Развитие навыков критического мышления при составлении сиквейнов и диамант
Современные социально-экономические и общественно – политические изменения в обществе ставят учителя перед необходимостью развивать у своих учеников способность критически мыслить. В Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня читаем: Критическое мышление представляет собой дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу, синтезу, информации, полученной в результате наблюдении, опыта, размышления или рассуждения. Именно умение критически мылить позволит ученикам успешно справляться с требованиями 21 века, поможет глубже понять то, что они изучают, делают. Последние 5-6 лет я пытаюсь работать по технологии развития критического мышления через чтения и письмо.
Во – первых, критическое мышление самостоятельно, поскольку мышление может быть критическим только тогда, когда каждый ученик формирует свои идеи и убеждения, дает оценку фактам и событиям, и, что особенно важно, высказывает свое мнение.
Во – вторых, информация становится отправным пунктом критического мышления, но не конечной целью. Для того, чтобы дать собственно оценку чему-либо, необходимо сначала накопить все, что связано с данной проблемой.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов или определения проблем, которые нужно решить.
В – четвертых, любое мнение не должно быть голословным, т.е. критическое мышление стремится к убедительной и веской аргументации. Здесь уместны личный или чужой опыт.
В – пятых, критическое мышление социально. Несомненно, что всякая мысль, идея проверяется и оттачивается, если ею поделиться с другими. Как сказал один философ, «совершенство может быть достигнуто только в чьем – либо присутствии».
Все пять особенностей критического мышления могут воплощаться в различных видах учебной деятельности, и использоваться могут многие методические приемы, очень эффективными, на мой взгляд являются составление синквейна и диамант.
Синквейн – это стихотворение из 5 строчек, каждая из которых имеет строгое содержание и определенную форму: 1-я – существительное, задающее тему стихотворения; 2-ая – два прилагательных к данному существительному; 3-ая – три глагола к данному существительному; 4-ая – смысловая фраза, 5-ая- синоним теме или одно заключительное слово (предложение), определяющее эмоциональное отношение ко всему сказанному. Приведу примеры моих учеников.
- Осень
- Разноцветная, великолепная
- Приходит раскрашивает, удивляет
- Я не люблю осень
- Время года
Я использую синквейн в качестве интерпретации чужого текста, способа конспектирования, сжатия информации или описания чего – либо или кого- либо. При изучении творчества Бориса Пастернака ребята составляли синквейн
«Пастернак – человек»
- Пастернак – человек
- Умный, порядочный
- Жил, писал, трудился
- Мне интересно творчество Пастернака
- Гражданин
Соглашусь с Д.Клустером в том, что все необходимые стороны критического мышления лучше всего проявляться в письменной работе. Для ребят очень ценно что к их работе относятся с уважением, что они получили возможность поделиться своими мыслями, а мысль и творчество едины. Л.С. Выготский считал, что «в каждодневной жизни творчество –необходимое условие существования, и все, в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».
И синквейн и диаманта – это приемы, воспитывающие и творческое начало в ученике, потому что у критического мышления есть органичная связь с творческим мышлением.
Обращаясь к диаманте на своих уроках я отрабатываю навыки анализа текста, развиваю внимание учащихся к слову, побуждаю ребят анализировать свои ощущения, а самое главное он вовлекает в процесс творчества ребят с разным уровнем подготовки по предмету.
Диаманта – это семистишие
Диаманта
1 строка – тема
2 строка – 2 прилагательных
3 строка – 3 действительных причастия
4 строка – ассоциация 4 существительных
5 строка – 3 причастия действия
6 строка – 2 прилагательных определения
7 строка – существительное, противоположное пониманию сути взаимосвязи понятий, противоположных значению темы.
На уроке литературы по изучению творчества Пастернака ребята составляли диаманту на тему: «Пастернак – поэт»
- Пастернак – поэт
- Необычный, талантливый
- Писавший, творивший, сочинявший
- Издательство, стихи, роман, премия
- Публиковавший, издавший, не получивший
- Известный, знаменитый,
- Прозаик
Еще использую диамант на уроках развития речи по русскому языку, связанных с описанием, например, времен года
- Лето
- Жаркое, знойное,
- Палящее, душащее, расслабляющее
- Солнце, пляж, река, загар
- Отдыхающая, восхищающая, удивляющая
- Морозная, великолепная
- Зима.
В результате использования этих двух приемов получаются оригинальные законченные произведения со своей специфической структурой. Конечно, каждый по – своему воспринимает прочитанное, увиденное, услышанное.
Ребята, овладевшие синквейном и диамантой состоялись: у них нет, проблем с адаптацией, они имеют свое мнение и убедительно аргументируют его, а это сегодня, пожалуй, самое главное.