- Творческий отчет руководителя кружка
- Проведение мастер-классов;
- Участие в тематических выставках
- Участие в конкурсах.
Содержание программы
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий.
Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия. Программа рассчитана на 1 год.
- 1. Работа с природным материалом
В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Изделия из природного материала. Технология заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов.
- 2. Папье – маше
Папье-маше – это простая и дешевая технология, позволяющая создавать прочные и легкие изделия из бумаги. Есть два основных способа: наклеивание бумаги слоями (маширование) или лепка из бумажной массы.
Папье-маше по-французски значит “жеванная бумага”. Вся премудрость техники заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшей жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навыками моделирования и т. д.
Дети, освоившие технику папье-маше, знакомятся с различными формами предметов, что способствует развитию пространственного мышления и наиболее точного восприятия предметов.
3.Декупаж
Декупаж (Decoupage или découpage) это искусство украшения предметов путем наклеивания вырезок цветной бумаги в сочетании со специальными эффектами такие как раскрашивание, вырезание, покрытие сусальным золотом и прочие. Обычно какой-либо предмет, как например небольшие коробки или мебель покрывается вырезками из журналов и/или специально произведенной бумагой. Предмет для декупажа покрывается лаком (часто несколькими слоями) до тех пор, пока не исчезнет «стык» и результат не будет выглядеть как роспись или инкрустация. При традиционном методе может использоваться до 30-40 слоев лака, которые затем шлифуются до полной гладкости.
Может быть, история развития декупажа не такая древняя, как история развития некоторых других видов прикладного творчества, но не менее интересная. В разных источниках родиной декупажа называют то Китай, то Восточную Сибирь. Трудно определить, кто у кого перенял эту технику: то ли китайские крестьяне у кочевников научились способу украшать кусками вырезанной бумаги различные предметы, то ли кочевники стали украшать стены погребений своих предков различными аппликациями из бумаги, научившись этому у китайцев. Одно известно наверняка – уже в 12-ом веке в Китае создавали яркую цветную бумагу – cutout, чтобы украсить окна, фонари и другие вещи. Иногда на них помещали какую-либо надпись, призывающую в дом благополучие здоровье и т. д. или декорировали шнурами и тесьмой.
- Плетение из газетных трубочек
Плетение является одним из древнейших ремесел. Говоря о плетении, следует отметить, что существует огромное количество способов, техник и материалов, используемых в этом виде рукоделия. Мы рассмотрим одно из них: плетение из газетных трубочек.
Плетение из газетных трубочек – оригинальное времяпрепровождение, занимательный и захватывающий вид рукоделия, который стал очень популярным в последнее время. При плетении из газетных трубочек можно использовать самые различные схемы – из листов газеты свёрнутых трубочкой делаются кашпо под цветы, коробочки, корзинки и даже под обувь полочки.
Учебно– тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1. | Введение Техника безопасности на уроке | 1 |
2. | Работа с природным материалом | 15 |
3. | Папье – маше | 20 |
4. | Декупаж | 15 |
5. | Холодный фарфор. Изготовление цветов | 15 |
6. | Ганутель. Изготовление цветов | 15 |
7. | Оригами. Модульное оригами | 15 |
8. | Квиллинг. Объемная аппликация | 15 |
9. | Плетение из газетных трубочек | 5 |
10. | Джутовая филигрань | 5 |
11. | Картины из пенопласта | 15 |
Всего | 136 час |
Календарно-тематический план
Группа «Умелые руки»
№ | Тема урока | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1 | Вводное занятие | Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | 1 | |
Всего: | 1 час. | |||
2 | Работа с природным материалом | Техника безопасности при работе с ножницами, канцелярским ножом, шилом, иглами и булавками. | 1 | |
Изготовление поделок с использованием природного материала | 4 | |||
Аппликация из сухих растений | 4 | |||
Топиарий из шишек | 4 | |||
Изготовление картины «Виноград» | 2 | |||
Всего: | 15 час. | |||
3 | Папье-маше | История возникновения папье-маше. Соблюдение техники безопасности. Технология изготовления поделок в технике папье-маше | 2 | |
Изготовление поделки «Черепаха» | 6 | |||
Художественное оформление | 2 | |||
Изготовление поделки «Сова» | 6 | |||
Художественное оформление | 2 | |||
Бусы из папье-маше | 2 | |||
Всего: | 20 ч. | |||
4 | Декупаж | История возникновения техники декупаж. Соблюдение правил техники безопасности. Технология изготовления декупаж. | 1 | |
Оформление бутылок в технике декупаж | 6 | |||
«Часы» в технике декупаж | 4 | |||
Оформление новогодних игрушек в технике декупаж | 4 | |||
Всего: | 15 ч. | |||
5 | Холодный фарфор | Соблюдение правил техники безопасности. Правила изготовления теста для холодного фарфора | 2 | |
Изготовление цветов. Сушка. Художественное оформление. Лакировка. | 7 | |||
Холодный фарфор – игрушки. Сушка. Художественное оформление. Лакировка. | 8 | |||
Всего: | 15ч. | |||
6 | Ганутель | Соблюдения правил техники безопасности при работе с ножницами, шилом, канцелярским ножом. Технология изготовления.. | 1 | |
Цветы в технике ганутель. Художественное оформление. | 7 | |||
Деревья | 7 | |||
Всего: | 15 ч. | |||
7 | Модульное оригами | История возникновения модульного оригами. Соблюдение правил по технике безопасности. Изготовление модулей. | 1 | |
Модульное оригами «Байтерек» | 5 | |||
Модульное оригами «Мухоморы» | 4 | |||
Модульное оригами «Олень» | 5 | |||
Всего: | 15час. | |||
8 | Квиллинг | История возникновения. Соблюдение правил по технике безопасности. | 1 | |
Картина в технике Квиллинг | 6 | |||
Топиарий в технике квиллинг | 8 | |||
Всего: | 15 ч. | |||
9 | Плетение из газетных трубочек | Соблюдение правил по технике безопасности. Изготовление газетных трубочек. Плетение | 1 | |
Корзина из газетных трубочек | 4 | |||
Всего: | 5 час. | |||
10 | Джутовая филигрань | Соблюдение правил по технике безопасности. Знакомство с джутовыми нитками. | 1 | |
Изготовление картины с применением джутовых ниток | 4 | |||
Всего: | 5 час. | |||
11 | Картины из пенопласта | Соблюдение правил по технике безопасности при пользовании канцелярским ножом, ножницами, клеем. | 1 | |
Ровное и правильное вырезание пенопласта | 2 | |||
Изготовление картины «Цветы» | 4 | |||
Изготовление панно «Птицы» | 4 | |||
Изготовление панно «Байтерек» | 4 | |||
Всего: | 15 час. | |||
Итого: | 136 ч. |
+7 776 987 0729
Либо отправьте заявку с сайта