Разработка урока в 9 классе на тему «Механизм электролитической диссоциации».
Казахстан,Северо-Казахстанская область,Тайыншинский район,с.Ильич
КГУ “Ильичевская СШ”
Учитель химии
Черняский Дмитрий Павлович
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері: Учебно – воспитательные задачи:
- познавательные: Знать: сущность процесса электролитической диссоциации; смысл ионных уравнений в свете представлений об электролитической диссоциации и о строении вещества; важнейшие свойства кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации; качественные реакции на катионы Li+, Na+, К+, Са2+, Ва2+, Сu2+, Аg+, Аl3+, NН4+, Fe2+, Fe3+ и анионы , , Сl–, Br –, I–; условия протекания реакций ионного обмена.
2. развивающие: развивать интерес к учебе и познавательной деятельности, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать; применять свои знания на практике;
воспитательные: воспитывать у учащихся самостоятельность, коллективизм, ответственность за себя и других членов коллектива; индивидуальной личностью формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические, патриотические качества личности, высокое чувство гражданского долга.
Мақсат:
Цель: Сформировать у учащихся основные понятие «электролитическая диссоциация» на основе атомно-молекулярного учения, теории электролитической диссоциации С.Аррениуса и гидратной теории растворов Д.И.Менделеева. Выявить причину электропроводности растворов, обсудить значение и применение теории. Лаболаторное оборудование https://www.intermedica.kz/
Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар: Оборудование, наглядные пособия:
Прибор для испытания веществ на эклектическую проводимость, карточки, р-р поваренной соли, сух. поваренная соль.
Сабақ түрі:
Тип урока: Обобщение знаний.
Әдіс-тәсілдер:
Методы: групповая работа , словесно – наглядные.
Сабақ барысы:
Ход урока:
Проверка домашнего задания
- Работа по мини – тестам (2 уч-ся)
- работа у доски (2 уч-ся)
- Работа классу Фронтальная беседа
Что такое оксиды?
На какие группы делятся оксиды?
Определение кислот?
Кислорода содержащие кислоты?
Где находятся металлы в периодической системе?
Признаки химических реакций?
Что такое аллотропия?
- Работа по карточкам (2 уч-ся)
Изучение нового материала.
Основные понятия: электролитическая диссоциация
Когда вещества растворяются в воде некоторые из них проводят электрический ток, а некоторые нет почему? Что происходит при растворении поваренной соли (NaCl) в воде. Многие химические реакции происходят в воде.
Выясним, нужен ли растворитель для протекания реакции и важна ли в этом случае природа растворителя. Возьмем концентрированную серную кислоту и опустим в нее цинк. Произойдет ли реакция? (Проводит лабораторный опыт.)
Медь реагирует с концентрированной серной кислотой при нагревании. При этом выделяется газ SO2 (пишут на доске уравнение реакции):
Cu +2H2SO4=CuSO4+SO2 +H2O
Медь реагирует с концентрированой серной кислотой при нагревании. При этом выделяется газ SO2 (пишите на доске уравнение реакции)
Почему серная кислота в растворе не реагирует с медью.
Проделаем еще один опыт. Смешаем сначала твердые вещества: гидроксид калия и сульфат железа (II), а затем их растворы. Реакция между твердыми реагентами не происходит, а в растворе образуется коричневый осадок. Запишите в тетрадях уравнение химической реакции:
2KOH + FeSO4 = Fe(OH)2 + K2SO4.
Из результатов опытов сделаем вывод, что вода в химических реакциях вовсе не пассивная среда. Под ее влиянием вещества испытывают изменения.При растворении происходит химическое взаимодействия растворенного вещества с водой, которое приводит к образованию гидратов, а затем они диссоциируют на ионы.
Рассмотрим процесс растворения электролитов в воде. Для этого придется вспомнить, что такое валентность и какие виды химической связи вам известны ковалентная полярная и неполярная, ионная, металлическая, водородная.
Ученики отвечают на поставленные вопросы. При рассмотрении ионной связи акцентируем внимание на модели кристаллической решетки хлорида калия, нитрата натрия. Ковалентную полярную связь повторяем на примере строения молекул воды, соляной кислоты.
Учитель. В целом молекула воды не заряжена. Но внутри молекулы Н2О атомы водорода и кислорода располагаются так, что положительные и отрицательные заряды находятся в противоположных концах молекулы (рис. 1). Поэтому молекула воды представляет собой диполь. Когда вещества растворяются в воде они распадаются на ионы.
КА К++А–
где КА- молекула электролита, К+– катион, А– – анион.
Механизм диссоциации существенными является вопрос о механизме электролитической диссоциации. В самом деле, почему электролиты диссоциируют на ионы? Ученые о химической связи помогает на этот вопрос. Легче всего диссоциируют вещества с ионной связью. Молекулы таких веществ, или “ионные пары” уже состоят из ионов. При их растворении диполи воды ориентируются вокруг положительного и отрицательного иона. Между ионами и диполями воды возникают силы взаимного притяжения, в результате чего связь между ионами ослабевает, происходит переход ионов из кристалла в раствор. При этом образуются гидрированые ионы, т.е ионы, химически связанные с молекулами воды. Механизм электролитической диссоциации KCl при растворении хлорида калия в воде состоит в последовательном отщеплении ионов натрия и хлора полярными молекулами воды. Вслед за переходом ионов К+ и Сl– из кристалла в раствор происходит образование гидратов этих ионов.
На основе примера из учебника растворение соляной кислоты ученики пишут в тетради диссоциацию бромоводородной кислоты при растворении в воде. Характеризуют что происходит (под влиянием полярных молекул воды ковалентная полярная связь превращается в ионную. Образовавшиеся ионы остаются связанными с молекулами воды – гидратированными).
Если растворитель неводный, то ионы называют сольватированными.
Закрепление: 1. Составьте уравнения диссоциации следующих электролитов: нитрата меди, карбоната натрия, гидроксида натрия, хлорида стронция, сульфата лития, сернистой кислоты, хлорида меди(II), сульфата железа(III), фосфата калия, нитрата железа, сероводородной кислоты, бромида кальция, гидроксихлорида кальция, нитрата натрия, гидроксида лития.
Рефлексия Письмо самому себе Учащиеся кратко записывают, как чувствовал себя, с каким настроением работал, в чем затруднения. Заполняют таблицу что я знал, что я узнал, что я хотел узнать.
Үйге тапсырма беру:
Задание на дом: повторение темы . Запись в тетради. П. 4 стр.12- 16 № 5-9 дописать уравнения дисоциации. солей CuSO4, NaNO3, ZnCl2.