Развитие творческих способностей детей в 1-4 классах
Казахстан, Северо–Казахстанская область, Кызылжарский район, с. Надёжка
КГУ «Надеждинская основная школа»
Учитель начальных классов
Нетесова Любовь Анатольевна
(ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ)
“Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьезной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нем властелином”. ( Ш.А. Амонашвили).
Интеллект – это совокупность умственных способностей человека. И от того, насколько он своевременно и успешно развивается, во многом зависит насколько ребенок в будущем сможет разобраться в самом себе, реализовать собственные возможности с большей пользой для себя и отдачей для общества.
Дипломы с сопровождением под ключ http://www.akademik.su/uslugi/diplomnaja-rabota
И поэтому целью своей работы я ставлю развитие интеллектуальных способностей детей.
Можно ли добиться того, чтобы ребенок стал “умнее”, “способнее”, “одареннее”? Конечно, если развитием умственных способностей заниматься так же регулярно, как тренируются в развитии силы, выносливости и других подобных качеств. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует активно, самостоятельно находит верные решения в нестандартных ситуациях – результат обязательно будет. От этого зависит обучение в целом. Дети проявляют особый интерес и активность тогда, когда им дается что-то новое, более сложное, когда надо придумать, догадаться, выбрать, сделать вывод.
Практически на каждом уроке ввожу различные виды упражнений, направленные на развитие интеллектуальных способностей. Виды упражнений и их последовательность, как правило, меняются. Это определяется многим: учебным предметом (математика, русский язык, литература, окружающий мир); целью и задачами урока; характером ypока (изучением нового материала, повторением пройденного); ypoвнем развития учеников.
Интеллектуальное развитие ребенка начинается на ранних этапах становления личности, поэтому я считаю, что работу по развитию интеллекта нужно начинать с первого класса. Уже на уроках обучения грамоте ввожу упражнения:
- Найти лишнюю букву, предмет, слово.
м, н, л, а, р ла/па, ма/ши/на, кни/га, ле/то
- Выбрать существенный признак предмета.
Сад (растение, собака, забор, лопата, земля)
3.. По данным признакам догадаться, о каком предмете идет речь.
Продолговатый, зеленый, твердый.
- Распространить предложения, добавляя по одному слову.
Мальчик рисует.
Маленький мальчик рисует.
Маленький мальчик рисует животных. (И т.д.)
- Заменить одно слово в предложении.
Дружные ребята бегут в школу.
(мальчики, девочки, школьники, ученики, первоклассники)
На уроках русского языка стараюсь подбирать такие упражнения, которые интенсифицируют процесс развития целого ряда качеств: внимания, памяти, мышления, наблюдательности, речи. При выполнении каждого учебного задания ученики используют различные виды речи: внешнюю и внутреннюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую, они совершают несколько умственных операций: сравнение, группировку, обобщение. В программный материал начальной школы достаточно включено таких тем, которые позволяют построить задания на материале, требующем разных вариантов написаний, в том числе и задания на группировку.
Основное условие группировки на уроках русского языка – самостоятельное выявление в предложенных словах разных вариантов написания: большая (заглавная) буква – маленькая (строчная) буква; мягкие согласные, обозначенные гласными, – мягкие согласные, обозначенные мягким знаком; звонкие согласные – глухие согласные; слова с непроизносимыми согласными – слова без непроизносимых согласных и ряд других правил. Появляется возможность формировать понятие о двух видах орфограмм на различном материале, что способствует систематизации знаний.
Чтобы все ученики справлялись с заданиями на группировку, нужна определенная организация их выполнения, преследующая цель индивидуализации хода выполнения. Для этого учебные задания на группировку необходимо дифференцировать, варьировать по уровням трудности, которая должна быть отражена в самой формулировке задания.
Уже к концу первого года обучения в умственной деятельности учащихся происходят существенные изменения. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению, нацеленному на решение определенной задачи.
Качественно иной характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти. От механических приемов они переходят к овладению способами эффективного осмысленного запоминания. Существенное развитие получает их слуховая, зрительная память. При работе с простейшим лингвистическим материалом учащиеся уже используют приемы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений. Дальнейшее развитие важнейших интеллектуальных качеств учащихся на втором году обучения предполагает определенные изменения в характере их познавательной деятельности, реализацию новых направлений, применение новых способов и приемов интеллектуальной работы, отмечаю одно принципиально важное обстоятельство: в течение учебного года задания, выполняемые учениками на каждом структурном этапе урока, постепенно усложняются. Усложнение заданий сопровождается увеличением доли участия детей в организации учебного процесса.
Обучение русскому языку в начальных классах предоставляет большие возможности в работе над развитием мышления школьников.
Развивая пытливость ума, приучая ребенка к осмыслению материала, к разностороннему рассмотрению различных языковых явлений, закладываются основы успешной мыслительной деятельности учащихся, без которых невозможно усвоить абстрактные лингвистические понятия и орфографические правила. Я стараюсь активно работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения русскому языку, так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, формировал лингвистическую компетентность и орфографическую грамотность, а с другой стороны, всемерно развивал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
На своих уроках в системе провожу работу по развитию умения обобщать по числам, родам, падежам, склонениям, частям речи, лицам, по составу, по количеству слогов и т.д. Часто даю задания дополнить определения, где пропущены главные слова в середине определений или в конце. Найти ошибку в определении, заменить предложение или словосочетание одним словом.
Это помогает ребенку, не заучивая (зазубривая) определения, восстанавливать их в памяти в любое время. На своих уроках стараюсь учить детей подмечать закономерности, делать выводы, доказывать, выдвигать гипотезы, оспаривать свою точку зрения.
Словарный запас школьников ограничен, поэтому ещё одной из своих главных задач я ставлю обогащение словарного запаса учащихся. Для этого использую задания вида:
– Найти в тексте незнакомые слова и узнать в словаре их значение.
– Подобрать к слову синонимы, антонимы.
– Объяснить прямое и переносное значение слов.
– Работаем со словарями разного вида (толковый, орфографический, словообразовательный, фразеологизмов).
– Подобрать пословицу или поговорку.
– Объяснить или дополнить фразеологизм. Подобрать нужный фразеологизм.
– Составить кроссворд по прочитанному произведению.
Продолжая разговор об интеллектуальном развитии, нельзя не заметить, что у детей возникает потребность реализовать себя в придумывании, самостоятельном создании творческих заданий. Например, на уроках литературного чтения мы делаем рекламу художественной книги, которую прочитали, или создаем отзыв о прочитанных книгах, учимся выражать мысли “другими словами”. Устраиваем конкурсы на лучшую загадку, стихотворение, сказку. Присуждаем премии за самую веселую и остроумную скороговорку. Пишем сочинения-миниатюры по картине, отзывы по прочитанному произведению, по наблюдениям учащихся, по заданной теме. Одним из любимых видов работы у детей является разгадывание ребусов, кроссвордов, пробуют сами писать стихотворные строки.
Дети учатся оперировать сложными речевыми понятиями, таки ми как: “следовательно”, “возможно”, “я думаю”, “я считаю, “можно сделать вывод” и другими.
Многие задания по математике – это “маленькие” проблемные ситуации, которые дают толчок мысли и продвигают учеников к новым “открытиям”. Уже с первого класса на математике дети классифицируют по форме, цвету, размеру. Самостоятельно составляют выражения по данным действиям, решают сложные задачи по схемам, составляют условия задачи, если дана только схема.
На уроках в 1-м классе я часто использую логические числовые цепочки.
Дан ряд чисел: 6, 9, 12, 15. Нужно найти закономерность в расположении чисел и продолжить ряд до седьмого числа. Во 2 классе такая работа продолжается. Дан ряд чисел: 0, 6, 12, 18, … или 2, 4, 6, 10, 16, … Найди закономерность в расположении чисел и продолжи ряд на 5 чисел.
Во 2 классе примерами логических задач являются задачи, где предлагаю детям решить задачу с помощью рисунка. “В доме, где живут Таня, Лида, Миша и Сережа, 20 этажей. Миша живет на 16-м этаже, а Сережа – ниже 20-го. Обе девочки живут выше Миши и ниже Сережи. Таня живет выше Лиды. Кто на каком этаже живет?”
Учащиеся предложили 2 варианта: одни нарисовали дом с 20 этажами, а другие только несколько этажей, но предположили, что это этажи с 15-го по 20-й. Хотя решение у всех было правильным, мы задумались над вопросом: “А все ли этажи дома нужно было рисовать?” Каждый ребенок, доказывая свою правоту, постепенно пришел к выводу, что было достаточно последних шести этажей.
А каким благодатным материалом для развития умственных способностей ребенка является заложенный в программе геометрический материал!
Ведь геометрия как наука напрямую нацелена на приведение в порядок ума. Именно геометрия как никакой другой предмет способствует развитию мышления и таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, конкретизация, обобщение, классификация и абстрагирование. Даю задание.
- Продолжи ряд. Какие фигуры ты здесь нарисуешь? Почему?
- Установи закономерность и продолжи ряд, состоящий из геометрических фигур:
Исходя из возрастных и психологических особенностей младших школьников, особое внимание уделяю пополнению имеющейся копилки и еще более активному использованию игровых форм и приемов обучения. Это позволило мне облегчить процесс усвоения детьми некоторых достаточно сложных геометрических понятий и представлений , решать задачи по развитию логики, воображения и в целом интеллектуального развития ребенка.
Вот примеры некоторых наиболее результативных, а потому часто используемых мною игр:
Игра “Лишняя фигура”
(Игра на убывание геометрических фигур). На доске модели фигур:
остроугольный треугольник;
круг;
четырехугольник с двумя прямыми углами, острыми и тупыми углами (прямоугольная трапеция);
прямоугольный треугольник;
прямоугольник;
квадрат.
Учитель: Подумайте и скажите, какая фигура “лишняя” и почему?
Учитель: Среди оставшихся фигур, какая будет “лишней”?
Учитель: А теперь которая будет “лишней”?
Учитель: Осталось три фигуры. Какая среди них “лишняя”?
Учитель: Остались прямоугольники. “Лишним” будет тот прямоугольник, который имеет меньше названий.
В заключение дети выясняют, что нужно убрать прямоугольник, т.к. квадрат имеет больше названий. С помощью данной игры осуществляется развитие логики, а также таких мыслительных операций, как сравнение, анализ и синтез.
Игра “Внимание – угадай-ка”
В ходе игры “Внимание – угадай-ка” учащиеся внимательно наблюдают последовательность трех изображенных фигур. Устанавливают закономерность и рисуют уже четыре фигуры. Выполнение таких заданий развивает сообразительность, умение сравнивать, анализировать и открывать скрытые зависимости, последовательности, связи, логику изменения фигур.
Игра “Кирпичики”
Эта игра – своеобразная гимнастика для ума. Она способствует развитию у учащихся пространственного мышления, формирует умение обоснованно рассуждать.
В игре выполняются три вида заданий:
построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям;
сделать чертежи по построенной модели;
сконструировать новые модели и составить чертежи к ним.
(Автором игры является Борис Никитин.)
Я убедилась, что успешность обучения по всем предметам зависит от интеллектуального развития ребенка, независимо от того, математика это или труд, литература или рисование.
Вся проводимая работа дает свой зримый и прогнозируемый результат по развитию интеллекта детей:
– учащиеся активно, без страха перед трудностями включаются в выполнение заданий интеллектуального характера и в основном справляются с ними,
– с удовольствием и настойчивостью решают нестандартные задачи, предлагая порой самые неожиданные варианты их решения,
– увлеченно берутся за придумывание и составление собственных творческих заданий на развитие логики и воображения и т.д.
Таким образом, знания и способы интеллектуальных действий приобретаются в процессе выполнения множества разнообразных развивающих заданий. Успех выполнения развивающих заданий вызывает сильные эмоциональные явления, в том числе так называемое чувство “умственной радости”
И меня радует то, что у учащихся четвёртого класса по сравнению с первым классом значительно повысился уровень развития всех основных мыслительных процессов, о чем свидетельствуют данные диагностики, проводимой школьным психологом.
А значит, мною выполняется поставленная перед собой задача по активизации и совершенствованию работы по интеллектуальному развитию детей.
Как известно, одна из важных характеристик выраженности интеллекта у детей – темп развития. С возрастом интеллект не просто возрастает, он становится иным. С годами изменяются сами свойства интеллекта и их структура. То есть, существует своеобразие интеллекта, которое обнаруживает, что каждый период детства имеет свои достоинства и даже свои преимущества.