Рациональные числа и действия над ними
Казахстан, г. Алматы
Республиканская специализированная школа-интернат олимпийского резерва им. К. Ахметова
Учитель математики
Шакенова Лаура Ескалиевна
Математика уступает свои крепости
лишь сильным и смелым.
А.П. Конфорович
Цели урока:
- Образовательная: 1). Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Рациональные числа и действия над ними».
2). Повторить основные правила действий над рациональными числами.
- Развивающая: 1). Формировать умение работать фронтально, индивидуально, в парах.
2). Способствовать развитию математической речи, логического и образного мышления, внимания и памяти.
- Воспитательная: 1). Прививать интерес к предмету.
2). Ценности, основанные на национальной идее «Мәнгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.
Тип урока: урок повторения пройденного материала.
Формы работы: индивидуальная, в парах, в группе.
Межпредметная связь: география.
Требования к ЗУН:
учащиеся должны знать:
– свойства арифметических действий с рациональными числами и применять их при решении задач;
учащиеся должны уметь:
– находить модуль числа;
– сравнивать рациональные числа;
– выполнять арифметические действия с рациональными числами;
– находить коэффициент выражения.
План урока:
- Организационный момент (1 мин);
- Актуализация знаний (5 мин);
- Разминка (5 мин);
- Устно: Кто внимательнее?(3 мин)
- Выполнение теста (10 мин);
- Физкульминутка (2 мин);
- Творческое задание (10 мин);
- Домашнее задание (1 мин).
- Рефлексия (1 мин);
- Подведение итогов (2 мин);
Ход урока:
- 1. Организационный момент
Приветствие учеников, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.
- 2. Актуализация знаний
Учитель: итак, на прошлом уроке мы завершили изучение темы
«Рациональные числа и действия над ними». Эпиграфом к уроку я взяла слова А.П. Конфоровича: « Математика уступает свои крепости лишь сильным и смелым». Сегодня на уроке проявите свою смелость, покажите свои знания и умения по данной теме.
- 3. Разминка.
И первым этапом нашей работы будет разминка: «Проверь себя и своего товарища». Для этого каждый из вас выполняет самостоятельно задания в тетрадях, после проверку делает сосед по парте.
1). -96 + (-101) = 6). – – (-4) =
2). – – = 7). -15 * (-6) =
3). -9 + 4,3= 8). -0,8 * 3=
4). 65 + (-35) = 9). -6,3 : (-0,9) =
5). – 0,7= 10). 105 : ( -21) =
Критерии выставления оценок: «5» – 10-9 примеров
«4» – 8-7 примеров
«3» – 6 -5 примеров
Ответы:
1). -197 6). 3
2). -1 7). 90
3). -4,7 8). -2,4
4). 30 9). 7
5). -0,2 10). -5
- Кто внимательнее?
Учащимся раздаются карточки двух цветов, отвечая на вопросы они должны показывать ответы карточками, где черная карточка обозначает отрицательные числа, оранжевая – положительные.
– Команда «Астана» выиграла команду «Словения» со счетом 2:0;
– наибольшая глубина озера Балхаш 30 м;
– Высота пика Заилийского Алатау находится на высоте 4973 м над уровнем моря;
– Термометр показывает сегодня 13 градусов мороза;
– Доход фермера в этом месяце составил 15800 тенге.
– Высота пика Хан – Тенгри в Тянь – Шане 6995 м.
- 5. Тест: класс делится на 2 группы и выполняют совместно тест (при ответах используя правила действия над рациональными числами.)
- Выполните действия: 1). -2,7 + 6
А). 8,7 Б). -3,3 В). 3,3 Г). -8,7
2). 6 – 8
А). 15 Б). 2 В). -15 Г). -2
- Решите уравнение: 8,5 + у = -3,2
А). у=-11,7 Б). у=11,7 В). у=5,3 Г). у=-5,3
- Вычислите: -7,2 + (-4,8) + 7,2
А). -19,2 Б). -9,6 В). -4,8 Г). -12
- Укажите правильную запись противоположных чисел:
А). 0 и -10 Б). -10 и 10 В). -10 и -10 Г). 10 и 0
- Что называют координатой точки на прямой?
А). Число нуль.
Б). Число, показывающее любую точку на прямой.
В). Число, показывающее положение точки на прямой.
Г). Число, показывающее единичный отрезок.
- Физкультминутка.
Учитель называет числа. Если число отрицательное, то ученик приседает, если число положительно, то прыжок и хлопок.
10; -4; -8; ; 0; 3,5; – ; 9; 13 .
- 1). Кроссворд
Кроссворд № 1
- Известный немецкий математик.
- Число, показывающее положение точки на прямой.
- Какой знак ставим перед числом при делении чисел с разными знаками.
- Ни положительное, ни отрицательное число.
- Расстояние (в единичных отрезках) от начала отсчета до точки.
Кроссворд № 2
- Целые числа, отрицательные и положительные дробные числа.
- Какой знак ставим перед числом при умножении чисел с одинаковыми знаками.
- Модуль отрицательного числа – число …
- Прямая с выбранным началом отсчета, положительным направлением и единичным отрезком.
- Нуль …(больше или меньше) любого отрицательного числа.
2). Пока команды готовят кроссворды, один из учеников выходит к доске и решает задание:
Вычислите способом, который Гаусс использовал при сложении:
( -2) + ( -4 ) + ( -6 ) + ( -8 ) + ( -10 ) + ( -12 ) + ( -14 ) + ( -16 )
- Домашнее задание: гл. 3 № 644(1,3); № 645(1,3); №647(1,3).
- Рефлексия.
Мы закончили один из самых важных разделов школьного курса математики. Сегодня я хочу узнать с каким настроением вы проходили этот путь и с каким настроением вы уйдете сегодня с открытого урока. Поднимите смайлики, показывающие ваше настроение.
- Подведение итогов.
Спасибо за внимание!