Семья. Семейные ценности на основе национальных традиций
Цель тренинга: воспитание культуры семейных отношений. Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, семье, отчему дому, семейным традициям.
Задачи: определить установки и ценностные ориентации студентов, связанные с созданием семьи; уделить внимание ролевым функциям в создании семейного очага; провести практикум.
Подготовительная работа:
Участники: педагоги, психологи колледжей, студенты 1 курса .
Эпиграф: «Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга»
План тренинга
- Домашнее задание сделать презентацию своей семьи. Какие традиции есть в вашей семье (походы, выезды на природу, праздники, дни рождения, подарки, хранить или собирать предметы старины)
- Ассоциации
- Ролевая игра «Моя семья»
- Упражнение «Мне дали имя…..»
- Казахская народная игра
- «семейная ситуация- 1»
- Упражнение 4 создать герб семьи
- Упражнение «Основные ценности которые помогают сохранить семью»
Правила работы:
-
Правило руки. Если кто-то хочет высказаться, надо поднять руку.
-
Каждое мнение имеет право на существование. Не надо бояться высказываться, надо быть активным. Даже ошибочное и парадоксальное мнение имеет право на существование.
- Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.
- Конфиденциальнос
ть всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.
– Кто согласен с нашими правилами?
Что такое семья? Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской семье, потом в своей собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? (Ответы)
1. Упражнение «Ассоциация»
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это настроение, то какое…
Обсуждение возникших ассоциаций.
Всегда ли ассоциации соответствуют действительности
Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребенка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки, или называли ребенка именем известного человека, чтобы он перенял его черты характера,
2. Упражнение «Мое имя»- каждый участник называет свое имя и рассказывает почему ему дали такое имя, с какой историей это связано
3. ролевая игра «Моя семья»
Объяснение правил игры
Сегодня мы с вами играем в игру «Моя семья». У каждой семьи есть свой дом (показывает направо, налево, где полукругом стоят стулья). У каждой семьи есть своя продуктовая корзина, куда мы будем складывать призы за выигрыш в каждом конкурсе. Призы будут продуктовые и витаминные: яблоки и апельсины!
Разбивка участников на 2 команды-семьи, распределение ролей в семье
самоклейки надписи: әке-отец, ана-мама,әже- бабушка, ата- дедушка, апке-сестра, аға-брат, іні-братишка, қарындас-сестрен
А теперь посмотрим, какая семья быстрее войдет в образ!
В корзинке лежат костюмы семьи: галстук, платок, очки, фартук, бейсболка, юбочка
Участники надевают ролевые аксессуары.
Знакомьтесь – семья ……! Знакомьтесь – семья ……..! фото на память
Первый апельсин в продуктовую корзину семьи …,
которая быстрее вошла в образ!
РОЛЬ ӘЖЕ- БАБУШКИ:
Скажите, пожалуйста, какую роль в семье играет бабушка?
Высказывания ребят и обсуждение роли бабушки в семье:
хранитель покоя и мира в семье, миротворец, утешитель, воспитатель,пече
Вы совершенно правы, :
Бабушка наша мудра и добра, мир и покой сохраняет она!
печет, готовит, стирает, вяжет и шьет!
На ночь сказку нам расскажет, колыбельную споет!
А сейчас мы проверим, в какой семье бабушка лучшая рассказчица:
игра «кто лучше расскажет сказку»
РОЛЬ АНА- МАМЫ:
Какое первое слово произносит ребенок? Правильно: мама!
Мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в семье играет мама? (Высказывания ребят).
Семья может помогать маме! Раз, два, три – начали!
Высказывания ребят: названия блюд (предварительно в каждой семье выбрать “бухгалтера” – кто считает супы)
Супы и бульоны: борщ, борщ с фрикадельками, борщ украинский, ,борщ летний, борщ с грибами, щи из сежей капусты, щи из квашеной капусты, щи зеленые, щи летние, щи с фасолью, окрошка овощная окрошка мясная; Молодцы! Мамы знают много супов и, наверное, вкусно их готовят!
Победила мама из семьи … – приз-апельсин в корзинку!
РОЛЬ АТА- ДЕДУШКИ:
А какую же роль в семье играет дедушка?
Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки: главный умелец, все в доме ремонтирует-чини
Мудрый и строгий. Умелые руки.
Вот мы сейчас и посмотрим, какой дедушка лучше умеет играть с внуками!
Игра с внуком, приз-апельсин в продуктовую корзину семьи победителей.
РОЛЬ ӘКЕ- ОТЦА:
Ребята, а какую роль в семье играет папа?
Высказывания ребят о роли отца в семье
Игра: комплименты маме ( “бухгалтер” считает очки)Приз-апельсин в потребительскую корзину семьи.
РОЛЬ БАЛА- РЕБЕНКА
Семья без ребенка – не семья.
А зачем семье нужен ребенок?
Высказывания ребят.
Что же такое семья, ребята? Высказывания ребят.
Конечно, семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно.
В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, а, главное – нас любят!
Просто любят нас – такими, какие мы есть.
- Залог дружной семьи это гостеприимство. Как нужно встречать гостей?
- Казахская народная игра
- «Семейная ситуация- 1»
Семья поздравляет с днем рождения ребенка, родители делают все чтобы обрадовать и удивить ребенка (распределить роли и слова)
семейная ситуация -2
Разберемся в такой ситуации.
1) Вы пришли домой, а там безрадостная или гнетущая атмосфера. И такой вопрос предлагаю я для вашего обсуждения «Как повысить настроение папе и маме?»
Предложения участников.
7. Упражнение создать герб семьи
Упражнение на завершение тренинга
8. Упражнение «Основные ценности которые помогают сохранить семью»
Психолог раздает понятия , а учстники объясняют его применительно к семейной жизни.
• Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)
• Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)
• Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)
• Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)
• Компромисс. (Умение уступать друг другу.)
• Признание. (Уважение и благодарность.)
• Приспособляемост
• Любовь. (Нежная забота друг о друге.)
• Верность. (Преданность друг другу.)
• Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)
• Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)
• Желание. (Отношения необходимо поддерживать неожиданными всплесками страстей.)
• Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)
• Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)
• Совместное времяпрепровожде
Таким образом, для хорошей семьи характерно: уважение друг к другу; честность; желание быть вместе, сходство интересов и жизненных ценностей. В здоровой семейной системе каждый человек связан со всеми членами семьи, есть общие цели и планы, члены семьи поддерживают друг друга, доверяют друг другу, совместно проводят досуг; разделение ответственности происходит гибко, есть семейные ритуалы и правила; они с удовольствием общаются друг с другом, заботятся о детях.
В неблагополучной семье все наоборот — психологически незрелые люди не умеют строить отношения в семье, часто появляется насилие, чрезмерные требования друг к другу, возникают проблемы во взаимоотношениях
9. Какие семейные традиции и семейные реликвии есть в ваших семьях?
Выступления детей. Презентация семьи