Рыночная экономика и деньги
Казахстан, Актюбинская область, Хромтауский район
Акжарская средняя школа
Учитель истории, права и обществоведения
Расмагамбетова Елена Борисовна
Цель урока: Подвести учащихся к раскрытию функции денег, закона денежного обращения, денежной система и ее элементов, реформ, рыночной экономики.
Задачи:
О. формирование следующих понятий: товар, его свойства, их функции. Познакомить с основным законом бизнеса.
Р. Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы; работать в группах, работать с текстом учебника.
В. Способствовать воспитанию у учащихся умения свободно ориентироваться в условиях рыночной экономики.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: проблемно – поисковый, наглядный, словесный
Форма работы: индивидуальная работа, в парах и группах
Результаты обучения:
Знать: роль, рыночной экономики в обществе, реформы
Уметь: самостоятельно работать с новым материалом, заниматься поисковой работой
Оборудование: учебник, ИКТ.
План урока:
№ | Элемент урока по структуре ППТ | Вид работы | Время |
1 | Пропедевтическая практика | «Повторим еще раз!» | 7 мин |
2 | Ориентация | «Сегодня на уроке» | 3 мин |
3 | Презентация | «О самом главном» | 10 мин |
4 | Практика на примерах | «Работаем сообща» | 10 мин |
5 | Управляемая практика | «Прояви себя» | 5 мин |
6 | Независимая практика в классе | «Знания и умения» | 7 мин |
7 | Домашняя самостоятельная практика | «Это вы можете» | 3 мин |
Ход урока:
№ | Вид работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 | «Повторим еще раз!» | 1.Орг. момент Психологическая релаксация «Если вы»
2.Опрос дом. задания Вопросы: |
Учащиеся выполняют упражнения разминки, отвечают на вопросы. |
2 | «Сегодня на уроке»
Стадия Вызова |
«Мозговой штурм»
Вопросы для обсуждения: 1.Что называется товаром? 2.Каковы свойства товара? 3.Каковы функции денег? 4.Что такое рынок? -О чем мы сегодня будем говорить на уроке? |
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, определяют тему урока, записывают в тетрадь. |
3 | «О самом главном»
Стадия Осмысления |
Товар – продукт, изготовленный для обмена. Рынок — институт, который сводит вместе покупателей и продавцов. Деньги — особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. Стоимость и цена товара Спрос — количество товара, которое покупатели готовы купить по конкретной цене в данное время. Предложение — объем товаров для продажи. Конкуренция — соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Монополия – господствующее положение на рынке предприятия или группы предприятий, что позволяет им контролировать и определять цены. |
Составьте опорную схему используя учебник и раздаточный материал.: Самооценка. |
4 | «Работаем сообща» | Работа в группах
Учитель делит класс на три группы. Задание: познакомиться с основными функциями денег по тексту учебника стр. 71-72, ответить на вопросы. 1 группа: Какова роль денег как средства обращения? Привести примеры. 2 группа: Какова роль денег как меры стоимости? Привести примеры. 3 группа: Какова роль денег как средства накопления? Привести примеры. Вывод: Деньги, реализуя функцию средства обращения, делают удобным и простым товарообмен; как мера стоимости они позволяют выразить в денежной единице стоимость любого товара, а как средство накопления позволяют сосредоточить у себя богатства, делать сбережения, как средство платежа позволяют пользоваться товаром, а затем расплачиваться за него, а как мировые деньги позволяют вести торговлю с другими странами |
Составляют схему, обмениваются мнением, делают выводы, выделяют главное. Самооценка |
5 | «Прояви себя» | Какие функции денег в следующих ситуациях:
А)Буратино мечтал о билете в кукольный театр Карабаса-Барабас Б)Азбуку Буратино с неохотой променял на 5 грошей какому-то мальчишке (?) В)Зажав деньги в кулаке, Буратино отправился к кассе, где за 1 грош приобрел билет на завтрашнее представлениие (?) Г)Оставалось еще целое богатство- 4 гроша.(?) Д)Один грош завалился за подкладку.(?) Е)«Добрые» знакомые кот Базилио и лиса Алиса посоветовали буратино зарыть денежки в землю на Поле Чудес в Стране Дураков. Чтобы из них выросло целое денежное дерево.(?) Ж) Вот когда дерево даст плоды- гроши, лиры, доллары, фунты, на них можно будет купить не только театр Карабас-Барабаса |
Отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга. Взаимооценка. |
6 | «Знания и умения» | Напишите эссе «Для чего нужны деньги?» | Пишут эссе. |
7 | «Это вы можете»
Рефлексия |
1.Рефлексия урока: «Игра Веночек».
Ребята кладут руки в одну сторону на плечи друг другу и говорят о тех знаниях, которые приобрели на уроке. Домашнее задание параграф 12 |
Записывают дом.задание, подводят итоги урока |