Птицы – наши друзья
Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Курчатов
ГККП “Детский сад “Журавушка”
Воспитатель
Сайкова Елена Викторовна
Образовательная область: «Социум»
Раздел: «Основы экологии».
Тема: «Птицы – наши друзья»
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о птицах. Умение детей находить признаки сходства и различия внешнего вида птиц.
Задачи: формировать представления детей о разнообразии птиц, знания об общих признаках внешнего вида птиц (клюв, крылья, перьевой покров)
развивать наблюдательность, умение выражать индивидуальные суждения сравнительного характера.
воспитывать бережное отношение к природе, чувство сопричастности, сопереживания ко всему живому, что нас окружает.
Интеграция образовательных областей: «Социум», «Познание», «Коммуникация»
Методы и приёмы.
словесные: загадывание загадки о птице, беседа о птицах, вопросы, рассказ.
наглядные: рассматривание иллюстраций о птицах, схемы
практические: движения детей, имитирующие поведение птиц, пальчиковая игра «Птичья кормушка», д/и «Собери картинку»
Словарная работа: зимующие, дикие, снегирь
Предварительная работа: Наблюдения за птицами и кормление их во время прогулок, изготовление ноыой кормушки, чтение художественных произведений: А.Яшин «Покормите птиц зимой», З.Александрова «Новая столовая», М.Горький «Воробьишко», Л. Толстой «Хотела галка пить» и др.
Прослушивание аудиозаписей «Звуки окружающего мира», «Голоса птиц», загадывание загадок.
Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
Дидактические игры: «Назови, кого не стало», «Угадай по описанию», «Кто как кричит» и др. Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Перелёт птиц» и др.
Материал к занятию: Презентация — иллюстрации с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц» – ворона, разрезные картинки по количеству детей к игре “Собери картинку” (зимующие птицы), кормушка, корм для птиц.
Билингвальный компонент: здравствуйте – сәлеметсіз бе, птица – құс, снегирь – суық торғай
Ход занятия:
Организационный момент: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются на русском и казахском языках: Здравствуйте – сәлеметсіз бе!
Игра – приветствие:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнемся нашим гостям, пошлем им наше хорошее настроение (дети улыбаются гостям, садятся на стульчики)
Загадываю загадку:
Из яйца я родилась
В перышках, пушистая
Подросла и поднялась
В небо сине-чистое
Два крыла и клюв стучится
Угадали? Это …(птица – құс)
Сегодня мы поговорим о птицах и о том, что помогает им приспособиться к среде обитания.
Ребята, давайте с вами поиграем! Я буду называть вам слова, а вы называть одним словом – кто это?
Игра «Кто это?»
1) лиса, волк, заяц – дикие животные
2) комар, муха, кузнечик – насекомые
3) карась, окунь, щука – рыба
4)корова, лошадь, коза – домашние животные
5) ворона, воробей, синица – птицы
Правильно, это птицы. По каким же признакам мы их выделили из всех других обитателей нашей планеты, чем же птицы отличаются от остальных животных?
(Птицы летают, у них есть крылья, клюв, несут яйца, высиживают детёнышей, вьют гнёзда, клюют, есть перья…)
Обращаю внимание детей на экран, на котором изображены иллюстрации с изображением птиц: воробей, ворона, снегирь, синица, голубь, сорока и бабочка.
Дидактическая игра «Кто лишний?» – Цель: Учить различать птиц, насекомых. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.
Ход игры: Участникам игры предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и бабочки сказать, кто лишний, объяснить почему.
Правильно ребята, это птицы у них есть крылья, и они умеют летать. Но имеют крылья и умеют летать не только птицы, но и насекомые бабочки, жуки и мошки.
Посмотрите на птиц, и скажите, все ли птицы одинаковы?
Давайте посмотрим на схемы и узнаем, чем птицы похожи друг на друга
( рассматриваем схемы)
Теперь мы знаем, что у птиц есть две лапы, тело птиц покрыто перьями. Перья – оперение. Произнесите эти слова.
По цвету пёрышек птицы похожи друг на друга? (ответы)
У всех птиц есть крылья, голова, клюв, хвост.
Ребята, как вы думаете, есть ли у птиц шея? (ответы) Да, есть, она закрыта перьями, как воротничком. Шею можно увидеть, когда птичка чистит перышки, поворачивает голову.
Предлагаю детям послушать запись фонограммы “Голоса птиц” и угадать, кто так издаёт звуки? (звучит аудиозапись с голосом вороны) – дети отгадывают, появляется на экране слайд с изображением вороны.
Подвижная игра «Возле ёлочки зелёной» – выполнять действия по сигналу:
Вот под елочкой зеленой ( бегают)
Громко каркают вороны
«Кар-кар-кар!» (громко каркают)
Целый день они кричали.
Спать ребяткам не давали.
«Кар-кар-кар!» (громко каркают)
Только к ночи умолкают
И тихонько засыпают. (садятся на корточки, кладут ручки под щечки и «засыпают»)
«Кар-кар-кар!» (тихо каркают)
Ребята, посмотрите, пожалуйста, пока мы играли, ворона принесла нам картинки и все перепутала, давайте поможем ей, соберём картинки.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Цель: развивать мышление, внимание, закрепить представления детей о птицах, их строении, узнавать и называть знакомых птиц
материал: разрезные картинки птиц.
Ход игры: детям предлагается собрать изображение птиц из разрезанных деталей картинки.
– Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Когда дети соберут картинки спросить, как называются птицы, которые изображены на картинках.
Показать детям новую птицу, которая появилась среди собранных птиц у детей. Спросить, как она называется? Правильно ребята снегирь.
Снегирь на казахском языке – суық торғай (дети повторяют слово на казахском языке)
Красавец снегирь прилетает из леса поближе к жилью человека перед первым снегом. И народ заметил: снегири прилетели – значит, завтра-послезавтра пойдёт снег. Почти всегда так и бывает. Поэтому красногрудая птица и зовётся снегирём.
Как мы назовём ворону, воробья, голубя, синиц, сороку, снегиря одним словом? – (птицы). Это какие птицы? (дикие, зимующие)
А почему говорят, что зима трудное время для птиц? – ответы
Как можно проявить о них заботу зимой? (ответы)
Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой? (ответы)
Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем в тёплое время года.
Пальчиковая игра «Птичья кормушка»
Мы повесили кормушки,
(движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно.
(«насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою,
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
(на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Молодцы, вам понравилось, наше занятие?
-О каких птицах мы с вами говорили? (о зимующих)
-А каких зимующих птиц вы запомнили, назовите.
Нужно поддержать птиц, делать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
Давайте и мы сегодня, когда выйдем на прогулку повесим ещё одну кормушку на участке детского сада и насыплем для них зёрнышек.
– Молодцы, а за это они нас летом отблагодарят замечательными песнями.
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/2PW447rB3QGjxi