Ваша заявка принята

В течении 3-12 часов на указанный емаил мы отправим реквизиты для оплаты.
Ожидайте, мы обязательно с вами свяжемся!

Роль семьи в воспитании детей

Казахстан, г. Алматы
Спортивная школа-интернат для одаренных в спорте детей
Учитель истории
Лисица Е.Н.

Цель: обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности учащихся и их сознательному отношению к учебе.

Задачи:

  • формировать единые позиции (подходы) коллектива родителей по стратегии воспитания и обучения детей;
  • мотивировать родителей к участию в воспитании у детей сознательного отношения к учебе.

Каждый  человек  на  протяжении  своей  жизни, как  правило,  является  членом  двух  семей: родительской, из  которой  он  происходит, и  семьи, которую  он  создает  сам. На  жизнь  в  семье  родительской  приходятся  дошкольный, подростковый  и  юношеский  возрасты. Это  стадии  наиболее  интенсивного  биологического  и  психического  развития.

В  подростковом  возрасте  во  всей  жизни  детей  доминирует  школа. Роль  ученика  влечет  за  собой  ответственность  за  успехи  в  учебе  и  связанную  с  этим  работу  в  школе  и  дома. В  школе  ученик  должен  справляться  с  многочисленными  требованиями  как  учителей, так  и  других  учеников. Долг  родителей – помочь  ребенку  в  выполнении  школьных  обязанностей, хорошо  к  ним  подготовить  и  облегчить  их  выполнение  дома. Родителям  необходимо  наблюдать  за  всем  процессом  учебы. Причем  интерес  к  этому  должен  быть  естественным  и  наглядным, так  как  в  начальный  период  большинство  детей  учится  как  бы  для  родителей  или  учителей  и  лишь  позже  у  них  развивается  познавательная  мотивация, связанная  с  увлечением  тем  или  иным  предметом.

Ребенок  становится  членом  школьного  коллектива. У  родителей  появляется  новая  задача – помочь  ему  спокойно, безболезненно  войти  в  необычную  для  него  социальную  среду.  Вполне  понятно, что  при  этом  возникает  необходимость  в  сотрудничестве  с  педагогами  и  школьными  психологами. Даже  самые  лучшие  педагоги  не  в  состоянии  самостоятельно  преодолеть  все  трудности  воспитания  ребенка. Им  необходима  помощь  родителей. Для  этого  существуют  родительские  собрания  и  частные  беседы, в  которых  учитель  и  родители  могут  поделиться  знаниями  о  ребенке, объяснить  свои  цели  и  взгляды  на  воспитание.

От  того, как  мы  общаемся  друг  с  другом, как  организуем  свой  быт, чем  заполняем  свой  досуг, к  чему  проявляем  интерес, зависит  культурный  климат  семьи. Постоянно  находясь  в  этом  «климате», ребенок  пропитывается  нашими  вкусами, подхватывает  наши  привычки, жесты, манеру  поведения. Присмотритесь  к  своему  ребенку: как  он  общается  со  сверстниками  и  взрослыми? Как  ведет  себя  на  людях? Не  случается  ли, что  его  поведение  вызывает  осуждение  окружающих? Уже  ребенку  дошкольного  возраста  необходимо  объяснить, что  вести  себя  развязно, привлекая  внимание  окружающих, неприлично; что  громкий  разговор  и  капризные  притязания  вызывают  у  людей  осуждение, что  грубое  слово  или  жест – это   признак   невоспитанности. Если  в  семье  принято  курить, сквернословить  и  употреблять  пиво  как  прохладительный  напиток, как  объяснить  учащемуся, что  это  делать  не  просто  плохо, а  недопустимо!

Внимательное  отношение  родителей  к  школьным  делам  заставляет  и  детей  ответственно  относиться  к  учебе  и  делам  класса.

Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка, а так же играет огромную роль, на всем периоде обучения. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима.

Из истории образования. «Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери».                                          В.А. Сухомлинский

Презентация:  «Школа — семья — ребенок»

Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает!

Из истории образования. «Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Если мы будем стремиться к тому, чтобы все силы ребенка были поглощены уроками, жизнь его станет невыносимой. Он должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами».                  В.А. Сухомлинский

Обратим внимание на слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского. Он говорит о том, что семья берет на себя весомую долю заботы о всестороннем развитии ребенка. Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.

Особого внимания семьи требуют эмоционально чувствительные, ранимые, застенчивые дети, которые болезненно реагируют на замечания учителя, насмешки сверстников, глубоко переживают собственные неудачи и ошибки, что может стать причиной негативного отношения к школе и даже отказа ее посещать. Родителям таких детей нужно поговорить с учителем об индивидуальных особенностях ребенка, оказать ему помощь в налаживании отношений с одноклассниками. Важно с пониманием относиться к переживаниям детей, ненавязчиво побуждать рассказывать о своих взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми вне семьи. Это поможет правильно оценивать как собственные поступки, так и критические замечания, сделанные ребенку: «Мне кажется, что учитель прав…», «Давай подумаем, почему дети не захотели с тобой играть», «Правильно ли ты оценил свою работу?» и т.п.

Постепенно у школьника формируется потребность делиться с близкими своими переживаниями, искать у них совета и помощи. Будьте при этом доброжелательными советчиками, а не строгими судьями, но не решайте за него все проблемы, лишая его самостоятельности.

Воспитание культуры поведения и сознательного отношения к учебе.

Современную школу мы рассматриваем как педагогическую систему, где воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов. Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование.

Дисциплина, прежде всего, обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения ее качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и содержательная организация учебной работы! Обеспечение с первых дней учебного года переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.

Просмотр  видео  ролика «ИЗ ЖИЗНИ 8 «В» КЛАССА»

Вторая важнейшая задача – воспитание сознательного отношения к учебе, целеустремленности, трудолюбия, в основе которой лежит формирование у школьников положительных, социально значимых мотивов учения. Стиль воспитательной работы педагогов школы – это тактичность в отношениях с обучающимися и родителями, убеждение как основной метод разрешения проблемных ситуаций, индивидуальный подход к каждому ребенку, уважительное отношение к его достоинству, соблюдение прав ребенка в его самоопределении. Воспитание ответственного отношения школьника к учебе будет наиболее эффективным при условии побуждения интереса школьника к учебной деятельности, развитии у него адекватной самооценки, при содействии семьи в развитии ответственного отношения школьника к учению.

Семья имеет все возможности для воспитания у детей сознательного отношения к труду и учебе. Пример родителей является главным фактором воспитания в семье. Отношение родителей к труду, к повышению своего образовательного уровня является главным ориентиром для детей в семье. Однако всю значимость труда дети осознают лишь в процессе собственной трудовой деятельности.

Дети и подростки, которые в семье регулярно выполняли посильные дела, отличаются более сознательным отношением к учебе в школе и общественной деятельности. Отношение ребенка к учебе, к приобретению знаний тоже может формироваться в семье, в ее интеллектуально-культурной обстановке. В семье необходимо удовлетворять и развивать многосторонние детские интересы к политике, науке и технике, литературе, спорту и туризму.

Какую помощь может оказать семья ребенку, обучающемуся в школе?

  1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности, навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю, раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой помощи нуждается ребенок.
  2. Терпимо относитесь к тому, что ребенок не сразу усваивает новые знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал», «не стараешься», «не выучил».

Если ребенок все время боится, что его будут ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх — плохой помощник, как в воспитании, так и в обучении.

  1. При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности. Постарайтесь вместе с учителем разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их. Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает трудности? Как помочь ему их преодолеть?
  2. Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи

в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят

свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок

(«я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя,

а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.

5. По чаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим, принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.

Замечательно сказал об этом В. Берестов:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что — малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Видео  «Обращение  учащихся   в своим  родителям»

Я надеюсь, что Вы взяли на вооружение мои советы и воспользуетесь ими.

Хочется закончить наше собрание словами Великого педагога А.Макаренко

“Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”. Всего Вам доброго, до свидания.

 

 

Скачать разработку

Для заказа пишите в WhatsApp

+7 776 987 0729

Либо отправьте заявку с сайта (Просьба не дублировать сообщения, мы отвечаем в течении 1-3 часов)

Добавить комментарий

Your email address will not be published. Required fields are marked *