Развитие функциональной грамотности через новые подходы в обучении
Казахстан, Карагандинская область, г. Сарань
КГУ ОШ №16
Учитель биологии
Першина Елена Дмитриевна
«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».
Я.А.Коменский
«Гуляя в тенистой роще, древнегреческий мудрец беседовал со своим учеником. «Скажи мне, – спросил юноша, – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом, имел великих учителей. Неужели для тебя существуют хоть какие-то неясные вопросы?»
В раздумье мудрец очертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. «Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но все, что осталось вне этих кругов, – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с неизвестностью. И чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов».
На современном этапе развития общества человека окружает мощное информационное поле, в котором нелегко ориентироваться не только ребёнку, но и взрослому. Как научить ребенка разбираться в большом потоке информации, которую он получает ежедневно. Сегодня учащимся приходится учить огромное количество сложного, зачастую непонятного материала по всем учебным предметам. Нагрузка увеличивается не только на ученика, но и на учителя. Встает целый ряд вопросов:
- Как помочь усвоить этот материал?
- Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников?
- Как вовлечь учеников в образовательный процесс?
- Как научить учиться?
Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Ученые проводят объемные исследования о путях изменения характера обучения, о возможных способах превращения школьной рутины в увлекательный процесс. Учителя школ, путем проб и ошибок, ищут способы сделать урок интересным и помочь ребенку полюбить школу как место, где он не зубрит, а открывает для себя сложный мир. И находят. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению. Очень важно воспитать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания ориентироваться в стремительном потоке информации. Все это требует сейчас иных, нетрадиционных подходов к приобретению знаний. Каждый учитель должен досконально знать, не только чему учить, но и как учить на строго научной основе.Можно конечно работать «по-старому», традиционно рассказывая детям параграф, читая лекцию. Но гораздо важнее научить их самих добывать знания.В этих условиях человеку необходимо обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, умений и навыков, но, главное, уметь ориентироваться в информационном пространстве, быть способным ставить перед собой цель, уметь адекватно себя оценивать и прогнозировать развитие дальнейших событий. Другими словами, в современном обществе сформировались объективные условия, требующие от человека естественнонаучной грамотности на основе сохранения целостности социальной культуры.
Главной целью образования становится «обеспечение самоопределения личности, создания условий для самореализации».
Установлено, что предпосылкой развития компетенции личности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. Функциональная грамотность – степень подготовленности человека к выполнению возложенных или добровольно взятых на себя функций.
Формирование функциональной грамотности на уроке – условие развития компетентностей учащихся.
Процесс развития функциональной грамотности осуществляется на основе формирования навыков мышления средствами учебных дисциплин, исходя из предметных знаний, умений и навыков. Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде заданий, а формой организации – проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т.е. в функциональную грамотность.Перед учителем стоит цель сделать урок, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.
Мы часто задаемся вопросом: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания?На уроках биологии, где приходится часто работать с «сухими» и неинтересными текстами, актуальна технология критического мышления.Критическое мышление – навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Актуальность формирования критического мышления на уроках биологии в том, что биология наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннего гармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении биологии знания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочь выпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все это обуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления на современном этапе.Приемы данной технологии позволяют сделать урок более продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.Человеческое восприятие устроено таким образом, что ему сначала надо настроиться, вспомнить, что известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, подумать, для чего ему понадобятся полученные знания, и как их можно применить. А технология развития критического мышления, в полной мере отвечает этим этапам.Эта технология хороша ещё и тем, что на уроке создается психологически комфортная среда. Здесь можно ошибаться, заблуждаться, потому что есть возможность исправить свои ошибки. В основе технологии лежит деятельностный подход, что позволяет изменить характер взаимодействия между учителем и учениками, создает в классе обстановку культуры общения, доверия и доброжелательности и конечно успешность в освоении предмета. В основе развития критического мышления лежат три последовательных стадии: вызов – осмысление новой информации – рефлексия, и на каждой стадии используются различные приёмы в зависимости от темы урока, от учебных возможностей класса.С точки зрения традиционного урока эти этапы, не представляют для учителя новизны. Вместо «вызова» более привычно для учителя – актуализация знаний. А «осмысление» -это изучение нового материала. Рефлексия в традиционном уроке – это первичное закрепление материала и итоги урока.
Что же принципиально нового несёт в себе технология развития критического мышления? Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя — в основном координирующая. Элемент новизны – это методические приёмы учебной работы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития личности ученика.
Практика работы в школе показывает, что технология развития критического мышления наиболее приемлема на вводных уроках, уроках изучения и первичного закрепления новых знаний. Данная технология представляет собой педагогическую систему, направленную на формирование у учащихся аналитического мышления, позволяет детям самостоятельно добывать знания, развивает мыслительные способности, т.к. дети должны сформулировать, убедительно аргументировать свою мысль и донести ее суть до слушателя, т.е. обучая партнера, обучаешься сам. Теоретически всё просто, а на практике существуют определённые трудности: учителю приходится перестраивать всю работу на уроках, тратить значительно больше времени на подготовку, потому, что нет готовых методических разработок, не на каждом уроке можно применить данную технологию, и пожалуй, самое главное – это катастрофическая нехватка времени на уроке.
А польза технологии очевидна. Школьник, умеющий критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Он более успешен в изучении предмета и легче адаптируется в жизни.
Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, т.к. все эти функциональные навыки формируются именно в школе.
В Казахстане был разработан Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников. Цель Национального плана – создать условия для развития функциональной грамотности школьников Республики Казахстан.
При формировании функциональной естественно научной грамотности учащихся, значимым является включение в урок заданий формата PISA. Пример задания «Профилактика СПИДА» 10 класс.
В статье « Виноваты ли зеленые мартышки?» говорится о причине возникновения этой инфекции.
Первоначально наиболее вероятными считались две гипотезы, объясняющие возникновение СПИДа: так называемые «обезьянья» и «африканская». Первая исходила из близкого сходства вируса, встречающегося у зеленых мартышек, и вируса СПИДа у людей. Однако «обезьяний» не разрушает белые кровяные тельца, что вызывает смертельный исход, и к тому же не передается от животных к человеку. Зато вокруг «африканской» версии разгорелась острая борьба: пробы крови, взятые у африканцев с начала 1984 года, давали положительную реакцию на наличие антител, то есть защитных веществ, вырабатываемых организмом против вируса. Прошло некоторое время, прежде чем удалось решить проблему сбора и хранения анализов крови в условиях Тропической Африки. После тщательной проверки все широко разрекламированные «положительные» результаты в действительности оказались отрицательными. Трое видных ученых-вирусологов — английский врач Джон Сил, французский профессор Жак Лейбович и иммунолог из ГДР Якоб Сегал — независимо друг от друга пришли к выводу, что вирус СПИДа не продукт природы, возникший вследствие естественных мутаций, он создан человеком. Новый вирус СПИДа — это не получившийся, не вполне осознанный или недооцененный результат опытов, проводившихся в США в рамках военно-биологических исследований. Он был опробован на «добровольцах» из числа преступников, отбывавших длительные сроки тюремного заключения, которым за риск обещали помилование. В ходе этого эксперимента, дополняет газета «Гани-ан тайме», четверо подопытных умерли, остальные получили свободу. При этом специалисты в Форт-Детрике допустили роковой просчет: они не учли, что инкубационный период СПИДа у разных людей различен. В результате оказавшиеся на воле «подопытные кролики» стали разносчиками смертельной болезни
- 1. Возбудителями СПИДа являются:
А. флавивирусы
Б. ретровирус
С. пикорнавирус
Д. ортомиксовирус
- По диаграмме определите, в каких странах наибольшее количество ВИЧ- инфицированных?
Отметить «ДА»/ « Нет»
Индия и Нигерия или Южная Африка и Индия
- Из статьи « Виноваты ли зеленые мартышки?»
В репортаже, опубликованном в парижском еженедельнике «Пуэн», описывается, как домохозяйка перестала заходить в бистро, инженер – бывать на вечеринках, манекенщица – посещать сауну.
Как вы считаете, это верный выход из данной ситуации?
- Какая версия о возникновении СПИДА, по вашему мнению, является верной и почему?
- Выясните суть, что не учли ученые в своих исследованиях при ВИЧ инфицировании , когда они предоставили свободу заключенным?
- Как по вашему мнению, СПИД , является глобальной проблемой для населения нашей планеты?
При формировании функциональной грамотности у учащихся огромное значение имеет включение в урок разнообразных нестандартных задач и заданий . Например: Логическая задача Чарльза Дарвина.
Именно её он задал коллегам-учёным на заседании научного общества для того, чтобы проиллюстрировать, что всё в природе взаимосвязано:
-Какая существует связь между числом старых дев, проживающих в Англии, и удоем коров (количеством молока, которое дают коровы?
Ответ:(Больше старых дев, больше одомашненных кошек, меньше истребляется мышей, больше разоряют мыши гнёзда шмелей на полях, меньше опыляется клевера, меньше качественного корма для коров, меньше молока).
Большое значение в формировании функциональной грамотности имеет введение заданий на интеграции и аналогии.
Примеры интеграции и аналогии из книги В. А. Бак « Биология языком сердца»
Мир двойственен и эта двойственность заложена в ДНК Молекулярная основа жизни – нуклеиновые кислоты ДНК и РНК. Они в своей структуре многократно повторяют симметрию пятого порядка, утверждающую жизнь.
В числовых параметрах ДНК присутствуют цифры 1, 2, 3, 4. Это, по утверждению пифагорейцев, тетраксис, лежащий в основе Мироздания.
Одна спираль состоит из двух, две противоположности объединены в одно целое: 2 в 1. Согласно пифагорейской традиции 1 – это Бог, для его проявления в мире материальном необходимо число 3 – это символ устойчивости мира и его божественного устройства. Бог предстает перед людьми в виде Святой Троицы.
4 – сумма 3+ 1. Нуклеотидов, исходя из этих рассуждений, не могло быть больше 4 (аденин, гуанин, цитозин и тимин), иначе нарушилось бы гармоническое построение ДНК
Функциональные навыки формируются именно в школе.
Функциональная грамотность личности -это
Личностные Общеучебные умения
- Л-Любознательность Организационные
- И- интерес Интеллектуальные
- Ч- человечность Оценочные
- Н-нестандартность Коммуникативные
- О- ответственность
- С-самостоятельность
- Т- творчество
- Ь-?
Соответствовать времени – вот главная задача педагога и ученика. Закончить свое выступление хочу словами Л.Н. Толстого « Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать. Так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений.»
Ресурсы:
1.Постановление Правительства РК «Об утверждении Национального
плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на
2012-2016 годы»
2.Блум Б.С., Кратволь Д. (1956). Таксономия целей обучения. Нью Йорк:
Лонгман.
- Блум Б.С. (1956). Классификация учебных целей. Нью Йорк: Лонгман.
Блэк П., Уильям Д. (2009). Педагогические исследования: формативное
оценивание. Британский научный журнал исследований №29.
- ОЭСР (2014). Обзор национальной образовательной политики. Среднее образование в Казахстане
Интернет-ресурсы:
festival.1september.ru
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/vTnRf3mr3REhDW