Решение логических задач
Казахстан, г. Костанай
ГУ «Школа-гимназия №3»
Учитель начальных классов
Марзабаева Людмила Ивановна
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | 1.2.4.4 решать простые логические задачи (задачи истинности, на соответствие)
|
||||||||||||||||||||
Цели обучения | Все учащиеся будут: решать простые логические задачи (задачи истинности, на соответствие);
Большинство учащихся будут: комментировать простые логические задачи (задачи истинности, на соответствие). Некоторые учащиеся будут: составлять простые логические задачи (задачи истинности, на соответствие) из жизни. |
||||||||||||||||||||
Языковая цель | Учащиеся могут: комментировать решение простых логических задач (задачи истинности, на соответствие);
Предметная лексика и терминология: отрицание “не”, условие “если…то” Серия полезных фраз для диалога/письма Обсуждение: Почему удобно решать такие задачи в таблице, используя круги Эйлера-Венна? В какой последовательности надо решать задачи (составь и опиши алгоритм решения)? Письмо: запись условия задачи в таблице, кругах
|
||||||||||||||||||||
Ключевые слова и фразы:
Письмо: запись условия задачи в таблице, кругах |
|||||||||||||||||||||
Предыдущее обучение | Задачи | ||||||||||||||||||||
План | |||||||||||||||||||||
Планируемые сроки | Планируемые действия (замените ниже запланированными действиями) | Ресурсы
|
|||||||||||||||||||
Начало урока
|
Орг. момент.
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Торопись скорее в класс, Интересно здесь у нас! – Улыбнулись друг другу, подарите и мне, нашим гостям и друг другу свои улыбки. Спасибо! Улыбка располагает к приятному общению. Такой улыбкой можно творить чудеса.
– Сегодня мы отправимся в сказку. -Хотите узнать, в какую сказку мы с вами отправимся? Ответьте на мои вопросы. – Какой у нас сейчас урок? – Чему мы учимся на данном уроке? – А что значит слово «логика»? (Логика-наука о правильном мышлении. Искусство рассуждения. Наука здравомыслия. В любой науке логика служит одним из основных инструментов) – Что помогает развивать логику мышления? – Тема урока: «Решение логических задач» – Кто определит цель сегодняшнего урока? – Существует множество задач: головоломки, шарады, ребусы, кроссворды, задачи рисунки, логические задачи, задачи – шутки и т. д. И сегодня мы продолжим учиться их решать. -Вы поделены на команды, что это означает?
– А теперь отгадайте название нашей сказки. (Гуси – лебеди Geese and swans(гис энд свэнс) Қаздар-аққулар)
Вводные задания.
-Итак, слушайте. Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. -Доченька, – говорила мать,- мы пойдём на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что её приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси – лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях. Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда – сюда – нету! Она его кликала, слезами заливалась, братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси – лебеди и пропали за тёмным лесом. Тут она догадалась, что они унесли её братца: про гусей – лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили к Бабе – Яге. Бросилась девочка догонять их.
(К )«Мозговая гимнастика» –А бежать далеко, а бежать нелегко. Поможем девочке? – Нужно ответить на мои вопросы: Подземная железная дорога?(метро) Главная песня государства? (гимн) Сколько солнце раз в году встает? (365 или 366) Сколько минут в 3 часах? (180) Что тяжелее пуд пуха или пуд железа? (одинаково) Когда сутки короче зимой или летом? (одинаково 24ч.)
-Слушайте сказку дальше: Бежала девочка, бежала, увидела – стоит печь. – Печка, печка, скажи, куда гуси – лебеди полетели? – Печка ей отвечает: -Выполнишь моё задание, скажу.
-Поможем девочке? (Г) Соревнование на смекалку. Каждая команда получает танграм. Нужно составить фигурку печки и наклеить её. Какая команда справится быстрее.
|
Танграм |
|||||||||||||||||||
Критерии успеха | Готовые аппликации прикрепляются на доску. Подведение итога, похвала ребят за работу. | ||||||||||||||||||||
Середина урока
|
Решение логических задач.
– Молодцы. Слушайте сказку дальше: Печка ей сказала, куда полетели лебеди. Побежала девочка дальше – стоит яблоня. – Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси – лебеди полетели? – Справишься с моим заданием, скажу.
– В математике есть задачи, для решения которых необходима смекалка и сообразительность, в которых не следует сразу вычислять, а вначале необходимо подумать, порассуждать, найти способ решения.
Проблемная ситуация – Бабушка разложила на тарелки зеленого, красного и желтого цветов перец, помидоры и огурцы. Ответьте, что где лежит, если известно, что перец лежит не на зеленой тарелке, помидоры – не на зеленой и не на красной.
(Г) – Как удобно решать такие задачи? Решение задачи с помощью таблицы. -Что для этого надо сделать? 1. Прочитать задачу. 2. Выделить о чем в ней говорится. 3. Рассположить данные в таблице. 4. Внимательно читать условия, расставляя + и– анализируя условие “не”. 5. Вести рассуждения, употребляя слова “если…то” Предлагаю детям читать текст и по каждому условию заполнять ячейки: да – галочка или плюс, нет- крестик или минус.
– Это задачи, где не надо вычислять для ответа на вопрос. Надо вести рассуждения. Группы решают задачу, объясняют решение.
(И) Предлагаю потренироваться в решении подобных задач. РАБОТА ПО ИНД. ЛИСТАМ (с.101) Взаимопроверка
Физминутка – Слушайте сказку дальше: Яблоня ей сказала, куда полетели лебеди. Побежала девочка дальше. Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке Баба – Яга. Девочка вошла в избушку: -Здравствуй, бабушка! -Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась? -Верни мне братца! -Выполнишь все мои задания, верну.
Решение логических задач с помощью кругов Эйлера – Венна. Задача: “Бананы” и “Апельсины” (Г) 9 моих друзей любят бананы, 8 – апельсины, а 3 – бананы и апельсины. Сколько у меня друзей? – Какие пути решения предложите? (решать задачу при помощи кругов Эйлера-Венна)
|
Рисунки тарелок, овощей, таблицы
Карточки для индивидуальной работы Сигнальные карточки
Листы бумаги
|
|||||||||||||||||||
Критерии успеха | Решение
Изобразим два множества, так как два вида фруктов. В одном я буду фиксировать друзей, которые любят бананы, а в другом – апельсины. Поскольку некоторые ребята любят и то и другое, то круги нарисую так, чтобы у них была общая часть. В общей части ставим цифру 3. В оставшейся части «бананов» круга ставим цифру 6 (9-3=6). В свободной части «апельсинов» круга ставим цифру 5 (8-3=5). А теперь рисунок сам подсказывает, что всего друзей: 6+3+5=14 бананы апельсины
|
Сигнальные карточки
|
|||||||||||||||||||
Конец урока | Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Вот что было дальше: Баба – Яга не захотела возвращать братца. Тогда девочка схватила его и побежала. Баба – Яга в погоню гусей отправила.
Сестра с братцем добежали до яблони. Попросили у яблони помощи. Яблоня заслонила их ветвями, прикрыла листами. Гуси – лебеди полетали, покричали и ни с чем улетели к Бабе – Яге. А яблоня попросила рассказать ей, что с ними случилось. Поможем?
– Расскажите, какая была цель нашего урока? – Мы достигли ее? – А над чем еще надо поработать? – Оцените свою работу на уроке. Девочка сказала яблоне спасибо и вместе с братцем прибежали домой. А тут и отец с матерью пришли.
– Чему учит сказка? – Наш урок подходит к концу. – Покажите, с каким настроением вы заканчиваете занятие. -Кто чувствовал себя на уроке уверенно, комфортно? Похлопайте громко в ладоши. –Кто чувствовал себя неуверенно, была проблема, он ошибался? Потопайте.
Мы гостей сегодня ждали И с волнением встречали. Хорошо ли мы умеем Рассуждать и отвечать? Не судите очень строго, Ведь учились мы немного. Приходите снова к нам, Рады мы всегда гостям!
|
Дерево |
|||||||||||||||||||
Дополнительная информация | |||||||||||||||||||||
Дифференциация.
Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
|
Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретённые знания? |
Межпредметные связи.
Соблюдение СанПиН ИКТ компетентность Связи с ценностями |
|||||||||||||||||||
Дополнительные задания
Прыжки. 1 место – мышка 2 место – белка 3 место – заяц Завтрак. Папа – чай Мама – молоко Сын – сок |
Вопросы, чтобы оценить, насколько хорошо дети поняли тему урока:
Каким нужно быть, когда слушаешь условие задачи? (Внимательным.) Самооценивание. |
Межпредметные связи.
Обучение грамоте, худ.труд. Физкультминутка.
|
|||||||||||||||||||
Ссылка на материал: https://yadi.sk/i/8ughORP33QPCTW