Самостоятельные и служебные части речи
Казахстан, Алматинская область, Талгарский район
ГКУ “Общеобразовательная средняя школа №17 с ДМЦ”
Учитель русского языка и литературы
Князева Екатерина Васильевна
Цель урока: выявить особенности самостоятельных и служебных частей речи, систематизироват
• Развивать творческие способности учащихся; умение мыслить критически;
развивать языковые и лингвистические компетенции.
• Способствовать сплочению детского коллектива, прививать навык сотрудничества путём работы в группах.
Задачи:
– исследовать тему и обосновать выводы;
– совершенствовать устную и письменную речь;
– воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Этапы урока:
- Орг. момент.
- Определение темы и целей урока.
- Работа по теме урока.
- Закрепление темы.
- Информация о домашнем задании.
- Итоги урока. Рефлексия.
- Оценивание.
Этап урока | время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Приветствие. Настрой на урок. |
1 мин | – Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас на уроке.
Прозвенел звонок и смолк, |
Кивают головой
Садятся Повторяют девиз урока «Больше дела, меньше слов». |
II. Определение темы и целей урока.
III. Работа по теме урока.
IV. Закрепление темы
V. Информация о домашнем задании
VI. Итоги урока. VII. Оценивание учащихся.
|
8 мин
3 мин
3 мин
1 мин
1 мин
6 мин.
4 мин.
3 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин. 1 мин. |
– Ребята, внимание на лист оценивания.
Ставьте себе баллы от 0 до 3-х за каждое выполненное задание. Критерии у вас на листах обозначены. – Ребята, у вас на партах лежит стихотворение Ольги Высотской «Веселая грамматика». – Читайте его вместе со мной. Оно поможет формулировать тему урока . Существительное – школа. Просыпается – глагол. С прилагательным – веселый Новый школьный день пришел. Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье, без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим. Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. Не и ни у нас частицы. Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях. Здесь особенно уместны Междометья ох и ах! А потом У теплой печи Повторяем Части речи!
– Вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? -Ребята, посмотрите на доску. Задание 1: Составьте и запишите предложения из данных слов, ставя их в нужную форму.
-Надпишите названия частей речи над словами.
– Попробуйте составить предложения из данных слов:
– Удалось ли вам это? Почему? – Вы можете сказать, как называются эти части речи? – Запишите тему урока «Самостоятельные и служебные части речи». – Давайте определим цель и задачи урока – Ребята, у вас на партах лежат таблички ЗХУ – вам необходимо заполнять её. Знаем: Хотим узнать: Узнали:
– Ребята, откройте учебник и прочитайте теоретический материал § 32 -Какие самостоятельные части речи вам известны? Почему они так называются? – Какие служебные части речи вам известны? Почему они так называются? – В чем отличие самостоятельных частей речи от служебных?
– А теперь развернитесь друг к другу и прочитайте стихотворение «Служить бы рад». – Какую информацию о служебных частях речи оно несет? – Найдите в тексте служебные части речи. – Какова их роль в предложении?
Предлоги, союзы, частицы – Все встали в один хоровод, Служебные, важные лица – На редкость серьезный народ. Без них обойтись невозможно, И знают об этом они. Всегда и во всем осторожны: Нигде не гуляют одни. Но исподволь и незаметно Значенье свое принесут, Здесь свяжут, а рядом разделят, Укажут и силу дадут.
– Проверим, правы ли вы. В этом вам помогут стихотворения – загадки. В предложении на службе С падежом всегда он в дружбе, На него показывает И слова все связывает. – Это? (Предлог) – Ребята, если вы знали, ЧТО ТАКОЕ ПРЕДЛОГ, занесите эту информацию в таблицу ЗУХ в графу «Я это знал». Если узнал, то в графу «Узнал». Если вам хочется узнать о предлоге, то в графу «Хочу узнать».
Объединять и связывать стараюсь Я равных и неравных в нужный час. Порою я совсем не повторяюсь, Порою повторяюсь много раз. (Союз) – Ребята, если вы знали, ЧТО ТАКОЕ СОЮЗ, занесите эту информацию в таблицу ЗУХ в графу «Я это знал». Если узнал, то в графу «Узнал». Если вам хочется узнать о союзе, то в графу «Хочу узнать».
Подведение промежуточных итогов, соотнесение новых знаний с таблицей ЗХУ.
Развернитесь к товарищам и работайте в группах. (отрывки у групп разные) -Перед вами отрывок из сказки К. Чуковского «Краденое солнце». Вам нужно восстановить текст. 2-ая группа – Прочитайте отрывок из сказки Ершова «Конек – горбунок», в котором отсутствуют служебные части речи. Ветер … ночи собирался; …Иван ночлег собрался; Вдоль … улице идет, Ест картошку … поет. … он поля достигает Руки … боки подпирает … … прискочкой … пан, Боком входит … балаган. Все по – прежнему стояло, … коней … … бывало; … игрушка – горбунок … его вертелся ног. – Восстановите текст, используя слова для справок. Слова для справок: К, на, по, да, вот, в, и, с, словно, но, как, не, лищь, у.
3-я группа Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А.С.Пушкина они взяты? С помощью каких слов можно восстановить стихотворение. – Редактируйте тексты в листах. А ТЕПЕРЬ СВЕРЬТЕ СВОИ РАБОТЫ С ДРУГИМИ ГРУППАМИ. -РЕБЯТА, У КОГО ТЕКСТ ИЗ СКАЗКИ «Конек-горбунок» – У кого отрывок из сказки «Краденое солнце»? – У кого стихотворение Пушкина? -ПРОВЕРЬТЕ ДРУГ У ДРУГА ТЕКСТЫ ПРОЧИТАЙТЕ ИХ. – Для чего служат в предложении предлоги? – Какую роль в предложении выполняют союзы? – Можно ли обойтись без служебных частей речи? – Таким образом, мы пришли к выводу об их значимости.
Ответьте на вопрос: «В чем сходство и различие самостоятельных и служебных частей речи?» Напишите мини-сочинение: «Зачем мы употребляем в речи предлоги, союзы и частицы»
Для чего используют служебные части речи? Во время подведения итогов заполняется 3 графа таблицы ЗХУ. Оценивание учащихся. – Ребята, подсчитайте баллы. Результаты на доске. Учащиеся говорят свои итоговые баллы. Спасибо за урок!!! |
Ученики слушают стихотворение и читают его сами.
1. Учащиеся составляют из данных слов предложения. Из 3-х полученных предложений получается текст. Бабушка, любить, свои, внуки.
2. Указывают над словами названия частей речи.
3. Пробуют составить предложения из данных слов: Учащиеся дают ответы на заданные вопросы.
Дети формулируют тему урока. Записывают в тетрадь число и тему урока.
Дети определяют цели урока. ОТВЕЧАЮТ – познакомиться с частями речи, доказать их значимость в русском языке. Ученики работают с таблицей ЗХУ
Ребята читают теорию на стр. 79 – 80.
Морфология Ответы детей Самостоятельные части речи имеют лексическое значение; служебные части речи не являются членами предложения;
Читают стихотворение , находят служебные части речи. Говорят о том, для чего нужны служебные части речи в предложении.
Предлог Заполняют таблицу ЗУХ
Союз
Заполняют таблицы ЗХУ
(Дети записывают и далее зачитывают свои тексты) Ученики письменно работают над текстами. Восстанавливают их с помощью служебных частей речи.
Вечер к ночи пробирался;
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
СРАВНИВАЮ ТЕКСТЫ ДРУГ С ДРУГОМ
(без служебных частей речи мы не сможем высказать свои мысли правильно)
(Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении)
(Союзы соединяют однородные члены, простые предложения в составе сложного и предложения в тексте)
Учащиеся работают с предложениями.
Выполняют упражнение. Делят между собой предложения. Вписывают слова в готовые таблицы Делят между собой предложения.
Записывают в дневники домашнее задание.
1.Предлоги служат для связи слов в словосочетании и предложении.2.Со Во время подведения итогов заполняется 3 графа таблицы ЗХУ. Дети читают свои таблицы ЗУХ. Под |