Разум и воля
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Аккайынский район, c. Астраханка
КГУ «Астраханская Средняя школа»
Учитель самопознания
Сарсембаева Махаббат Сериковна
План урока самопознания Дата: Урок № 1 Класс 7
Тема: Разум и воля Ценность: образ собственного «Я» Качества: самопознание, интерес к себе
Цель: углубить представления учащихся о познании самого себя через раскрытие значения понятий «разум» и «воля».
Задачи: расширение знаний о понятиях «разум», «воля»; развитие интереса к познанию своих возможностей; воспитание стремления понимать себя. |
Ресурсы: (инструментарии, сведения)
|
Ход урока:
Организационный момент Позитивный настрой Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши руки лёгкие, лёгкие, ваши ноги лёгкие. Все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …. Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на поляну. Улыбнитесь своему облаку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облаке. |
|
3. Позитивное высказывание (Цитата урока)
Разум есть основа всякого добра, ключ к каждому желанию, и никому не обойтись без него. Он приобретается опытом и образованностью. Разум таится в человеке: не виден он, пока не обнаружит его образованность и не даст ему силы и опыт; когда же утвердится он, то первым устремляется к добру и отгоняет всякий вред. Абдаллах ибн Аль-Мукаффа |
Как вы понимает данное выражение? |
4.Рассказ истории (Беседа)
К мудрецу пришёл человек и взмолился: О мудрый, помоги мне познать разум и чувства. Когда я слушаю свой разум, страдают мои чувства. Когда я следую чувствам, разум мой кричит от возмущения. Как совладать с ними? Где найти золотую середину между ними? Мудрец выслушал человека и сказал: Представь повозку, в которой едет по своим делам человек. В эту повозку запряжены кони, ими правит возница. В воображении человека возникла добротная повозка с лакированными колёсами, красавцы кони и важный возница. А теперь, – продолжил мудрец, – давай подумаем. Если дать волю коням – они помчат, куда им вздумается, и следом понесут повозку с ездоком и возницей, и может случиться беда. Если же возница не знает дороги – он собьётся с пути, и ездок не доедет до нужного места. Так вот запомни: повозка – тело человека, кони – его чувства, возница – разум, а ездок в повозке – душа. Для того, чтобы с ездоком-душой и повозкой-телом ничего не случилось и кони-чувства слушались возницу-разум, необходимо научиться управлять ими. Твой главный помощник в этом деле – воля. Только человек с сильной волей сможет управлять своим разумом и властвовать над своими чувствами. |
Какой совет дал мудрец?
В чем отличие воли человека от его разума и чувств? В чем смысл притчи?
|
5. Творческая работа. Групповая работа.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему. Семиклассник Асыл уныло смотрел на учебник физики. И вздохнув, открыл нужную страницу и стал делать задание на дом. После десяти минут безуспешного труда Асыл потерял терпение. – Ну, не получается у меня! Я ничегошеньки не понимаю в этой физике! – сердясь на себя, сетовал Асыл. Успокоившись, он стал рассуждать: – Если гора не идет к Магомеду, значит, Магомед идет к горе! Так? Так. Значит, мне самому необходимо разобраться в моей неудаче с физикой, ведь наука не виновата, что я ее не понимаю. Первое, что я сделаю, – искреннее заинтересуюсь физикой, ведь это наука о закономерностях окружающего нас мира и явлениях природы. А мне хочется узнать о нашем мире как можно больше. Второе, – настроюсь на удовольствие от занятий физикой, которые поднимут мое настроение. Вот тогда мне станет легко и весело на душе! Через две недели одноклассники просили Асыла разъяснить им ту или иную задачу по физике, удивляясь тому, как легко он усваивает новые трудные темы. |
Какие трудности испытывал Асыл при выполнении заданий по физике?
Как вы думаете, какова причина этих трудностей? Какое решение принял Асыл для преодоления трудностей? Какие качества помогли Асылу понять физику? 1группа:Перечислите три самых важных качества, которые характеризуют разумного человека. Приведите пример. 2 группа: Назовите три отрицательных качества, не свойственных человеку с сильной волей. Приведите пример. |
6. Групповое пение. «Человек из дома вышел»
слова С.Пожлакова муз. А.Ольгина Поднялся рассвет над крышей, Человек из дома вышел, Поглядеть на жизнь поближе Вздумал с утра. Человеку много ль надо? У него на сердце радость, Он смеется снегопаду, Солнцу в небе и ветрам. Припев: Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля Ля-ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля Солнцу в небе и ветрам. Человеку много ль надо? Надо, чтобы друг был рядом, Песня чтоб была на случай, Случай любой, Чтобы дома не забыли, Чтобы следом письма плыли, Чтобы в этих письмах были, Были строчки про любовь Припев: Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля Ля-ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля Были строчки про любовь. Человеку много ль надо? Чтоб в природе был порядок, И была бы жизнь длиннее, чтобы шагать, Чтоб не терла плечи ноша, Повстречать людей хороших, Да и счастье тоже надо, Тоже надо повстречать. Припев: Ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля-ля-ля Ля-ля-ля-ля-ля-ля ля-ля-ля Ля-ля-ля-ля-ля Счастье надо повстречать. Счастье надо повстречать. Счастье надо повстречать. |
|
7. Домашнее задание.
Урок №2 учебник стр8. Чтение текста: «Жизнь дана на развитие» |
|
8. Заключительная минута тишины.
Звучит тихая, спокойная музыка: Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердца раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки. |